Kobrin district


Our partners





Category of protection: 1

International importance:
Under the state protection in the republic it is taken for the first time in 1964. It is included in the Red List of Belarus of the 1st and 2nd editions (1981, 1993). It is protected in Latvia, Lithuania, Ukraine and Poland. It is included in the Appendix II to the Convention SITES.

Perennial grassy plant with spherical whitish-gray tubers. The stalk 10-20 cm high, thin, ridge, at the basis with two unequal leaves which are often lying on a surface of a forest laying is available 1-3 small uzkolantsetny leaflets above. Flowers small, purple-red, seldom white, are collected till 6-24 in a rare one-sided ear. The lip is three-blade, with wider and long average blade, shporets curved and is directed forward, on the end reinforced. A fruit - a dry box with very small numerous seeds.

Average (to the west of Poland does not meet) and Eastern Europe, the South of the Western and Eastern Siberia, the Far East, Mongolia, Northern China, Dzhungaro-Kashgarsky Region. In Belarus meets in separate localities and island sites of growth near the southern border of an area, there is no Polesia in northeast part of the republic and central (except for the Mazyr height). It is known mainly on plains and heights of Predpolesya and within the Belarusian ridge. It is noted in vicinities dd. Tanks, Limen and Zhuravel of Cherikovsky district of the Mogilev Region, in vicinities of the lake of Drivyata of Braslavsky district of the Vitebsk Region, in Ivatsevichsky, Pruzhansky, Baranovichsky districts of the Brest Region, in Lyubansky, Logoysky and Molodechnensky districts of the Minsk Region, in Smorgonsky district of the Grodno region. According to literary and gerbarny data it was noted in Kormyanskom (at Kosel), the Mazyr and Buda-Koshelevsky districts of the Gomel Region, in the Minsk district of the Minsk Region. in Svislochsky, Grodno, Novogrudsky and Slonimsky districts of the Grodno Region, in vicinities of Pilnya at border of Cherikovsky and Krasnopolsky districts, for the Mogilev province without detailed indication of location. The location in the Sventyansky County (Taranovo's manor) is definitely not established, perhaps, belongs to modern Postavsky district of the Vitebsk Region, or is located in the territory of Lithuania.

Grows in old-age pine and mixed (pine and birch with a fir-tree, pine and oak) the woods of mossy and orlyakovy types, often near the rivers and lakes. Meets on soils of various mechanical structure and fertility, but is more often on sandy and sandy soils. Prefers sites with well developed moss cover and not dense herbage. The root system is superficially in the soil therefore the plant is exacting to humidity of air and a laying.

Blossoms in July - August (usually not every year). Entomofil. To 80% of flowers form fruits. Seeds ripen in August - September. Breeds almost only seeds. Anemokhor.

Number and tendency of its change:
In the majority of the known locations the number of a look is small: usually is from one to several plants, about several tens vegetative and generative individuals are rare. The largest populations are revealed in Cherikovsky district (vicinities of. Tanks), Pruzhansk (vicinities of. Salmons) and Molodechnensk (vicinity of Zaskovichi) districts; in them from 40 to 100 individuals are marked out. The condition of the majority of other populations can be estimated as critical; in a number of earlier known locations the look repeatedly is not found (The Minsk district). The number of populations fluctuates by years that is connected with ability of individuals of family yatryshnikovy under adverse living conditions to pass into a condition of secondary rest.

Major factors of threat:
Defining - anthropogenous: economic development of territories, deforestation, excessive recreational loadings, wildfires, collecting the blossoming plants, application in adjacent territories of toxic chemicals. Indirect - natural suktsessionny changes of vegetation.

Protection measures:
The "Braslau Lakes" and "Bialowieza Forest", "Baranovichsky", "Stronga", "Buda-Koshelevsky" grows in wildlife areas of "Vygonoshchanskoye", in territories of national parks. It is necessary to forbid in places of growth cabins of the main use (also the cabins of leaving which are carried out to the winter period are admissible selective sanitary) and application in surrounding territories of toxic chemicals, to limit recreational loadings, not to allow wildfires. In Cherikovsky district the organization of the biological wildlife area as here the look grows in a complex with other rare species of plants is necessary. It is necessary to carry out periodically audit and ecological and biological control of a condition of izvestyony populations, to carry out search of new mestoyonakhozhdeniye.

Originators: Shvets I.V., Dubovik D. V.

Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Кобринский район

Навигация


Наши партнеры

Кобрин, Беларусь, Достопримечательности, Интересные места


Растительный мир

НЕОТТИАНТА КЛОБУЧКОВАЯ

Тип: СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ (PLANTAE VASCULARES)
Отдел: ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) (ANGIOSPERMAE (MAGNOLIOPHYTA))
Класс: ОДНОДОЛЬНЫЕ (ЛИЛИОПСИДЫ) (MONOCOTYLEDONES (LILIOPSIDA))
Порядок: ЯТРЫШНИКОЦВЕТНЫЕ (ORCHIDALES)
Семейство: ЯТРЫШНИКОВЫЕ (ОРХИДНЫЕ) (ORCHIDACEAE)

Вид: NEOTTIANTHE CUCULLATA (L.) SCHLECHTER
          НЕАТЫЯНТА КЛАБУЧКОВАЯ

Категория охраны: 1



Международная значимость:
Под государственную охрану в республике взят впервые в 1964 г. Включен в Красную книгу Беларуси 1-го и 2-го изданий (1981, 1993). Охраняется в Латвии, Литве, Украине и Польше. Включен в Приложение II к Конвенции СИТЕС.

Описание:
Многолетнее травянистое растение с шаровидными беловато-серыми клубнями. Стебель высотой 10-20 см, тонкий, ребристый, при основании с двумя неравными листьями, часто лежащими на поверхности лесной подстилки, выше имеется 1-3 мелких узколанцетных листочка. Цветки мелкие, пурпурно-розовые, редко белые, собраны по 6-24 в редкий однобокий колос. Губа трехлопастная, с более широкой и длинной средней лопастью, шпорец изогнутый и направлен вперед, на конце утолщенный. Плод - сухая коробочка с очень мелкими многочисленными семенами .

Распространиение:
Средняя (западнее Польши не встречается) и Восточная Европа, юг Западной и Восточной Сибири, Дальний Восток, Монголия, Северный Китай, Джунгаро-Кашгарская обл. . В Беларуси встречается в отдельных локалитетах и островных участках произрастания вблизи южной границы ареала , отсутствует в северо-восточной части республики и центральном Полесье (за исключением Мозырской возвышенности). Известен преимущественно на равнинах и возвышенностях Предполесья и в пределах Белорусской гряды. Отмечен в окрестностях дд. Баков, Лимень и Журавель Чериковского р-на Могилевской обл. , в окрестностях оз. Дривяты Браславского р-на Витебской обл., в Ивацевичском , Пружанском , Барановичском р-нах Брестской обл., в Любанском , Логойском и Молодечненском р-нах Минской обл., в Сморгонском р-не Гродненской области. По литературным и гербарным данным отмечался в Кормянском (у д. Косель) , Мозырском и Буда-Кошелевском р-нах Гомельской обл., в Минском р-не Минской обл., в Свислочском , Гродненском , Новогрудском и Слонимском р-нах Гродненской обл., в окрестностях д. Пильня у границы Чериковского и Краснопольского р-нов , для Могилевской губернии без подробного указания местонахождения . Местонахождение в Свентянском уезде (имение Тараново) точно не установлено, возможно, относится к современному Поставскому р-ну Витебской обл., либо расположено на территории Литвы.

Местообитания:
Произрастает в старовозрастных сосновых и смешанных (сосново-березовых с елью, сосново-дубовых) лесах мшистого и орлякового типов, часто вблизи рек и озер. Встречается на почвах различного механического состава и плодородия, но чаще на песчаных и супесчаных почвах. Предпочитает участки с хорошо развитым моховым покровом и не густым травостоем. Корневая система находится неглубоко в почве, поэтому растение требовательно к влажности воздуха и подстилки.

Биология:
Цветет в июле - августе (обычно не каждый год). Энтомофил. До 80% цветков образуют плоды. Семена созревают в августе - сентябре. Размножается почти исключительно семенами. Анемохор.

Численность и тенденция ее изменения:
В большинстве известных местонахождений численность вида невелика: обычно насчитывается от одного до нескольких растений, редко до нескольких десятков вегетативных и генеративных особей. Наиболее крупные популяции выявлены в Чериковском р-не (окрестности д. Баков), Пружанском (окрестности д. Лососин) и Молодечненском (окрестности д. Засковичи) р-нах; в них отмечено от 40 до 100 особей. Состояние большинства других популяций можно оценить как критическое; в ряде ранее известных местонахождений вид повторно не обнаруживается (Минский р-н). Численность популяций колеблется по годам, что связано со способностью особей семейства ятрышниковых при неблагоприятных условиях существования переходить в состояние вторичного покоя.

Основные факторы угрозы:
Определяющий - антропогенный: хозяйственное освоение территорий, вырубка лесов, чрезмерные рекреационные нагрузки, лесные пожары, сбор цветущих растений, применение на прилегающих территориях ядохимикатов. Косвенный - естественные сукцессионные смены растительности.

Меры охраны:
Растет на территориях национальных парков «Браславские озера» и «Беловежская пуща», в заказниках «Выгонощанское», «Барановичский», «Стронга», «Буда-Кошелевский». Необходимо в местах роста запретить рубки главного пользования (допустимы выборочные санитарные и рубки ухода, проводимые в зимний период) и применение на окружающих территориях ядохимикатов, ограничить рекреационные нагрузки, не допускать лесных пожаров. В Чериковском р-не необходима организация биологического заказника, поскольку здесь вид произрастает в комплексе с другими редкими видами растений. Следует периодически проводить ревизию и эколого-биологический контроль состояния извест­ных популяций, осуществлять поиск новых место­нахождений.

Составители: Швец И.В., Дубовик Д.В.