Kobrin district



Navigation




Our partners

рога для собак

Flora

LADY'S SLIPPER REAL

Type: VASCULAR PLANTS (PLANTAE VASCULARES)
Department: POKRYTOSEMENNYE (FLORAL) (ANGIOSPERMAE (MAGNOLIOPHYTA))
Class: MONOCOTYLEDONOUS (LILIOPSIDY) (MONOCOTYLEDONES (LILIOPSIDA))
Order: YaTRYShNIKOTsVETNYE (ORCHIDALES)
Family: YaTRYShNIKOVYE (ORHIDNYE) (ORCHIDACEAE)

Look: CYPRIPEDIUM CALCEOLUS L.
         VENERYN CHARAV_CHAK SAPRA÷DNA

Category of protection: 3



International importance:
It is entered in the list of the protected plants of Belarus in 1964 and in the 1st and 2nd editions of the Red List of Belarus (1981, 1993). It is included in the Red List CCCP (1984). It is protected in Ukraine, the Russian Federation (including the Smolensk Region), Poland, Lithuania and Latvia. It is entered in the Appendix II to the Convention SITES, included in the Appendix I to the Bern convention and in the Appendix II to the Directive of the European Union on habitats.

Description:
Perennial korotkokornevishchny plant with a direct oblistvenny stalk 25-50 cm high. Leaves not numerous (3-4), next, shirokoelliptichesky, large (up to 18 cm long and up to 12 cm wide), with well expressed arcuate zhilkovaniye. Flowers large, with a diameter of 6-8 cm, single or on 2-3, with meshkovidno blown up (like a shoe) a lip. Leaflets of an okolotsvetnik (except a lip) lantsetny, pointed, reddish-brown, slightly twisted. The lip is bright yellow, with reddish krapina inside. A fruit - the box which is opened with 3-6 longitudinal shutters with small numerous seeds.

Rasprostraniyeniye:
The area covers the most part of Europe (except the South), the Urals, the southern part of Siberia and the Far East, northern and northeast Kazakhstan, Mongolia, the North of China and peninsula Korea, North America. Relic, by origin the eurosiberian subtaiga look which is in the territory of Belarus in the isolated localities of the European fragment of an area. According to literary and gerbarny data it was noted for vicinities of Grodno, Minsk, Mogilev, Slonim and Slutsk, and also in Gluboksky, Krupsky, Postavsky and Svislochsky districts. For the last 20-30 years it is found in the Kamenetsky district of the Brest Region, in Braslavsky, Vitebsk, Lepelsky, Sennensky and Sharkovshchinsky districts of the Vitebsk Region, in the Grodno and Novogrudsky districts of the Grodno Region and Cherikovsky district of the Mogilev Region, in the Mazyr, Recyca and Hoyniksky districts of the Gomel Region. In the nineties the last century new places of distribution of a look in southwest part of Belarus in a strip of Hmelevka - Onions Divin were revealed: in Berezovsky, Drogichinsky, Ivatsevichsky, Kobrin, Luninetsky, Maloritsk, Pinsk, Pruzhansky and Stolinsky districts.

Habitats:
The rarefied broad-leaved, coniferous, coniferous and broad-leaved and small-leaved forests, on forest edges, on suburbs of bogs; prefers fresh, neutral, rich with a humus and calcium of the soil and penumbral conditions.

Biology:
Blossoms in May - June, fructifies in August. Entomofil. Reproduction vegetative and seed (mainly). Anemokhor. As well as at all orkhidny, at a shoe a difficult and long cycle of development. Germination of seeds requires existence in the soil of mushrooms-simbiontov. The first leaf appears in 4 years, blossoming comes in 15-17 years.

Number and tendency of its change:
In the majority of locations the number of individuals is small. In Bialowieza Forest in two populations there are 14 copies, in the Berezinsky reserve 11 populations of a shoe, with a total number about 150-300 plants are revealed. The large local populations numbering from 2 to 6 thousand plants are found in southwest part of the republic. The number of populations is subject to considerable year fluctuations that is partly caused by ability of a look to pass into a condition of secondary rest. In culture in weather climatic conditions Vitebsk is partially damaged by hard frosts, does not fructify (by results of 6 years' supervision).

Major factors of threat:
The cabin of the wood of the main use, drying and meliorative works, economic transformation of lands, pasturage of cattle and the raised recreational loadings (trampling, collecting the blossoming plants), overgrowing of ecotops as a bush and subgrowth of tree species.

Protection measures:
"Bialowieza Forest" and "Narochansky", the Berezinsky biospheric reserve, in wildlife areas "Wild" (Pruzhansky district), "Svityazyansky" (Novogrudsky district), "Strelsky" (The Mazyr district), "the Divin-Veliky Wood" (Kobrin district), "Lukovo" (Maloritsky district), "Sporovsky" (Berezovsky the district), "Luninsky" (Luninetsky district), "Zvanets" (Drogichinsky district), "Rukhchansky" (Stolinsky district), "Zavishye" (The Ivanovo district), "Klishcha" (Kobrin district), "Tyrvovichi" (Pinsky district), etc. grows in territories of national parks. It is grown up in the Central botanical garden NAN of Belarus, the Republican ecological center of pupils and youth (Minsk), in the Botanical garden of the Vitebsk university. Periodic control of a condition of the known populations, search of new places of growth and the organization of their protection, strict observance of the mode of protection in reserved territories, prevention in places of growth of a shoe of anthropogenous influences are necessary (the selective sanitary cabins and cabins of leaving which are carried out to the winter period are allowed); target optimization of habitats (periodic clarification) and broader introduction of a look to culture as an ornamental plant are recommended.

Originators: Shvets I.V.

Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Кобринский район

Навигация


Наши партнеры

Животный мир Кобринщины, Кобрин, Беларусь

заказать печать челябинск
http://ecosantech.ru/ каталог полипропиленовые трубы и фитинги каталог цены.

Растительный мир

ВЕНЕРИН БАШМАЧОК НАСТОЯЩИЙ

Тип: СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ (PLANTAE VASCULARES)
Отдел: ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) (ANGIOSPERMAE (MAGNOLIOPHYTA))
Класс: ОДНОДОЛЬНЫЕ (ЛИЛИОПСИДЫ) (MONOCOTYLEDONES (LILIOPSIDA))
Порядок: ЯТРЫШНИКОЦВЕТНЫЕ (ORCHIDALES)
Семейство: ЯТРЫШНИКОВЫЕ (ОРХИДНЫЕ) (ORCHIDACEAE)

Вид: CYPRIPEDIUM CALCEOLUS L.
          ВЕНЕРЫН ЧАРАВІЧАК САПРАЎДНЫ

Категория охраны: 3



Международная значимость:
Занесен в список охраняемых растений Беларуси в 1964 г. и в 1-е и 2-е издания Красной книги Беларуси (1981, 1993). Включен в Красную книгу CCCР (1984). Охраняется в Украине, Российской Федерации (включая Смоленскую обл.), Польше, Литве и Латвии. Занесен в Приложение II к Конвенции СИТЕС, включен в Приложение I к Бернской конвенции и в Приложение II к Директиве Европейского Союза о местах обитания.

Описание:
Многолетнее короткокорневищное растение с прямым облиственным стеблем высотой 25-50 см. Листья немногочисленные (3-4), очередные, широкоэллиптические, крупные (длиной до 18 см и шириной до 12 см), с хорошо выраженным дуговидным жилкованием. Цветки крупные, диаметром 6-8 см, одиночные или по 2-3, с мешковидно вздутой (наподобие башмачка) губой. Листочки околоцветника (кроме губы) ланцетные, заостренные, красновато-бурые, слегка скрученные. Губа ярко-желтая, внутри с красноватыми крапинами. Плод - коробочка, вскрывающаяся 3-6 продольными створками, с мелкими многочисленными семенами .

Распространиение:
Ареал охватывает большую часть Европы (кроме юга), Урал, южную часть Сибири и Дальнего Востока, северный и северо-восточный Казахстан, Монголию, север Китая и полуостров Корея, Северную Америку . Реликтовый, по происхождению евросибирский подтаежный вид, находящийся на территории Беларуси в изолированных локалитетах европейского фрагмента ареала . По литературным и гербарным данным отмечался для окрестностей Гродно, Минска, Могилева, Слонима и Слуцка, а также в Глубокском, Крупском, Поставском и Свислочском р-нах . За последние 20-30 лет обнаружен в Каменецком р-не Брестской обл. , в Браславском, Витебском, Лепельском, Сенненском и Шарковщинском р-нах Витебской обл. , в Гродненском и Новогрудском р-нах Гродненской обл. и Чериковском р-не Могилевской обл. , в Мозырском, Речицком и Хойникском р-нах Гомельской обл. . В 90-х годах прошлого века были выявлены новые места распространения вида в юго-западной части Беларуси в полосе Хмелевка-Луково-Дивин : в Березовском, Дрогичинском, Ивацевичском, Кобринском, Лунинецком, Малоритском, Пинском, Пружанском и Столинском р-нах.

Местообитания:
Разреженные широколиственные, хвойные, хвойно-широколиственные и мелколиственные леса, на лесных опушках, по окраинам болот; предпочитает свежие, нейтральные, богатые гумусом и кальцием почвы и полутеневые условия.

Биология:
Цветет в мае - июне, плодоносит в августе. Энтомофил. Размножение вегетативное и семенное (преимущественно). Анемохор. Как и у всех орхидных, у башмачка сложный и длительный цикл развития. Для прорастания семян необходимо наличие в почве грибов-симбионтов. Первый лист появляется через 4 года, цветение наступает через 15-17 лет .

Численность и тенденция ее изменения:
В большинстве местонахождений численность особей невелика. В Беловежской пуще в двух популяциях насчитывается 14 экземпляров , в Березинском заповеднике выявлено 11 популяций башмачка, общей численностью около 150-300 растений . Крупные локальные популяции, насчитывающие от 2 до 6 тыс. растений, обнаружены в юго-западной части республики . Численность популяций подвержена значительным годичным колебаниям, что отчасти обусловлено способностью вида переходить в состояние вторичного покоя. В культуре в погодно-климатических условиях г. Витебск частично повреждается сильными морозами, не плодоносит (по результатам 6-летних наблюдений) .

Основные факторы угрозы:
Рубка леса главного пользования, осушительно-мелиоративные работы, хозяйственная трансформация земель, пастьба скота и повышенные рекреационные нагрузки (вытаптывание, сбор цветущих растений), зарастание экотопов кустарником и подростом древесных пород.

Меры охраны:
Растет на территориях национальных парков «Беловежская пуща» и «Нарочанский», Березинского биосферного заповедника, в заказниках «Дикое» (Пружанский р-н), «Свитязянский» (Новогрудский р-н), «Стрельский» (Мозырский р-н), «Дивин-Великий Лес» (Кобринский р-н), «Луково» (Малоритский р-н), «Споровский» (Березовский р-н), «Лунинский» (Лунинецкий р-н), «Званец» (Дрогичинский р-н), «Рухчанский» (Столинский р-н), «Завишье» (Ивановский р-н), «Клища» (Кобринский р-н), «Тырвовичи» (Пинский р-н) и др. Выращивается в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси, Республиканском экологическом центре учащихся и молодежи (Минск), в Ботаническом саду Витебского университета . Необходимы периодический контроль состояния известных популяций, поиск новых мест произрастания и организация их охраны, строгое соблюдение режима охраны на заповедных территориях, предотвращение в местах роста башмачка антропогенных воздействий (допускаются выборочные санитарные рубки и рубки ухода, проводимые в зимний период); рекомендуются целевая оптимизация мест обитания (периодическое осветление) и более широкое введение вида в культуру в качестве декоративного растения.

Составители: Швец И.В.