Kobrin district


Our partners





Category of protection: 2

International importance:
It is included in the Red List of Belarus of the 1st and 2nd editions (1981, 1993). It is protected in the Smolensk Region of Russia and Poland. It is brought in the Appendix II to the Directive of the European Union on habitats.

Perennial grassy plant with a spindle-shaped thick root and a strong, direct, gustoolistvenny ridge stalk 50-120 cm high. Leaves are next, spiralno located on a stalk, pilovidno-gear; in the lower part of a stalk oblong and ovoid or elliptic, petiolar, in average - narrower, in top - sedentary, lantsetny. Flowers are collected in a multiflowered pyramidal whisk, hanging. The nimbus is kolokolchaty, light blue or light violet, seldom white. The column is longer than a nimbus and is exposed from it. A fruit - an obratnogrushevidny dry box.

Europe (except northern areas), Western Siberia, Central Asia (the North, including Kazakhstan). In Belarus this the look forest-steppe by origin is in separate localities and ostrovyony sites of growth behind northern border of an area. The majority of the known locations are located in the Gomel Region (Kalinkovichsky, Loyevsky, Mazyr, Recyca districts), single - in Grodno (The Grodno district) and Brest (Kamenetsky and Pruzhansky districts). Earlier it was specified for vicinities of Grodno, Loyev, Nova Iolchi (Braginsky district), in Bialowieza Forest and the Mogilev province. The last instruction was incorrectly concretized further: vicinities Mogilev. The first literary data on growth of a jingle in Belarus belong to 1781 and concern location in vicinities of Grodno.

Rarefied with well developed underbrush broad-leaved (oak forests, lipnyak) and mixed, usually inundated, the woods, glades, edges with small shading. Prefers moderately damp easy soils rich with a humus.

Blossoms in July - August, fructifies in September. Entomofil. Reproduction exclusively seed. Ballist-anemokhor.

Number and tendency of its change:
Meets mainly separate individuals or small groups (6-30 plants) on limited squares (100-300 sq.m). In 2001 in the Recyca district on left-bank part of the Dnieper River with fragments of the degraded oak groves the new location of a jingle is revealed; this local population occupies the total area of 4-5 hectares, density of individuals in congestions in places reaches 20 pieces on square meter (including an individual of all ontogenetichesky age states). At a favorable ecological situation the look can remain on one place long enough (till 100 years). At the same time from four known earlier in Bialowieza Forest of habitats of a look only one so far remained and that in critical condition.

Major factors of threat:
Anthropogenous and zoogene: drying and meliorative works, economic use of inundated lands (deforestation with transformation of lands, mowing, a cattle pasture, a raskorchevka of bushes, plowing), excessive recreational loadings (trampling, collecting the blossoming plants), an excess press of wild animals (in Bialowieza Forest). Natural: the natural change of vegetation which is followed by growth of a wood tier owing to what the light mode of habitats changes.

Protection measures:
Grows in the territory of National park "Bialowieza Forest" and the biological wildlife area "Dnepro-Sozhsky" (Loyevsky district). It is grown up in the Central botanical garden NAN of Belarus, Botanical garden BGU and in the Republican ecological center of pupils and youth (Minsk). Audit of the known locations and periodic control of a condition of populations, the prevention of economic transformation of lands and change of the hydrological mode in places of growth, target optimization of habitats are necessary (clarification); the organization of wildlife areas in the location of the most numerous population in the Recyca district and for protection of a complex of rare species - in the Mazyr district; broader introduction of a look to culture as an ornamental, medicinal and melliferous plant (there are examples of cultivation on personal plots), its repatriation in natural ecotops is recommended.

Originators: Semerenko L.V., Skuratovich A.N.

Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Кобринский район

Навигация


Наши партнеры

Кобрин, Беларусь, Достопримечательности, Интересные места

купить вай фай роутер

Растительный мир

БУБЕНЧИК ЛИЛИЕЛИСТНЫЙ

Тип: СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ (PLANTAE VASCULARES)
Отдел: ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) (ANGIOSPERMAE (MAGNOLIOPHYTA))
Класс: ДВУДОЛЬНЫЕ (МАГНОЛИОПСИДЫ) (DICOTYLEDONES (MAGNOLIOPSIDA))
Порядок: КОЛОКОЛЬЧИКОЦВЕТНЫЕ (CAMPANULALES)
Семейство: КОЛОКОЛЬЧИКОВЫЕ (CAMPANULACEAE)

Вид: ADENOPHORA LILIFOLIA (L.) A. DC.
          ЗВАНОК ЛIЛЕЯЛIСТЫ

Категория охраны: 2



Международная значимость:
Включен в Красную книгу Беларуси 1-го и 2-го изданий (1981, 1993). Охраняется в Смоленской обл. России и Польше. Внесен в Приложение II к Директиве Европейского Союза о местах обитания.

Описание:
Многолетнее травянистое растение с веретеновидным толстым корнем и крепким, прямым, густоолиственным ребристым стеблем высотой 50-120 см. Листья очередные, спирально расположенные по стеблю, пиловидно-зубчатые; в нижней части стебля продолговато-яйцевидные или эллиптические, черешковые, в средней - более узкие, в верхней - сидячие, ланцетные. Цветки собраны в многоцветковую пирамидальную метелку, поникающие. Венчик колокольчатый, светло-голубой или светло-лиловый, редко белый. Столбик длиннее венчика и выставляется из него. Плод - обратногрушевидная сухая коробочка.

Распространиение:
Европа (кроме северных районов), Западная Сибирь, Средняя Азия (север, включая Казахстан) . В Беларуси этот лесостепной по происхождению вид находится в отдельных локалитетах и остров­ных участках роста за северной границей ареала . Большинство известных местонахождений расположены в Гомельской обл. (Калинковичский , Лоевский , Мозырский , Речицкий р-ны), единичные - в Гродненской (Гродненский р-н ) и Брестской (Каменецкий и Пружанский р-ны). Ранее указывался для окрестностей Гродно, Лоева, Новой Иолчи (Брагинский р-н), в Беловежской пуще и Могилевской губернии . Последнее указание в дальнейшем неправильно конкретизировалось: окрестности г. Могилев . Первые литературные данные о произрастании бубенчика в Беларуси относятся к 1781 г. и касаются местонахождения в окрестностях г. Гродно.

Местообитания:
Разреженные с хорошо развитым подлеском широколиственные (дубняки, липняки) и смешанные, обычно пойменные, леса, поляны, опушки с небольшим затенением. Предпочитает богатые гумусом умеренно влажные легкие почвы.

Биология:
Цветет в июле - августе, плодоносит в сентябре. Энтомофил. Размножение исключительно семенное. Баллист-анемохор.

Численность и тенденция ее изменения:
Встречается преимущественно отдельными особями или небольшими группами (6-30 растений) на ограниченных площадях (100-300 м2). В 2001 г. в Речицком р-не на левобережной части р. Днепр с фрагментами деградированных дубрав выявлено новое местонахождение бубенчика; данная локальная популяция занимает общую площадь 4-5 га, плотность особей в скоплениях местами достигает 20 штук на квадратный метр (включая особи всех онтогенетических возрастных состояний). При благоприятной экологической ситуации вид может сохраняться на одном месте довольно долго (до 100 лет). В то же время из четырех известных ранее в Беловежской пуще мест обитания вида к настоящему времени сохранилось только одно и то в критическом состоянии .

Основные факторы угрозы:
Антропогенные и зоогенные: осушительно-мелиоративные работы, хозяйственное использование пойменных земель (вырубка лесов с трансформацией земель, косьба, выпас скота, раскорчевка кустарников, распашка), чрезмерные рекреационные нагрузки (вытаптывание, сбор цветущих растений), избыточный пресс диких животных (в Беловежской пуще). Природные: естественная смена растительности, сопровождающаяся разрастанием древесного яруса, вследствие чего изменяется световой режим мест обитания.

Меры охраны:
Растет на территории Национального парка «Беловежская пуща» и биологического заказника «Днепро-Сожский» (Лоевский р-н). Выращивается в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси , Ботаническом саду БГУ и в Республиканском экологическом центре учащихся и молодежи (Минск). Необходимы ревизия известных местонахождений и периодический контроль состояния популяций, предупреждение хозяйственной трансформации земель и изменения гидрологического режима в местах роста, целевая оптимизация мест обитания (осветление); организация заказников в месте нахождения наиболее многочисленной популяции в Речицком р-не и для охраны комплекса редких видов - в Мозырском р-не; рекомендуется более широкое введение вида в культуру в качестве декоративного, лекарственного и медоносного растения (есть примеры культивирования на приусадебных участках), его репатриация в естественные экотопы.

Составители: Семеренко Л.В., Скуратович А.Н.