Kobrin district


Our partners





Category of protection: 1

International importance:
It is included in the Red List of Belarus of the 1st and 2nd editions (1981, 1993) and the Red List USSR (1984). It is protected in Lithuania, Latvia and the Russian Federation.

Perennial grassy plant with a short rhizome and a direct stalk 50-70 high (90) cm. Radical leaves with long scapes, their plates deeply rassechena on 5-7 krupnozubchaty shares, lantsetny or obratnoyaytsevidny on edge. Stem leaves small, with narrower shares, korotkochereshkovy or almost sedentary. Flowers small, numerous, white or reddish, collected in simple umbrellas with a diameter of 3-4,5 cm; regional flowers tychinochny, internal - oboyepoly. The general wrapper star-shaped, from 10-20 greenish or reddish filmy uzkoelliptichesky leaflets 0,8-1 cm long, on length equal to flowers or exceeding them. A fruit - a dry visloplodnik about 5 mm long, with 2 seeds.

The natural area of a look covers mainly mountainous areas of Central Europe. Separate locations are known in Eastern Europe: Lithuania, Latvia, Russia (Kaliningrad and Leningrad Region), Ukraine and Moldova. In Belarus 2 locations - in Bialowieza Forest and Volkovyssky district of the Grodno Region are authentically known now. Earlier specified location in Pukhovichsky district is not registered throughout the last 10. The location known since the end of 19 century for vicinities of Mr. Antopol of Drogichinsky district is not confirmed. There are also gerbarny copies of the beginning of 20 century a letstoletiya from Gorecki of the district Mogilev regional.

Grows on forest glades, roadsides of roads in oak groves (with a hornbeam), fir-tree and pine and fir forests of kislichny type, is more rare on zakustarenny melkoosokovo - cereal raznotravnykh meadows.

Blossoms in June - August, fructifies in August - September. Entomofil. Reproduction is seed. Seeds sprout amicably in the spring of the next year in the first decade of May. The juvenile period proceeds 1-5 years. The generative phase comes on the 5th year of development. The senile period at individuals in natural population comes in 35-40 years. Ballist-anemokhor.

Number and tendency of its change:
From four earlier known populations in Bialowieza Forest only one remained now, consisting from 35 of poorly developed plants on the area of 250 sq.m. Small population of this look is revealed in 1996 in Volkovyssky district (in an aspen forest kislichny): about 40 generative copies on the area of 4 sq.m. In general the condition of regional population in the republic has typically regressive character. In culture the look is quite steady, plants plentifully blossom and form rather large number of well sprouting seeds, well breeds seeds and division of a rhizome.

Major factors of threat:
Anthropogenous: cabins of the wood of the main use, economic transformation of lands, excessive recreational loadings (trampling, failure of the blossoming copies). Natural: the strong shading arising at increase in a density of kroner of a wood and shrubby tier.

Protection measures:
Grows in territories of National park "Bialowieza Forest" and the biological wildlife area "Castle wood" (Volkovyssky district). It is grown up in the Central botanical garden NAN of Belarus, botanical gardens of the Vitebsk university and BGU, the Republican ecological center of pupils and youth (Minsk). The constant control of a condition of populations, search new and, if necessary, the organization of their protection with prohibition or restriction in places of growth of anthropogenous influences is necessary (the selective sanitary cabins and cabins of leaving which are carried out to winter time are allowed).

Originators: Tretyakov D. I.

Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Кобринский район

Навигация


Наши партнеры

Центр-Тур, Туризм, Путешествие, Кобрин, Беларусь


Растительный мир

АСТРАНЦИЯ БОЛЬШАЯ

Тип: СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ (PLANTAE VASCULARES)
Отдел: ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) (ANGIOSPERMAE (MAGNOLIOPHYTA))
Класс: ДВУДОЛЬНЫЕ (МАГНОЛИОПСИДЫ) (DICOTYLEDONES (MAGNOLIOPSIDA))
Порядок: АРАЛИЕЦВЕТНЫЕ (ARALIALES)
Семейство: CЕЛЬДЕРЕЕВЫЕ (ЗОНТИЧНЫЕ) (APIACEAE (UMBELLIFERAE))

Вид:  ASTRANTIA MAJOR L.
          АСТРАНЦЫЯ ВЯЛІКАЯ

Категория охраны: 1



Международная значимость:
Включен в Красную книгу Беларуси 1го и 2го изданий (1981, 1993) и Красную книгу СССР (1984). Охраняется в Литве, Латвии и Российской Федерации.

Описание:
Многолетнее травянистое растение с коротким корневищем и прямым стеблем высотой 50-70 (90) см. Прикорневые листья с длинными черешками, пластинки их глубоко рассечены на 5-7 ланцетных или обратнояйцевидных по краю крупнозубчатых долей. Стеблевые листья мелкие, с более узкими долями, короткочерешковые или почти сидячие. Цветки мелкие, многочисленные, белые или красноватые, собранные в простые зонтики диаметром 3-4,5 см; краевые цветки тычиночные, внутренние - обоеполые. Общая обертка звездчатая, из 10-20 зеленоватых или красноватых пленчатых узкоэллиптических листочков длиной 0,8-1 см, по длине равных цветкам или превышающих их. Плод - сухой вислоплодник длиной около 5 мм, с 2 семенами.

Распространиение:
Естественный ареал вида охватывает преимущественно горные районы Средней Европы . Отдельные местонахождения известны в Восточной Европе: Литва, Латвия, Россия (Калининградская и Ленинградская обл.), Украина и Молдавия . В Беларуси в настоящее время достоверно известно 2 местонахождения - в Беловежской пуще и Волковысском р-не Гродненской обл. . Ранее указываемое местонахождение в Пуховичском р-не не регистрируется на протяжении последних 10. Не подтверждается местонахождение, известное с конца 19 в. для окрестностей г. Антополя Дрогичинского р-на . Имеются также гербарные экземпляры начала 20 в. летстолетия из Горецкого р-на Могилевской обл..

Местообитания:
Растет на лесных полянах, обочинах дорог в дубравах (с грабом), елово-сосновых и еловых лесах кисличного типа, реже на закустаренных мелкоосоково-злаково-разнотравных лугах.

Биология:
Цветет в июне - августе, плодоносит в августе - сентябре. Энтомофил. Размножение семенное. Семена прорастают дружно весной следующего года в первой декаде мая. Ювенильный период продолжается 1-5 лет. Генеративная фаза наступает на 5-м году развития. Сенильный период у особей в естественной популяции наступает в 35-40 лет . Баллист-анемохор.

Численность и тенденция ее изменения:
Из четырех ранее известных популяций в Беловежской пуще в настоящее время сохранилась лишь одна, состоящая из 35 слабо развитых растений на площади 250 м2 . Небольшая популяция этого вида выявлена в 1996 г. в Волковысском р-не (в осиннике кисличном): около 40 генеративных экземпляров на площади 4 м2 . В целом состояние региональной популяции в республике имеет типично регрессивный характер. В культуре вид довольно устойчив, растения обильно цветут и образуют достаточно большое количество хорошо прорастающих семян, хорошо размножается семенами и делением корневища.

Основные факторы угрозы:
Антропогенные: рубки леса главного пользования, хозяйственная трансформация земель, чрезмерные рекреационные нагрузки (вытаптывание, срыв цветущих экземпляров). Природный: сильное затенение, возникающее при увеличении сомкнутости крон древесно-кустарникового яруса.

Меры охраны:
Произрастает на территориях Национального парка «Беловежская пуща» и биологического заказника «Замковый лес» (Волковысский р-н). Выращивается в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси , ботанических садах Витебского университета и БГУ, Республиканском экологическом центре учащихся и молодежи (Минск). Необходим постоянный контроль состояния популяций, поиск новых и, при необходимости, организация их охраны с запрещением или ограничением в местах роста антропогенных воздействий (допускаются выборочные санитарные рубки и рубки ухода, проводимые в зимнее время).

Составители: Третьяков Д.И.