Kobrin district



Navigation




Our partners

установка для промывки котлов

Flora

MEDUNITSA SOFT

Type: VASCULAR PLANTS (PLANTAE VASCULARES)
Department: POKRYTOSEMENNYE (FLORAL) (ANGIOSPERMAE (MAGNOLIOPHYTA))
Class: DVUDOLNYE (MAGNOLIOPSIDY) (DICOTYLEDONES (MAGNOLIOPSIDA))
Order: SINYuShNIKOTsVETNYE (POLEMONIALES)
Family: BURAChNIKOVYE (BORAGINACEAE)

Look: PULMONARIA MOLLIS WULF. EX HORNEM.
         MEDUNITSA (SHCHAMYALITSA) MYAKENKAYA

Category of protection: 3



International importance:
It is included in the Red List of Belarus of the 2nd edition (1993).

Description:
Perennial grassy plant with an upright stalk 20-40 cm high and a short rhizome, sticky from ferruterous hairs, in the top part with a bunch of shnurovidny additional roots. Radical leaves large, shirokolantsetno-ovoid, korotkozaostrenny, gradually narrowed in a winged scape; stem - oblong, with the polustebleobjemlyushchy basis, many times over already well radical; the top party of leaves in places ferruterous, lower - barkhatisto trimmed, lighter. Flowers oboyepoly, correct, with a blue-violet funnel-shaped nimbus, are collected in quite dense curls. The dried fruit which is breaking up to 4 almost naked ovoid nutlets.

Rasprostraniyeniye:
The general area of a look (by origin boreal and subtaiga) is divided into two large fragments: the Central European, covering Germany, Poland, Romania, Hungary, the North of the Balkan Peninsula, forest-steppe regions of the European part of the former USSR - to Dnieper, and the Siberian, borrowing southern areas of the Western and Eastern Siberia and the northern regions of Mongolia; the separate exclave is available in the Caucasus. In Belarus the look is in the isolated localities behind northern border of the European fragment of an area. It is revealed in Brest (the Kamenetsky district), Grodno (Volkovyssky, Grodno and Oshmyansky districts) and Minsk (Volozhinsky and Minyosky districts) areas. There is an instruction that earlier the look was noted in vicinities Mogilev.

Habitats:
The broad-leaved, coniferous and coniferous and broad-leaved forests mainly on vskholmleniye, secondary birch forests on the place of the fir-tree and broad-leaved woods. Prefers places quite light moderately dry rich with mineral substances. Because the summer shortened vegetative escapes of a medunitsa replacing generative in the period of a full oblistvleniye of trees, a tenevynosliva it can be met also in quite shaded wood sites.

Biology:
Blossoms in April - May, fructifies in May - the beginning of June. The phenomenon of a geterostiliya interferes with self-pollination of flowers. Pollination happens to the help of dlinnokhobotkovy insects (entomofit). Under natural conditions breeds mainly seeds. Barokhor; distribution of seeds on small distances is carried out by ants. Seasonal change of age structure of populations is characteristic of this look: in April - the beginning of May there are no sprouts and juvenile plants which appear at the end of May - June.

Number and tendency of its change:
The most part of populations of a look occupies rather small spaces: from several tens square meters to 1 hectare. Number in them does not exceed 150-200 plants. In the most numerous population (in vicinities of of the item of Oshmyana of the Grodno Region) stretched lengthways the river of Oshmyanki in 1992 there were about 1000 plants of a different ontogenetichesky age state. Long-term supervision (more than 10 years) over populations in the Minsk and Volozhinsky districts revealed year fluctuations of number of the individuals who are (especially blossoming) depending on weather climatic conditions. In culture the look vysokoustoychiv, gives plentiful self-sowing. Well aerated fertile damp soils well influence the general gabitus of plants. The number of generative escapes at one plant can reach 86 pieces (in the nature 1-3, it is rare 4-7). Small shading, loosening of the soil, weeding is recommended. Breeds division of rhizomes and crops of seeds (usually towards the winter).

Major factors of threat:
Anthropogenous: deforestation and economic transformation of the freed lands, excessive recreational loadings (trampling, collecting plants).

Protection measures:
Grows in the territory of National park "Bialowieza Forest", the biological wildlife area "Castle wood" (Volkovyssky district) and the botanical wildlife area "Ivenchuk" (Volozhinsky district). It is grown up in the Central botanical garden NAN of Belarus and on a site in the Republican ecological center of pupils and youth (Minsk). It is necessary to carry out periodically audit and ecological and biological control of a condition of the known populations, to carry out search of new locations and, if necessary, to organize their protection (the organization of wildlife areas in Oshmyansky and Minsk districts is necessary now). In places of growth it is necessary to forbid first of all cabins of the wood of the main use, the main timber actions (selective sanitary cabins and cabins of leaving) need to be carried out to winter time at establishment of steady snow cover. It is recommended to the interested enterprises and the population to grow up a medunitsa as an early-flowering flower and decorative, medicinal, melliferous and food plant.

Originators: Semerenko L.V.

Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Кобринский район

Навигация


Наши партнеры

У нас широкий ассортимент различных украшений для зала и автомобилей, а также большой опыт по подготовке и монтажу видеоматериалов.


Растительный мир

МЕДУНИЦА МЯГОНЬКАЯ

Тип: СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ (PLANTAE VASCULARES)
Отдел: ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) (ANGIOSPERMAE (MAGNOLIOPHYTA))
Класс: ДВУДОЛЬНЫЕ (МАГНОЛИОПСИДЫ) (DICOTYLEDONES (MAGNOLIOPSIDA))
Порядок: СИНЮШНИКОЦВЕТНЫЕ (POLEMONIALES)
Семейство: БУРАЧНИКОВЫЕ (BORAGINACEAE)

Вид: PULMONARIA MOLLIS WULF. EX HORNEM.
          МЕДУНIЦА (ШЧАМЯЛIЦА) МЯКЕНЬКАЯ

Категория охраны: 3



Международная значимость:
Включен в Красную книгу Беларуси 2-го издания (1993).

Описание:
Многолетнее травянистое растение с прямостоячим в верхней части липким от железистых волосков стеблем высотой 20-40 см и коротким корневищем с пучком шнуровидных придаточных корней. Прикорневые листья крупные, широколанцетно-яйцевидные, короткозаостренные, постепенно сужающиеся в крылатый черешок; стеблевые - продолговатые, с полустеблеобъемлющим основанием, во много раз уже и короче прикорневых; верхняя сторона листьев местами железистая, нижняя - бархатисто опушенная, более светлая. Цветки обоеполые, правильные, с сине-фиолетовым воронковидным венчиком, собраны в довольно густые завитки. Плод сухой, распадающийся на 4 почти голых яйцевидных орешка.

Распространиение:
Общий ареал вида (по происхождению бореально-подтаежного) разделен на два крупных фрагмента: среднеевропейский, охватывающий Германию, Польшу, Румынию, Венгрию, север Балканского полуострова, лесостепные районы европейской части бывшего СССР - до Днепра, и сибирский, занимающий южные районы Западной и Восточной Сибири и северные районы Монголии; отдельный эксклав имеется на Кавказе . В Беларуси вид находится в изолированных локалитетах за северной границей европейского фрагмента ареала. Выявлен в Брестской (Каменецкий р-н ), Гродненской (Волковысский , Гродненский и Ошмянский р-ны) и Минской (Воложинский и Мин­ский р-ны ) областях. Есть указание, что ранее вид отмечался в окрестностях г. Могилев.

Местообитания:
Широколиственные, хвойные и хвойно-широколиственные леса преимущественно на всхолмлениях, вторичные березняки на месте елово-широколиственных лесов. Предпочитает довольно светлые умеренно сухие богатые минеральными веществами места. В связи с тем, что летние укороченные вегетативные побеги медуницы, сменяющие генеративные в период полного облиствления деревьев, теневыносливы, ее можно встретить и в довольно затененных участках леса.

Биология:
Цветет в апреле - мае, плодоносит в мае - начале июня. Явление гетеростилии препятствует самоопылению цветков. Опыление происходит с помощью длиннохоботковых насекомых (энтомофил). В естественных условиях размножается преимущественно семенами. Барохор; распространение семян на небольшие расстояния осуществляется муравьями. Для данного вида характерно сезонное изменение возрастного состава популяций: в апреле - начале мая отсутствуют проростки и ювенильные растения, которые появляются в конце мая - июне.

Численность и тенденция ее изменения:
Большая часть популяций вида занимает относительно небольшие площади: от нескольких десятков квадратных метров до 1 гектара. Численность в них не превышает 150-200 растений. В самой многочисленной популяции (в окрестностях г. п. Ошмяны Гродненской обл.), протянувшейся вдоль р. Ошмянки, в 1992 г. насчитывалось до 1000 растений разного онтогенетического возрастного состояния. Многолетние наблюдения (более 10 лет) за популяциями в Минском и Воложинском р-нах выявили годичные колебания численности особей (особенно цветущих) в зависимости от погодно-климатических условий. В культуре вид высокоустойчив, дает обильный самосев. Хорошо аэрируемые плодородные влажные почвы благотворно влияют на общий габитус растений. Количество генеративных побегов у одного растения может достигать 86 штук (в природе 1-3, редко 4-7). Рекомендуется небольшое затенение, рыхление почвы, прополка. Размножается делением корневищ и посевом семян (обычно под зиму).

Основные факторы угрозы:
Антропогенные: вырубка лесов и хозяйственная трансформация освободившихся земель, чрезмерные рекреационные нагрузки (вытаптывание, сбор растений).

Меры охраны:
Растет на территории Национального парка «Беловежская пуща», биологического заказника «Замковый лес» (Волковысский р-н) и ботанического заказника «Ивенчук» (Воложинский р-н). Выращивается в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси и на участке в Республиканском экологическом центре учащихся и молодежи (Минск). Необходимо периодически проводить ревизию и эколого-биологический контроль состояния известных популяций, осуществлять поиск новых местонахождений и, при необходимости, организовывать их охрану (в настоящее время необходима организация заказников в Ошмянском и Минском р-нах). В местах произрастания следует запретить в первую очередь рубки леса главного пользования, основные лесотехнические мероприятия (выборочные санитарные рубки и рубки ухода) необходимо проводить в зимнее время при установлении устойчивого снежного покрова. Рекомендуется заинтересованным предприятиям и населению выращивать медуницу в качестве раннецветущего цветочно-декоративного, лекарственного, медоносного и пищевого растения.

Составители: Семеренко Л.В.