Kobrin district



Navigation




Our partners

компрессор винтовой ремеза прайс

Flora

SHPAZHNIK (GLADIOLUS) CHEREPITCHATY

Type: VASCULAR PLANTS (PLANTAE VASCULARES)
Department: POKRYTOSEMENNYE (FLORAL) (ANGIOSPERMAE (MAGNOLIOPHYTA))
Class: MONOCOTYLEDONOUS (LILIOPSIDY) (MONOCOTYLEDONES (LILIOPSIDA))
Order: KASATIKOTsVETNYE (IRIDALES)
Family: KASATIKOVYE (IRIDACEAE)

Look: GLADIOLUS IMBRICATUS L.
         SHPAZHNIK (GLADYYOLUS) OF CHARAPITSAVY

Category of protection: 4



International importance:
Under the state protection in the republic it is for the first time taken in 1964. It is included in the Red List of Belarus of the 1st and 2nd editions (1981, 1993). It is protected in Lithuania, Latvia and Poland.

Description:
Perennial klubnelukovichny grassy plant 30-80 cm high, with the thin upright stalk bearing in the basis of 1-2 scale-like and 2-3 stem lance-linear (xiphoidal) leaves. Bulbous tubers are small, almost spherical, are outside shrouded in thin webby scales. Flowers in number 5-12 (14), in a one-sided kolosovidny inflorescence. Okolotsvetnik 2,5-3,5 cm long, pinkish or purple-violet, wrong, with a curved tube and unequal shares. A fruit - a short obratnoyaytsevidny box with large, slightly winged seeds.

Rasprostraniyeniye:
Mainly East European type of the South of a forest strip coming to the Balkans and into Western Siberia (vicinities Kurgan). In Belarus meets occasionally across all territory, it is the most frequent in Vitebsk (Beshenkovichsky, Braslavsky, Verkhnedvinsky, Vitebsk, Gluboksky, Gorodoksky, Dokshitsky, Dubrovensky, Lepelsky, Lioznensky, Miorsky, Orshansky, Polotsk, Rossonsky, Sennensky, Chashniksky, Sharkovshchinsky, Shumilinsky districts) and Minsk (Borisovsky, Vileysky, Volozhinsky, Kletsky, Krupsky, Logoysky, Lyubansky, Minsk, Molodechnensky, Myadelsky, Slutsk, Smolevichsky, Soligorsk, Starodorozhsky, Stolbtsovsky, Chervensky districts) areas. In the Brest Region. it is noted in Baranovichskom, Berezovsky, the Brest, Kamenetsky, Luninetsky, Maloritsky, Pruzhansky and Stolinsky districts, in Gomel - in Braginsky, Buda-Koshelevsky, Zhitkovichsky, Zhlobinsky, Kalinkovichsky, Mazyr, Petrikovsky, Recyca and Hoyniksky districts, in Grodno - in the Grodno, Dyatlovsky, Mostovsky, Novogrudsky, Smorgonsky, Oshmyansky and Shchuchinsky districts and in Mogilev - in Babruysk, Gorecki, Kostyukovichsky, Krichevsky, Mogilev, Mstislavsky, Osipovichsky, Cherikovsky districts. I.K. Pachosky specified also for Pinsky district of the Brest Region, the Lelchitsky district of the Gomel Region, vicinities of Grodno, Svislochsky and Slonimsky districts of the Grodno Region, the Dzerzhinsk and Kopylsky districts of the Minsk region.

Habitats:
Mainly crude inundated and sukhodolny (water separate) meadows, glades and edges in the rarefied damp woods (fir groves, oak groves, alder thickets), thickets of bushes. Does not take out stagnant moistening. Prefers friable soils rich with a humus.

Biology:
Blossoms in June - July, fructifies in August - September. Entomofil, self-pollination (avtogamiya) is possible. Reproduction seed and vegetative (affiliated bulbous tubers). Barokhor.

Number and tendency of its change:
Grows in the woods at usually small groups, more rare single copies, on a cereal raznotravnykh meadows in valleys of the rivers in places (in the Vitebsk, Gluboksky, Gorodoksky, Dokshitsky, Chashniksky districts) forms quite numerous populations. In a number of observed populations year fluctuation of number of individuals, in a row - a steady tendency to its reduction is noted. In culture in weather climatic conditions of Minsk and Vitebsk is frost-resistant, steady.

Major factors of threat:
Anthropogenous: drying melioration and economic transformation of lands (plowing, building), a pasture and run of cattle, excessive recreational loadings (collecting the blossoming plants, a vykopka for garden sites), damage of a grass and soil cover at cuttings down. Natural: processes of natural overgrowing of meadows wood, krupnoosochnik, plotnokustovy cereals; change of the hydrological mode of habitats.

Protection measures:
"Bialowieza Forest", "Narochansky" and "Pripyat", the Berezinsky biospheric reserve, the Polesia radiation and ecological reserve and a number of the wildlife areas (existing and designed), mainly in Brest ("Bugsky", "Buslovka", "Lukovo", "Selyakhi", "Sporovsky", etc.), Vitebsk ("Vitebsk", "Yelnya", "Osveysky", "Tulovsky", etc.) and Grodno grows in territories of national parks ("Gozhevsky", "Kotra", "the Lipichansky dense forest", etc.) areas. It is grown up in the Central botanical garden NAN of Belarus, in the Botanical garden of the Vitebsk university and on a site in the Republican ecological center of pupils and youth (Minsk). Audit of the known locations and control of a condition of populations, the prevention of economic transformation of lands and preservation of the existing hydrological mode in places of growth is necessary, periodic optimization of conditions of places of growth (clearing), is recommended broader introduction to culture as high-decorative and a herb.

Originators: Semerenko L.V., Morozova T.K.

Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Кобринский район

Навигация


Наши партнеры

Бенто Суши, Кобрин, Роллы, Суши, Беларусь


Растительный мир

ШПАЖНИК (ГЛАДИОЛУС) ЧЕРЕПИТЧАТЫЙ

Тип: СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ (PLANTAE VASCULARES)
Отдел: ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) (ANGIOSPERMAE (MAGNOLIOPHYTA))
Класс: ОДНОДОЛЬНЫЕ (ЛИЛИОПСИДЫ) (MONOCOTYLEDONES (LILIOPSIDA))
Порядок: КАСАТИКОЦВЕТНЫЕ (IRIDALES)
Семейство: КАСАТИКОВЫЕ (IRIDACEAE)

Вид: GLADIOLUS IMBRICATUS L.
          ШПАЖНIК (ГЛАДЫЁЛУС) ЧАРАПIЦАВЫ

Категория охраны: 4



Международная значимость:
Под государственную охрану в республике впервые взят в 1964 г. Включен в Красную книгу Беларуси 1-го и 2-го изданий (1981, 1993). Охраняется в Литве, Латвии и Польше.

Описание:
Многолетнее клубнелуковичное травянистое растение высотой 30-80 см, с тонким прямостоячим стеблем, несущим в основании 1-2 чешуевидных и 2-3 стеблевых линейно-ланцетовидных (мечевидных) листа. Клубнелуковицы мелкие, почти шаровидные, снаружи окутаны тонкими перепончатыми чешуйками. Цветки в числе 5-12 (14), в однобоком колосовидном соцветии. Околоцветник длиной 2,5-3,5 см, розовато- или пурпурно-фиолетовый, неправильный, с изогнутой трубкой и неравными долями. Плод - короткая обратнояйцевидная коробочка с крупными, слегка крылатыми семенами.

Распространиение:
Преимущественно восточноевропейский вид юга лесной полосы, заходящий на Балканы и в Западную Сибирь (окрестности г. Курган). В Беларуси встречается изредка по всей территории, наиболее часто в Витебской (Бешенковичский, Браславский, Верхнедвинский, Витебский, Глубокский, Городокский, Докшицкий, Дубровенский, Лепельский, Лиозненский, Миорский, Оршанский, Полоцкий, Россонский, Сенненский, Чашникский, Шарковщинский, Шумилинский р-ны) и Минской (Борисовский, Вилейский, Воложинский, Клецкий, Крупский, Логойский, Любанский, Минский, Молодечненский, Мядельский, Слуцкий, Смолевичский, Солигорский, Стародорожский, Столбцовский, Червенский р-ны) областях. В Брестской обл. отмечен в Барановичском, Березовском, Брестском, Каменецком, Лунинецком, Малоритском, Пружанском и Столинском р-нах , в Гомельской - в Брагинском, Буда-Кошелевском, Житковичском, Жлобинском, Калинковичском, Мозырском, Петриковском, Речицком и Хойникском р-нах , в Гродненской - в Гродненском, Дятловском, Мостовском, Новогрудском, Сморгонском, Ошмянском и Щучинском р-нах и в Могилевской - в Бобруйском, Горецком, Костюковичском, Кричевском, Могилевском, Мстиславском, Осиповичском, Чериковском р-нах . И.К. Пачоским указывался также для Пинского р-на Брестской обл., Лельчицкого р-на Гомельской обл., окрестностей г. Гродно, Свислочского и Слонимского р-нов Гродненской обл., Дзержинского и Копыльского р-нов Минской области.

Местообитания:
Преимущественно сырые пойменные и суходольные (водораздельные) луга, поляны и опушки в разреженных влажных лесах (ельниках, дубравах, ольшаниках), заросли кустарников. Не выносит застойного увлажнения. Предпочитает богатые гумусом рыхлые почвы.

Биология:
Цветет в июне - июле, плодоносит в августе - сентябре. Энтомофил, возможно самоопыление (автогамия). Размножение семенное и вегетативное (дочерними клубнелуковицами). Барохор.

Численность и тенденция ее изменения:
В лесах растет обычно небольшими группами, реже одиночными экземплярами, на злаково-разнотравных лугах в долинах рек местами (в Витебском, Глубокском, Городокском, Докшицком, Чашникском р-нах) образует довольно многочисленные популяции. В ряде наблюдаемых популяций отмечено годичное колебание численности особей, в ряде - устойчивая тенденция к ее сокращению. В культуре в погодно-климатических условиях гг. Минск и Витебск морозостоек, устойчив .

Основные факторы угрозы:
Антропогенные: осушительная мелиорация и хозяйственная трансформация земель (распашка, застройка), выпас и прогон скота, чрезмерные рекреационные нагрузки (сбор цветущих растений, выкопка для садовых участков), повреждение травяного и почвенного покрова при вырубках. Природные: процессы естественного зарастания лугов лесом, крупноосочником, плотнокустовыми злаками; изменение гидрологического режима мест обитания.

Меры охраны:
Растет на территориях национальных парков «Беловежская пуща», «Нарочанский» и «Припятский», Березинского биосферного заповедника, Полесского радиационно-экологического заповедника и ряда заказников (существующих и проектируемых), преимущественно в Брестской («Бугский», «Бусловка», «Луково», «Селяхи», «Споровский» и др.), Витебской («Витебский», «Ельня», «Освейский», «Туловский» и др.) и Гродненской («Гожевский», «Котра», «Липичанская пуща» и др.) областях. Выращивается в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси , в Ботаническом саду Витебского университета и на участке в Республиканском экологическом центре учащихся и молодежи (Минск). Необходима ревизия известных местонахождений и контроль состояния популяций, предупреждение хозяйственной трансформации земель и сохранение существующего гидрологического режима в местах роста, периодическая оптимизация условий мест произрастания (расчистка), рекомендуется более широкое введение в культуру в качестве высокодекоративного и лекарственного растения.

Составители: Семеренко Л.В., Морозова Т.К.