Ravnoplodnik vasilistnikovy | Kobrin district | Tourist Kobrin

Kobrin district



Navigation




Our partners

Flora

RAVNOPLODNIK VASILISTNIKOVY

Type: VASCULAR PLANTS (PLANTAE VASCULARES)
Department: POKRYTOSEMENNYE (FLORAL) (ANGIOSPERMAE (MAGNOLIOPHYTA))
Class: DVUDOLNYE (MAGNOLIOPSIDY) (DICOTYLEDONES (MAGNOLIOPSIDA))
Order: LYuTIKOTsVETNYE (RANUNCULALES)
Family: LYuTIKOVYE (RANUNCULACEAE)

Look: ISOPYRUM THALICTROIDES L.
         RA÷NAPLODN_K PYLYUSHN_KAVY

Category of protection: 2



International importance:
Under the state protection in the republic it is for the first time taken in 1964. It is brought in the Red List of Belarus of the 1st and 2nd editions (1981, 1993). It is protected in Lithuania.

Description:
Perennial grassy plant 15-25 cm high with a thin creeping branched rhizome. A stalk single (or them a little), naked, more rare slightly trimmed in the lower part, branchy and oblistvenny in the top half. Radical and lower stem leaves twice-troychatoslozhnye, naked or slightly trimmed on the lower surface, with obratnoyaytsevidny 3-bladed or 3-separate leaflets and whitish webby stipules 2,5-3 mm long, on long scapes. The top stem leaves are similar lower, but more small and on short scapes. Flowers white, with a diameter up to 1 cm, single, are more rare on 2-3 on thin pedicels which leave bosoms of the top stem leaves; chashelistik are oval, white, pinkish-violet are more rare. A fruit – from 2-3 flat lanceolate leaflets 6-8 mm long with the short, thin, slightly bent nose. Seeds are smooth, brilliant, brown or almost black.

Rasprostraniyeniye:
The area embraces mountainous areas of Central and Atlantic Europe, the Mediterranean and the western areas of Eastern Europe. In Belarus this relic, by origin the preborealny Central European mountain look is on northeast border of an area and is found only in the extreme southwest of the republic. It is authentically known in the Brest, Kamenetsky, Maloritsky and Pruzhansky districts of the Brest Region and Svislochsky district of the Grodno Region. The main locality is Bialowieza Forest. Earlier it was noted in vicinities of Grodno, Brest and Svislochi (Grodno Region).

Habitats:
Mainly old-age ashen, oak grabovye, lime grabovye and death woods of kislichny and snytevy types; grows on cespitose and podsolic and brown forest rich with a humus and enough humidified soils.

Biology:
Efemeroid. Blossoms in the second half of April – the first half of May. Entomofil. Fruits ripen at the end of May. Reproduction seed and vegetative. Barokhor.

Number and tendency of its change:
In the territory of look population Bialowieza Forest quite numerous also occupy the spaces from 150 sq.m to 3,5 hectares. At them there are individuals of different age states having average and high levels of viability; generative plants form rather large number of seeds. In some quarters the tendency to expansion of the occupied spaces is noted.

Major factors of threat:
Cabins of the wood of the main use, economic transformation of lands, reduction of the areas and violation of structure of the old-age woods, the raised press of wild animals, pasturage of cattle, excessive recreational loadings (trampling, collecting the blossoming plants).

Protection measures:
Grows in territories of National park "Bialowieza Forest", wildlife areas of "Vorokhovo" and "Trostyanits". It is grown up in the Central botanical garden NAN of Belarus and in the Republican ecological center of pupils and youth (Minsk). It is necessary not to allow negative anthropogenous impacts (the selective sanitary cabins and cabins of leaving which are carried out to the winter period are resolved); to exercise constant ecological and biological control of a condition of the known populations and to purposefully carry out search of new; it is artificial to make multiple copies and settle a look in natural ecotops, and also more widely to enter it into culture as an ornamental plant.

Originators: Blazhevich R. Yu.

Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Кобринский район

Навигация


Наши партнеры

Познай Кобрин

винтовые сваи монтаж

Растительный мир

РАВНОПЛОДНИК ВАСИЛИСТНИКОВЫЙ

Тип: СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ (PLANTAE VASCULARES)
Отдел: ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) (ANGIOSPERMAE (MAGNOLIOPHYTA))
Класс: ДВУДОЛЬНЫЕ (МАГНОЛИОПСИДЫ) (DICOTYLEDONES (MAGNOLIOPSIDA))
Порядок: ЛЮТИКОЦВЕТНЫЕ (RANUNCULALES)
Семейство: ЛЮТИКОВЫЕ (RANUNCULACEAE)

Вид: ISOPYRUM THALICTROIDES L.
          РАЎНАПЛОДНІК ПЫЛЮШНІКАВЫ

Категория охраны: 2



Международная значимость:
Под государственную охрану в республике впервые взят в 1964 г. Внесен в Красную книгу Беларуси 1-го и 2-го изданий (1981, 1993). Охраняется в Литве.

Описание:
Многолетнее травянистое растение высотой 15-25 см с тонким ползучим разветвленным корневищем. Стебель одиночный (или их несколько), голый, реже слегка опушенный в нижней части, ветвистый и облиственный в верхней половине. Прикорневые и нижние стеблевые листья дважды-тройчатосложные, голые или слегка опушенные по нижней поверхности, с обратнояйцевидными 3-лопастными или 3-раздельными листочками и беловатыми перепончатыми прилистниками длиной 2,5-3 мм, на длинных черешках. Верхние стеблевые листья подобны нижним, но мельче и на коротких черешках. Цветки белые, диаметром до 1 см, одиночные, реже по 2-3 на тонких цветоножках, которые выходят из пазух верхних стеблевых листьев; чашелистики овальные, белые, реже розовато-фиолетовые. Плод – из 2-3 плоских ланцетовидных листовок длиной 6-8 мм с коротким, тонким, слегка загнутым носиком. Семена гладкие, блестящие, бурые или почти черные.

Распространиение:
Ареал объемлет горные районы Cредней и Атлантической Европы, Средиземноморье и западные районы Восточной Европы . В Беларуси этот реликтовый, по происхождению пребореальный среднеевропейский горный вид находится на северо-восточной границе ареала и найден только на крайнем юго-западе республики. Достоверно известен в Брестском, Каменецком, Малоритском и Пружанском р-нах Брестской обл. и Свислочском р-не Гродненской обл. . Основным локалитетом является Беловежская пуща. Ранее отмечался в окрестностях Гродно, Бреста и Свислочи (Гродненская обл.) .

Местообитания:
Преимущественно старовозрастные ясеневые, дубово-грабовые, липово-грабовые и грабовые леса кисличного и снытевого типов; растет на дерново-подзолистых и бурых лесных богатых гумусом и достаточно увлажненных почвах .

Биология:
Эфемероид. Цветет во второй половине апреля – первой половине мая. Энтомофил. Плоды созревают в конце мая. Размножение семенное и вегетативное. Барохор.

Численность и тенденция ее изменения:
На территории Беловежской пущи популяции вида довольно многочисленные и занимают площади от 150 м2 до 3,5 га. В них присутствуют особи разных возрастных состояний, имеющие средний и высокий уровни жизнеспособности; генеративные растения образуют достаточно большое количество семян. В некоторых кварталах отмечена тенденция к расширению занимаемых площадей .

Основные факторы угрозы:
Рубки леса главного пользования, хозяйственная трансформация земель, сокращение площадей и нарушение структуры старовозрастных лесов, повышенный пресс диких животных, пастьба скота, чрезмерные рекреационные нагрузки (вытаптывание, сбор цветущих растений).

Меры охраны:
Растет на территориях Национального парка «Беловежская пуща», заказников «Ворохово» и «Тростяница». Выращивается в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси и в Республиканском экологическом центре учащихся и молодежи (Минск). Необходимо не допускать негативных антропогенных воздействий (разрешаются выборочные санитарные рубки и рубки ухода, проводимые в зимний период); осуществлять постоянный эколого-биологический контроль состояния известных популяций и целенаправленно проводить поиск новых; искусственно размножать и расселять вид в природные экотопы, а также более широко вводить его в культуру в качестве декоративного растения.

Составители: Блажевич Р.Ю.