Kobrin district


Our partners




         KASACH S_B_RSK_

Category of protection: 4

International importance:
It is included in the Red List of Belarus of the 1st and 2nd editions (1981, 1993). It is protected in Latvia and Lithuania.

Perennial grassy plant with a thick creeping rhizome. The basis has a cylindrical stalk, upright, hollow, up to 80 cm high, with numerous brown fibers - the remains of the died-off sheet vaginas, above branched. Radical leaves long, uzkolineyny, are shorter than a tsvetonos; stem - in number 2-3, small, at the basis stebleobjemlyushchy. An inflorescence from 2-3 flowers on a stalk top; flowers large, with a short kolokolchaty tube and six oblong dark blue shares; external shares with the oblong and return and ovoid plate unbent from top to bottom in a middle part pale blue with dark blue-violet veins; internal - one-color, dark blue, as well as external are narrowed in a light blue nail. The fruit - the box extended, oblong and oval, tupotrekhgranny, is almost twice longer than the width, with the light gray flattened numerous seeds.

Central and Eastern Europe, Mediterranean (Balkan Peninsula), Caucasus, Asia Minor, Western Siberia, Eastern Siberia (southwest), Mongolia. The boreal look which is in Belarus within an area; sporadic meets on all republic, but mainly in the southern and east districts. Places of growth in Brest, Gantsevichsky, Drogichinsky, Ivanovskoye, Kamenetsky, Kobrin, Luninetsky, Maloritsky, Pruzhansky, Stolinsky districts of the Brest Region are known; Vitebsk, Verkhnedvinsky, Gluboksky, Gorodoksky, Lepelsky, Lioznensky, Miorsky, Polotsk, Postavsky, Rossonsky, Chashniksky, Ushachsky, Shumilinsky districts of the Vitebsk Region; Buda-Koshelevsky, Gomel, Dobrushyosky, Zhitkovichsky, Zhlobinsky, Kalinkovichsky, Lelchitsky, Loyevsky, Mazyr, Narovlyansky, Rogachevsky, Recyca, Svetlogorsk, Hoyniksky, Chechersky districts of the Gomel Region; Volkovysskom, Grodno, Dyatlovsky, Ivyevsky, Korelichsky, Mostovsky, Novogrudsky, Svislochsky, Smorgonsky, Shchuchinsky districts of the Grodno Region; Borisovsky, Vileysky, Volozhinsky, Krupsky, Myadelyyosky and Pukhovichsky districts of the Minsk Region; Babruysk, Bykhovsky, Klichevsky, Mstislavsky, Mogilevyosky, Osipovichsky, Slavgorod, Cherikovsky districts of the Mogilev Region. According to gerbarny data of the 19th century places of growth in Luninetsky (the vicinity Mr. Luninets), are known for Pinsk (vicinities of. Ancient settlement) districts of the Brest Region; Loyevsk (vicinity of of Homink) district of the Gomel Region; Gorecki district of the Mogilev Region. According to literary data it was specified also for Bialowieza Forest, Brest (vicinities of of Chernovchitsa), Ivatsevichsky (vicinity of of Grivd), Kamenetsky (the vicinity Mr. Kamenets), Maloritsky (vicinity of of Lukovo), Pinsky (the vicinity of of of Velesnitsa, Parokhonsk, Otolyantsa) districts of the Brest Region; Zhitkovichsky (vicinity of. Rounds), Zhlobinsky (vicinity Mr. Zhlobin), Loyevsky (vicinity Mr. Loyev), Petrikovsky districts, Mazyr County of the Gomelyyosky Region; Grodno (vicinities of Grodno) district of the Grodno Region; Kopylsky, Minsk (Minsk), Slutsky of districts of the Minsk Region.

Crude and boggy (mainly inundated) meadows, suburbs of bogs, zakustarenny coast of reservoirs, edges of the broad-leaved, small-leaved and mixed woods. To soils it is not exacting, but prefers rich with a humus, rather humidified, with neutral or subacidic reaction. It is exacting to light, but can grow in conditions of insignificant shading.

Blossoms in May - June, fructifies in July - August. Entomofil. Reproduction seed and vegetative. Seed plants blossom in 3-5 years. Generative escapes are put in the fall, take place all cycle of development for one vegetative period; in the fall escapes die off. Barokhor, hydrochorus.

Number and tendency of its change:
Meets separate individuals and small groups on limited squares, occasionally in floodplains forms considerable thickets. In places tends to reduction of number.

Major factors of threat:
Anthropogenous: drying melioration, economic transformation of lands, excessive a pasture of cattle and recreational loadings (collecting the blossoming plants, trampling). Natural: high density of kroner of a wood and shrubby tier, high zadernovannost of habitats.

Protection measures:
"Bialowieza Forest", "Narochansky" and "Pripyatyosky", the Berezinsky biospheric reserve, the Polesia radiation and ecological reserve and a number of wildlife areas grows in territories of national parks: "Bugsky", "Volkovyssky", "Vydritsa", "A count dense forest", "Dnepro-Sozhsky", "The castle wood", "the Lipichansky dense forest", "Central Pripyat", "Strelsky", etc. It is cultivated in the Central botanical garden, the Botanical garden of the Vitebsk university, in the Republican ecological center of pupils and youth (Minsk), grown up on garden and personal plots. The ban or restriction in places of growth of anthropogenous influences are necessary; broader introduction to culture as an ornamental plant is recommended.

Originators: Morozova T.K.

Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Кобринский район

Навигация


Наши партнеры

Центр-Тур, Туризм, Путешествие, Кобрин, Беларусь


Растительный мир

КАСАТИК СИБИРСКИЙ

Тип: СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ (PLANTAE VASCULARES)
Отдел: ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) (ANGIOSPERMAE (MAGNOLIOPHYTA))
Класс: ОДНОДОЛЬНЫЕ (ЛИЛИОПСИДЫ) (MONOCOTYLEDONES (LILIOPSIDA))
Порядок: КАСАТИКОЦВЕТНЫЕ (IRIDALES)
Семейство: КАСАТИКОВЫЕ (IRIDACEAE)

Вид: IRIS SIBIRICA L.
          КАСАЧ СІБІРСКІ

Категория охраны: 4



Международная значимость:
Включен в Красную книгу Беларуси 1-го и 2-го изданий (1981, 1993). Охраняется в Латвии и Литве.

Описание:
Многолетнее травянистое растение с толстым ползучим корневищем. Стебель цилиндрический, прямостоячий, полый, высотой до 80 см, у основания с многочисленными бурыми волокнами - остатками отмерших листовых влагалищ, вверху разветвленный. Прикорневые листья длинные, узколинейные, короче цветоноса; стеблевые - в числе 2-3, небольшие, при основании стеблеобъемлющие. Соцветие из 2-3 цветков на верхушке стебля; цветки крупные, с короткой колокольчатой трубкой и шестью продолговатыми темно-синими долями; наружные доли с продолговато-обратно-яйцевидной пластинкой, отогнутой книзу, в средней части бледно-синие с темными сине-фиолетовыми жилками; внутренние - одноцветные, темно-синие, как и наружные сужены в светло-синий ноготок. Плод - коробочка, удлиненная, продолговато-овальная, тупотрехгранная, почти в 2 раза длиннее своей ширины, со светло-серыми уплощенными многочисленными семенами.

Распространиение:
Средняя и Восточная Европа, Средиземноморье (Балканский полуостров), Кавказ, Малая Азия, Западная Сибирь, Восточная Сибирь (юго-запад), Монголия . Бореальный вид, находящийся в Беларуси в пределах ареала; спорадически встречается по всей республике, но преимущественно в южных и восточных р-нах. Известны места роста в Брестском, Ганцевичском, Дрогичинском, Ивановском, Каменецком, Кобринском, Лунинецком, Малоритском, Пружанском, Столинском р-нах Брестской обл. ; Витебском, Верхнедвинском, Глубокском, Городокском, Лепельском, Лиозненском, Миорском, Полоцком, Поставском, Россонском, Чашникском, Ушачском, Шумилинском р-нах Витебской обл. ; Буда-Кошелевском, Гомельском, Добруш­ском, Житковичском, Жлобинском, Калинковичском, Лельчицком, Лоевском, Мозырском, Наровлянском, Рогачевском, Речицком, Светлогорском, Хойникском, Чечерском р-нах Гомельской обл. ; Волковысcком, Гродненском, Дятловском, Ивьевском, Кореличском, Мостовском, Новогрудском, Свислочском, Сморгонском, Щучинском р-нах Гродненской обл. ; Борисовском, Вилейском, Воложинском, Крупском, Мядель­ском и Пуховичском р-нах Минской обл. ; Бобруйском, Быховском, Кличевском, Мстиславском, Могилев­ском, Осиповичском, Славгородском, Чериковском р-нах Могилевской обл. . По гербарным данным 19-го в. известны места роста в Лунинецком (окрестности г. Лунинец), Пинском (окрестности д. Городище) р-нах Брестской обл.; Лоевском (окрестности д. Хоминка) р-не Гомельской обл.; Горецком р-не Могилевской обл. . По литературным данным указывался также для Беловежской пущи, Брестского (окрестности д. Черновчицы), Ивацевичского (окрестности д. Гривда), Каменецкого (окрестности г. Каменец), Малоритского (окрестности д. Луково), Пинского (окрестности д. д. Велесницы, Парохонск, Отолянцы) р-нов Брестской обл.; Житковичского (окрестности г. Туров), Жлобинского (окрестности г. Жлобин), Лоевского (окрестности г. Лоев), Петриковского р-нов, Мозырского уезда Гомель­ской обл.; Гродненского (окрестности г. Гродно) р-на Гродненской обл.; Копыльского, Минского (Минск), Слуцкого р-нов Минской обл. .

Местообитания:
Сырые и заболоченные (преимущественно пойменные) луга, окраины болот, закустаренные берега водоемов, опушки широколиственных, мелколиственных и смешанных лесов. К почвам не требователен, но предпочитает богатые гумусом, достаточно увлажненные, с нейтральной или слабокислой реакцией. Требователен к свету, но может расти в условиях незначительного затенения.

Биология:
Цветет в мае - июне, плодоносит в июле - августе. Энтомофил. Размножение семенное и вегетативное. Семенные растения зацветают через 3-5 лет. Генеративные побеги закладываются осенью, проходят весь цикл развития за один вегетационный период; осенью побеги отмирают . Барохор, гидрохор.

Численность и тенденция ее изменения:
Встречается отдельными особями и небольшими группами на ограниченных площадях, изредка в поймах образует значительные заросли. Местами имеет тенденцию к сокращению численности.

Основные факторы угрозы:
Антропогенные: осушительная мелиорация, хозяйственная трансформация земель, чрезмерные выпас скота и рекреационные нагрузки (сбор цветущих растений, вытаптывание). Природные: высокая сомкнутость крон древесно-кустарникового яруса, высокая задернованность мест обитания.

Меры охраны:
Растет на территориях национальных парков «Беловежская пуща», «Нарочанский» и «Припят­ский», Березинского биосферного заповедника, Полесского радиационно-экологического заповедника и ряда заказников: «Бугский», «Волковысский», «Выдрица», «Графская пуща», «Днепро-Сожский», «Замковый лес», «Липичанская пуща», «Средняя Припять», «Стрельский» и др. Культивируется в Центральном ботаническом саду , Ботаническом саду Витебского университета , в Республиканском экологическом центре учащихся и молодежи (Минск), выращивается на садовых и приусадебных участках. Необходимы запрет или ограничение в местах роста антропогенных воздействий; рекомендуется более широкое введение в культуру в качестве декоративного растения.

Составители: Морозова Т.К.