Kobrin district


Our partners





Category of protection: 1

International importance:
Under the state protection in the republic it is for the first time taken in 1964. It is brought in the Red List of Belarus of the 1st and 2nd editions (1981, 1993). It is protected in Poland.

Perennial grassy plant with a thick rhizome and upright, naked, to the inflorescence slightly furrowed stalk up to 2,5 m high. Leaves are next, it is wide - triangular, 2-3-neparnoperistorassechennye; radical – on long scapes larger, than almost sedentary top. Leaflets are ovoid, pointed, on edge unevenly dvazhdypilchaty or krupnozubchaty. Scapes and veins on the lower surface of leaves are covered with scattered simple hairs. Flowers oboyepoly, with bracts, small, greenish-white, are collected in multiflowered top brushes or clustery whisks. The axis of an inflorescence and a pedicel are covered with short simple and ferruterous hairs. A fruit – a multileaflet, separate balsas light brown, naked, with the bent nose short back. Seeds are numerous, small, are covered with directly remote light brown filmy scales. A plant with an unpleasant smell.

Central Europe and western areas of Eastern Europe. In Belarus this relic, by origin the Central European forest-steppe look is behind northeast border of an area. 2 island sites – Bialowieza Forest and the Mazyr ridge are known. klopogon European at different times found in Bialowieza Forest in 10 quarters. The Mazyr locality is presented by locations in the Mazyr district of the Gomel Region now: in the neighborhood of the villages of Strelsk and White, and also in ravines on the northeast suburb of Mazyr. The location revealed in 1972 in vicinities of of Homichki on an edge of the pine and oak wood by 1998 is destroyed as a result of pasturage and run of cattle. Earlier it was noted in vicinities of Brest and in Bialowieza Forest.

Glades, edges and redina in deciduous (oak grabovykh, oak chernoolkhovykh) and mixed (fir-tree and broad-leaved, broad-leaved and pine) the woods.

Blossoms in July - August, fructifies in August - September. Entomofil. Reproduction is seed. Anemokhor.

Number and tendency of its change:
In all known locations the number of individuals does not exceed 20 pieces, the majority of them ananthous. Condition of regional population critical.

Major factors of threat:
Anthropogenous: economic transformation of lands, cabins of the wood of the main use, pasturage and run of cattle, excessive recreational loadings (collecting the blossoming plants and trampling).

Protection measures:
Also "Strelsky" grows in territories of National park "Bialowieza Forest", landscape wildlife areas "Mazyr ravines". It is grown up in the Central botanical garden NAN of Belarus, Botanical garden BGU and in the Republican ecological center of pupils and youth (Minsk). Are necessary a constant control of a condition of the known populations; search of new places of growth and, if necessary, organization of their protection; in places of growth of a look it is necessary to forbid negative anthropogenous impact (the selective sanitary cabins and cabins of leaving which are carried out to the winter period are allowed); it is expedient to keep a look gene pool in the conditions of culture and to settle in natural ecotops; to recommend to the population to enter more widely into culture on seasonal and personal plots as an ornamental plant.

Originators: Blazhevich R. Yu.

Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Кобринский район

Навигация


Наши партнеры

Центр-Тур, Туризм, Путешествие, Кобрин, Беларусь


Растительный мир

КЛОПОГОН ЕВРОПЕЙСКИЙ

Тип: СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ (PLANTAE VASCULARES)
Отдел: ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) (ANGIOSPERMAE (MAGNOLIOPHYTA))
Класс: ДВУДОЛЬНЫЕ (МАГНОЛИОПСИДЫ) (DICOTYLEDONES (MAGNOLIOPSIDA))
Порядок: ЛЮТИКОЦВЕТНЫЕ (RANUNCULALES)
Семейство: ЛЮТИКОВЫЕ (RANUNCULACEAE)

Вид: CIMICIFUGA EUROPAEA SCHIPCZ.
          КЛАПАГОН ЕЎРАПЕЙСКI

Категория охраны: 1



Международная значимость:
Под государственную охрану в республике впервые взят в 1964 г. Внесен в Красную книгу Беларуси 1-го и 2-го изданий (1981, 1993). Охраняется в Польше.

Описание:
Многолетнее травянистое растение с толстым корневищем и прямостоячим, голым, до самого соцветия слегка бороздчатым стеблем высотой до 2,5 м. Листья очередные, широко-треугольные, 2-3-непарноперисторассеченные; прикорневые – на длинных черешках более крупные, чем почти сидячие верхние. Листочки яйцевидные, заостренные, по краю неравномерно дваждыпильчатые или крупнозубчатые. Черешки и жилки на нижней поверхности листьев покрыты рассеянными простыми волосками. Цветки обоеполые, с прицветниками, мелкие, зеленовато-белые, собраны в многоцветковые верхушечные кисти или кистевидные метелки. Ось соцветия и цветоножки покрыты короткими простыми и железистыми волосками. Плод – многолистовка, отдельные плодики светло-коричневые, голые, с коротким назад изогнутым носиком. Семена многочисленные, мелкие, покрыты прямо отстоящими светло-коричневыми пленчатыми чешуйками. Растение с неприятным запахом.

Распространиение:
Средняя Европа и западные районы Восточной Европы . В Беларуси этот реликтовый, по происхождению среднеевропейский лесостепной вид находится за северо-восточной границей ареала. Известно 2 островных участка – Беловежская пуща и Мозырская гряда . В Беловежской пуще клопогон европейский в разное время находили в 10 кварталах . Мозырский локалитет в настоящее время представлен местонахождениями в Мозырском р-не Гомельской обл.: в окрестностях деревень Стрельск и Белая , а также в оврагах на северо-восточной окраине Мозыря. Местонахождение, выявленное в 1972 г. в окрестностях д. Хомички на опушке сосново-дубового леса, к 1998 г. уничтожено в результате пастьбы и прогона скота. Ранее отмечался в окрестностях Бреста и в Беловежской пуще .

Местообитания:
Поляны, опушки и редины в лиственных (дубово-грабовых, дубово-черноольховых) и смешанных (елово-широколиственных, широколиственно-сосновых) лесах.

Биология:
Цветет в июле - августе, плодоносит в августе - сентябре. Энтомофил. Размножение семенное. Анемохор.

Численность и тенденция ее изменения:
Во всех известных местонахождениях численность особей не превышает 20 штук, большинство из них нецветущие. Состояние региональной популяции критическое.

Основные факторы угрозы:
Антропогенные: хозяйственная трансформация земель, рубки леса главного пользования, пастьба и прогон скота, чрезмерные рекреационные нагрузки (сбор цветущих растений и вытаптывание).

Меры охраны:
Растет на территориях Национального парка «Беловежская пуща», ландшафтных заказников «Мозырские овраги» и «Стрельский». Выращивается в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси , Ботаническом саду БГУ и в Республиканском экологическом центре учащихся и молодежи (Минск). Необходимы постоянный контроль состояния известных популяций; поиск новых мест произрастания и, при необходимости, организация их охраны; в местах произрастания вида следует запретить негативное антропогенное воздействие (допускаются выборочные санитарные рубки и рубки ухода, проводимые в зимний период); целесообразно сохранять генофонд вида в условиях культуры и расселять в природные экотопы; рекомендовать населению более широко вводить в культуру на дачных и приусадебных участках как декоративное растение.

Составители: Блажевич Р.Ю.