Kobrin district


Our partners





Category of protection: 4

International importance:
It is included in 1964 in the list of the protected plants and the 1st and 2nd editions of the Red List of Belarus (1981, 1993). It is protected in Ukraine and Poland.

Perennial grassy plant with a golden-yellow scaly bulb and an upright olistvenny stalk 30-120 cm high. Leaves are shirokolantsetny, in a middle part of a stalk are collected on 6-8 (10) in a false verticil, in top - next. Flowers large, hanging, in a top rare brush. Okolotsvetnik with 6 the unbent leaflets, dirty-pink with dark stains, oblong dugoobrazno. A fruit - a mnogosemyanny six-sided obratnoyaytsevidny box.

Eurasia (Europe, Siberia, Far East). The relic Pontic-Sarmatian look which is in Belarus on northern border of an evropeyyosky fragment of an area. Meets sporadic in all areas of the republic, it is the most rare in the Mogilev and Vitebsk regions. Locations in Baranovichskom, Berezovsky, Brest, Gantsevichsky, Ivanovskoye, Ivatsevichsky, Kamenetsky, Luninetsky, for Lyakhovichsk, Maloritsk, Pinsk, Pruzhansky and Stolinsky districts of the Brest Region, in Verkhnedvinsky and Lepelsky districts of the Vitebsk Region, in the Gomel, Dobrushsky, Zhitkovichsky, Kalinkovichsky, Lelchitsky, Loyevsky, Mazyr, Recyca and Hoyniksky districts of the Gomel Region, in Volkovyssky, Grodno, Dyatlovsky, Zelvensky, Ivyevsky, Novogrudsky, Oshmyansky, Svislochyosky, Smorgonsky and Shchuchinsky districts of the Grodno Region, in Borisovsky, Vileysky, Volozhinsky, Dzerzhinsk, Kletsky, Logoysky, Minsk, Smolevichsky and Stolbtsovsky districts of the Minsk Region are known. in Osipovichsky and Cherikovsky districts of the Mogilev Region. Earlier Kobrin, Loyev, Mogilev, Novogrudok, Svisloch, the villages of Barbarov and Bibikovo (The Mazyr district), Borisovshchina (Hoyniksky district), Karpilovk (Uzdensky district), Lozovo (Osipovichsky district), Lukovo (Maloritsky district), Otolchitsa (Ivanovyosky district), Yurovichi (Kalinkovichsky district) and of Masalovshchizn (The Slutsk County), and also for Bialowieza Forest was specified for the neighborhood of the cities of Grodno, Gomel.

The broad-leaved and coniferous and broad-leaved woods, are more rare pine forests and fir groves with a filbert in an underbrush, occasionally small-leaved (birch forests, aspen forests) and the mixed pine and birch woods. Typical forest mezofit, preferring a penumbra and soils rich with a humus.

Blossoms at the end of June - July, fructifies in August - September. Entomofil (it is pollinated by insects), self-pollination is possible. Reproduction seed and vegetative (in natural fitotsenoza reproduction is noted by scales of bulbs). Ballistas.

Number and tendency of its change:
Usually grows at small groups or separate copies, places (in the Grodno and Brest districts) forms considerable on the area and number of population. In the conditions of the Berezinsky biospheric reserve usually poorly blossoms and poorly vegetativno breeds. Fluctuation of number of individuals by years, especially quantities generative (blossoming and fructifying) plants is noted.

Major factors of threat:
Anthropogenous: economic transformation of lands, the cabin of the wood of the main use, the increased recreational loadings (trampling, collecting plants) and a cattle pasture. Natural: a limiting factor in advance of a view of the North is, apparently, climatic; oppression of plants causes also strong shading arising at natural suktsessionny processes in fitotsenoza.

Protection measures:
"Bialowieza Forest", a number of wildlife areas in Brest grows in territories of the Polesia radiation and ecological reserve and the Berezinsky biospheric reserve, national parks "Pripyat" also ("Baranovichsky", "Boretsky", "Bugsky", "Buslovka", "Vorokhovo", "Lukovo", "Pribuzhsky Polesia", etc.) Vitebsk ("Osveysky"), Grodno ("Gozhevsky", "The castle wood", "the Lipichansky dense forest", "Kotra") and Minyoskoy ("Alba", "Brishche", "Volmyansky", "Glebkovka", "Kozyrsky", "Stiklevo", "Yukhnovsky") areas. It is grown up in the Central botanical garden NAN of Belarus, botanical gardens of the Vitebsk university and BGU, on a site in the Republican ecological center of pupils and youth (Minsk), long since cultivated by the population of the republic. Audit of the known locations and periodic ecological and biological control of their state, prevention in places of growth of anthropogenous influences are necessary (the selective sanitary cabins and cabins of leaving which are carried out to winter time are admissible); periodic clarification of a habitat (thinning of a wood and shrubby tier) and broader introduction of a look to culture as an ornamental, medicinal and melliferous plant is recommended.

Originators: Semerenko L.V.

Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Кобринский район

Навигация


Наши партнеры

Виртуальное путешествие по всему городу Кобрину

подготовка журнала к печати

Растительный мир

ЛИЛИЯ КУДРЕВАТАЯ (ЦАРСКИЕ КУДРИ)

Тип: СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ (PLANTAE VASCULARES)
Отдел: ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) (ANGIOSPERMAE (MAGNOLIOPHYTA))
Класс: ОДНОДОЛЬНЫЕ (ЛИЛИОПСИДЫ) (MONOCOTYLEDONES (LILIOPSIDA))
Порядок: ЛИЛИЕЦВЕТНЫЕ (LILIALES)
Семейство: ЛИЛЕЙНЫЕ (LILIACEAE)

Вид:  LILIUM MARTAGON L.
          ЛIЛЕЯ КУЧАРАВАЯ (ЦАРСКIЯ КУЧАРЫ)

Категория охраны: 4



Международная значимость:
Включен в 1964 г. в список охраняемых растений и 1-е и 2-е издания Красной книги Беларуси (1981, 1993). Охраняется в Украине и Польше.

Описание:
Многолетнее травянистое растение с золотисто-желтой чешуйчатой луковицей и прямостоячим олиственным стеблем высотой 30-120 см. Листья широколанцетные, в средней части стебля собраны по 6-8 (10) в ложной мутовке, в верхней - очередные. Цветки крупные, поникающие, в верхушечной редкой кисти. Околоцветник с 6 продолговатыми дугообразно отогнутыми грязно-розовыми с темными пятнами листочками. Плод - многосемянная шестигранная обратнояйцевидная коробочка.

Распространение:
Евразия (Европа, Сибирь, Дальний Восток) . Реликтовый понтийско-сарматский вид, находящийся в Беларуси на северной границе европей­ского фрагмента ареала . Встречается спорадически во всех областях республики, наиболее редко в Могилевской и Витебской областях. Известны местонахождения в Барановичском, Березовском, Брестском, Ганцевичском, Ивановском, Ивацевичском, Каменецком, Лунинецком, Ляховичском, Малоритском, Пинском, Пружанском и Столинском р-нах Брестской обл. , в Верхнедвинском и Лепельском р-нах Витебской обл. , в Гомельском, Добрушском, Житковичском, Калинковичском, Лельчицком, Лоевском, Мозырском, Речицком и Хойникском р-нах Гомельской обл. , в Волковысском, Гродненском, Дятловском, Зельвенском, Ивьевском, Новогрудском, Ошмянском, Свислоч­ском, Сморгонском и Щучинском р-нах Гродненской обл. , в Борисовском, Вилейском, Воложинском, Дзержинском, Клецком, Логойском, Минском, Смолевичском и Столбцовском р-нах Минской обл. , в Осиповичском и Чериковском р-нах Могилевской обл. . Ранее указывался для окрестностей городов Гродно, Гомель, Кобрин, Лоев, Могилев, Новогрудок, Свислочь, деревень Барбаров и Бибиково (Мозырского р-на), Борисовщина (Хойникского р-на), Карпиловка (Узденского р-на), Лозово (Осиповичского р-на), Луково (Малоритского р-на), Отолчицы (Иванов­ского р-на), Юровичи (Калинковичского р-на) и д. Масаловщизна (Слуцкого уезда), а также для Беловежской пущи .

Местообитания:
Широколиственные и хвойно-широколиственные леса, реже сосняки и ельники с лещиной в подлеске, изредка мелколиственные (березняки, осинники) и смешанные сосново-березовые леса. Типичный лесной мезофит, предпочитающий полутень и богатые гумусом почвы.

Биология:
Цветет в конце июня - июле, плодоносит в августе - сентябре. Энтомофил (опыляется насекомыми), возможно самоопыление. Размножение семенное и вегетативное (в естественных фитоценозах отмечено размножение чешуйками луковиц). Баллист.

Численность и тенденция ее изменения:
Обычно растет небольшими группами или отдельными экземплярами, местами (в Гродненском и Брестском р-нах) образует значительные по площади и численности популяции. В условиях Березинского биосферного заповедника обычно слабо цветет и слабо вегетативно размножается . Отмечено колебание численности особей по годам, особенно количества генеративных (цветущих и плодоносящих) растений.

Основные факторы угрозы:
Антропогенные: хозяйственная трансформация земель, рубка леса главного пользования, повышенные рекреационные нагрузки (вытаптывание, сбор растений) и выпас скота. Природные: сдерживающим фактором в продвижении вида на север является, по-видимому, климатический; угнетение растений вызывает также сильное затенение, возникающее при естественных сукцессионных процессах в фитоценозах.

Меры охраны:
Растет на территориях Полесского радиационно-экологического заповедника и Березинского биосферного заповедника, национальных парков «Припятский» и «Беловежская пуща», ряда заказников в Брестской («Барановичский», «Борецкий», «Бугский», «Бусловка», «Ворохово», «Луково», «Прибужское Полесье» и др.), Витебской («Освейский»), Гродненской («Гожевский», «Замковый лес», «Липичанская пуща», «Котра») и Мин­ской («Альба», «Брище», «Волмянский», «Глебковка», «Козырский», «Стиклево», «Юхновский») областях. Выращивается в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси , ботанических садах Витебского университета и БГУ, на участке в Республиканском экологическом центре учащихся и молодежи (Минск), издавна культивируется населением республики. Необходимы ревизия известных местонахождений и периодический эколого-биологический контроль их состояния, предотвращение в местах роста антропогенных воздействий (допустимы выборочные санитарные рубки и рубки ухода, проводимые в зимнее время); рекомендуется периодическое осветление местообитания (прореживание древесно-кустарникового яруса) и более широкое введение вида в культуру в качестве декоративного, лекарственного и медоносного растения.

Составители: Семеренко Л.В.