Kupalnitsa European | Kobrin district | Tourist Kobrin

Kobrin district



Navigation




Our partners

Flora

KUPALNITSA THE EUROPEAN

Type: VASCULAR PLANTS (PLANTAE VASCULARES)
Department: POKRYTOSEMENNYE (FLORAL) (ANGIOSPERMAE (MAGNOLIOPHYTA))
Class: DVUDOLNYE (MAGNOLIOPSIDY) (DICOTYLEDONES (MAGNOLIOPSIDA))
Order: LYuTIKOTsVETNYE (RANUNCULALES)
Family: LYuTIKOVYE (RANUNCULACEAE)

Look: TROLLIUS EUROPAEUS L.
         PYARESNA E÷RAPEYSKAYA

Category of protection: 4



International importance:
Under the state protection in the republic it is for the first time taken in 1964. It is included in the Red List of Belarus of the 1st and 2nd editions (1981, 1993). It is protected in Poland.

Description:
Perennial grassy plant with a short rhizome and an upright stalk 30-80 cm high. Leaves are palchato-pyatirassechenny, with rhombic, on a top zubchato the made an incision shares. Radical leaves and lower stem - petiolar, top - sedentary. Stem leaves (3-7 pieces) with the plates which are becoming shallow up. Flowers large, with a diameter up to 5 cm, on long pedicels, single, are more rare than them 2 (rarely more), spherical because of strongly concave, leaning at each other numerous wide oval bright yellow chashelistik closing internal part of a flower. A fruit – a multileaflet.

Distribution:
Eurosiberian look widespread in the Atlantic, Central and Eastern Europe, Mediterranean, Western Siberia. In Belarus is near the southern border of an area. Meets in all areas of the republic. The majority of locations is placed on the Minsk height. It is revealed in Borisovsky, Vileysky, Volozhinsky, Dzerzhinsk, Logoysky, Minsk, Myadelsky, Slutsk, Smolevichsky, Stolbtsovsky and Chervensky districts of the Minsk Region, in the Brest, Kamenetsky, Maloritsky and Pruzhansky districts of the Brest Region, in Braslavsky, Vitebsk, Gluboksky, Gorodoksky, Dubrovensky, Lioznensky and Polotsk districts of the Vitebsk Region, in Dobrushsky, Zhitkovichsky and Mazyr districts of the Gomel Region, in the Grodno, Novogrudsky, Ostrovetsky, Oshmyansky and Smorgonsky districts of the Grodno Region, in Gorecki and Cherikovsky districts of the Mogilev Region. Earlier Holopenichi (Krupsky district), and also for vicinities of Minsk, city settlements of Rounds, Loyev, the villages of Pererov, Gromyka (Loyevsky district), the Car and Sedelniki (The Mazyr district) and of Kotechank (The Recyca district) was specified for vicinities of Grodno, Mazyr, a railway stopping point of "Soltanovk" (Zhlobinsky district).

Habitats:
Has quite wide ekologo-phytocenotic amplitude. Grows on crude meadows, edges and glades coniferous (is more often than fir-tree), mixed (coniferous and broad-leaved and coniferous and small-leaved) and the chernoolkhovy woods; avoids very poor, very sour and dry soils, does not take out long flooding. Treats photophilous plants, but can maintain small shading.

Biology:
Blossoms in May - June, fructifies in June - July. Entomofil. Reproduction in natural populations seed. Ballist-anemokhor.

Number and tendency of its change:
Usually grows at separate copies or small groups, places (the neighborhood of the villages of Zhukovka and Big Dubrovka in the Minsk district, the vicinity the item of Ruba in the Vitebsk district, etc.) forms quite numerous populations, but on limited squares. Careful searches in 1993-1996 did not reveal earlier specified locations in Volozhinsky district. In a number of the populations observed many years (in the Minsk and Volozhinsky districts) the number of individuals was considerably reduced. In culture in weather climatic conditions of Minsk and Vitebsk vysokoustoychiv, it is perspective for green construction; make multiple copies seeds and vegetativno.

Major factors of threat:
Anthropogenous: economic land development (plowing of meadows, building of sites by dachas etc.), drying and meliorative works leading to change of the hydrological mode of habitats, the raised recreational loadings (trampling, collecting the blossoming plants) and pasturage of cattle, early mowing. Natural: natural change of fitotsenoz (overgrowing lugovin the wood, formation of communities with domination of plotnokustovy cereals and a krupnoosochnik).

Protection measures:
Grows in territories of national parks "Bialowieza Forest", "Braslau Lakes", "Narochansky" and "Pripyat", a number of wildlife areas ("Volmyansky", "Glebkovka", "Gorecki", "Ivenchik", "Kaykovsky", "Prilepsky", "Stiklevo", "Yukhnovsky", etc.) . It is grown up in the Central botanical garden NAN of Belarus, botanical gardens BGU and the Vitebsk university, and also on a site in the Republican ecological center of pupils and youth (Minsk); it is long since cultivated by the population of the republic. Audit of the known locations and periodic control of a condition of populations, prevention or restriction of negative anthropogenous impacts in places of natural growth are necessary (mowing should be carried out in the second half of summer); the organization of the biological wildlife area in Cherikovsky district of the Mogilev Region where the kupalnitsa European grows in a complex with other rare species, and also broader introduction of a look to culture as an ornamental, medicinal and melliferous plant is recommended.

Originators: Semerenko L.V.

Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Кобринский район

Навигация


Наши партнеры

Кобрин, Беларусь, Достопримечательности, Интересные места


Растительный мир

КУПАЛЬНИЦА ЕВРОПЕЙСКАЯ

Тип: СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ (PLANTAE VASCULARES)
Отдел: ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) (ANGIOSPERMAE (MAGNOLIOPHYTA))
Класс: ДВУДОЛЬНЫЕ (МАГНОЛИОПСИДЫ) (DICOTYLEDONES (MAGNOLIOPSIDA))
Порядок: ЛЮТИКОЦВЕТНЫЕ (RANUNCULALES)
Семейство: ЛЮТИКОВЫЕ (RANUNCULACEAE)

Вид: TROLLIUS EUROPAEUS L.
          ПЯРЭСНА ЕЎРАПЕЙСКАЯ

Категория охраны: 4



Международная значимость:
Под государственную охрану в республике впервые взят в 1964 г. Включен в Красную книгу Беларуси 1-го и 2-го изданий (1981, 1993). Охраняется в Польше.

Описание:
Многолетнее травянистое растение с коротким корневищем и прямостоячим стеблем высотой 30-80 см. Листья пальчато-пятирассеченные, с ромбическими, на верхушке зубчато надрезанными долями. Прикорневые листья и нижние стеблевые - черешковые, верхние - сидячие. Стеблевые листья (3-7 штук) с пластинками, мельчающими кверху. Цветки крупные, диаметром до 5 см, на длинных цветоножках, одиночные, реже их 2 (редко больше), шаровидные из-за сильно вогнутых, налегающих друг на друга многочисленных широкоовальных ярко-желтых чашелистиков, закрывающих внутреннюю часть цветка. Плод – многолистовка.

Распространение:
Евросибирский вид, распространенный в Атлантической, Средней и Восточной Европе, Средиземноморье, Западной Сибири . В Беларуси находится вблизи южной границы ареала . Встречается во всех областях республики. Большинство местонахождений размещается на Минской возвышенности. Выявлен в Борисовском, Вилейском, Воложинском, Дзержинском, Логойском, Минском, Мядельском, Слуцком, Смолевичском, Столбцовском и Червенском р-нах Минской обл. , в Брестском, Каменецком, Малоритском и Пружанском р-нах Брестской обл. , в Браславском, Витебском, Глубокском, Городокском, Дубровенском, Лиозненском и Полоцком р-нах Витебской обл. , в Добрушском, Житковичском и Мозырском р-нах Гомельской обл. , в Гродненском, Новогрудском, Островецком, Ошмянском и Сморгонском р-нах Гродненской обл. , в Горецком и Чериковском р-нах Могилевской обл., . Ранее указывался для окрестностей Гродно, Мозыря, железнодорожного остановочного пункта «Солтановка» (Жлобинский р-н), д. Холопеничи (Крупский р-н) , а также для окрестностей Минска, городских поселков Туров, Лоев, деревень Переров, Громыки (Лоевский р-н), Бибики и Седельники (Мозырский р-н) и д. Котечанка (Речицкий р-н) .

Местообитания:
Обладает довольно широкой эколого-фитоценотической амплитудой. Растет на сырых лугах, опушках и полянах хвойных (чаще еловых), смешанных (хвойно-широколиственных и хвойно-мелколиственных) и черноольховых лесов; избегает очень бедных, очень кислых и сухих почв, не выносит длительного затопления. Относится к светолюбивым растениям, но может выдерживать небольшое затенение.

Биология:
Цветет в мае - июне, плодоносит в июне - июле. Энтомофил. Размножение в природных популяциях семенное. Баллист-анемохор.

Численность и тенденция ее изменения:
Обычно растет отдельными экземплярами или небольшими группами, местами (окрестности деревень Жуковка и Большая Дубровка в Минском р-не, окрестности г.п. Руба в Витебском р-не и др.) образует довольно многочисленные популяции, но на ограниченнных площадях. Тщательные поиски в 1993-1996 гг. не выявили ранее указываемые местонахождения в Воложинском р-не . В ряде наблюдаемых многие годы популяций (в Минском и Воложинском р-нах) численность особей заметно сократилась. В культуре в погодно-климатических условиях Минска и Витебска высокоустойчив , перспективен для зеленого строительства; размножают семенами и вегетативно.

Основные факторы угрозы:
Антропогенные: хозяйственное освоение земель (распашка лугов, застройка участков дачами и т. д.), осушительно-мелиоративные работы, приводящие к изменению гидрологического режима мест обитания, повышенные рекреационные нагрузки (вытаптывание, сбор цветущих растений) и пастьба скота, раннее сенокошение. Природные: естественная смена фитоценозов (зарастание луговин лесом, формирование сообществ с доминированием плотнокустовых злаков и крупноосочника).

Меры охраны:
Растет на территориях национальных парков «Беловежская пуща», «Браславские озера», «Нарочанский» и «Припятский», ряда заказников («Волмянский», «Глебковка», «Горецкий», «Ивенчик», «Кайковский», «Прилепский», «Стиклево», «Юхновский» и др.). Выращивается в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси , ботанических садах БГУ и Витебского университета, а также на участке в Республиканском экологическом центре учащихся и молодежи (Минск); издавна культивируется населением республики. Необходимы ревизия известных местонахождений и периодический контроль состояния популяций, предотвращение или ограничение негативных антропогенных воздействий в местах естественного произрастания (сенокошение следует проводить во второй половине лета); рекомендуется организация биологического заказника в Чериковском р-не Могилевской обл., где купальница европейская произрастает в комплексе с другими редкими видами, а также более широкое введение вида в культуру в качестве декоративного, лекарственного и медоносного растения.

Составители: Семеренко Л.В.