Baranets ordinary | Kobrin district | Tourist Kobrin

Kobrin district



Navigation




Our partners

Flora

BARANETS ORDINARY

Type: VASCULAR PLANTS (PLANTAE VASCULARES)
Department: PLAUNOOBRAZNYE (LYCOPODIOPHYTA)
Class: PLAUNOVIDNYE (LYCOPODIOPSIDA)
Order: CLUB MOSSES (LYCOPODIALES)
Family: BARANTsOVYE (HUPERZIACEAE)

Look: HUPERZIA SELAGO (L.) BERNH. EX SCHRANK ET C. MART.
        BARANETS ZVYCHAYNY

Category of protection: 4



International importance:
It is included in the 1st and 2nd editions of the Red List of Belarus (1981, 1993). It is protected in Lithuania, Latvia, the Smolensk region to Russia and Ukraine.

Description:
Perennial evergreen plant with a short rhizome and the ascending densely oblistvenny escapes 10-20 cm high. The stalk which is dichotomizing branching. Leaves are uzkolantsetny, smooth-edged or at a top slabozubchaty, pressed or slightly unbent, are located on a spiral. A sporangium is yellowish, stalk tops are placed on one in bosoms of sporophyls slightly lower; strobila are absent.

Rasprostraniyeniye:
Forest and forest-tundra zones of both hemispheres, Caucasus, mountains of Central Asia. Relic, by origin the boreal and taiga look which is in Belarus near the southern border of an area which passes a little to the north of the river Pripyat. To the South from it the single isolated locations are known only; in other territory the look meets quite often, but in extremely insignificant quantities. It is noted within all territory of the Vitebsk, Grodno and Minsk Region, it is single in the Brest and Gomel Region, some districts of the Mogilev Region.

Habitats:
Mainly old-age fir-tree and broad-leaved and fir-tree, also the chernoolkhovy woods are more rare broad-leaved chernoolkhovye.

Biology:
Sporonosit in the second half of summer. Reproduction sporous and vegetative (the falling-down vyvodkovy kidneys). Anemokhor and zoochorus.

Number and tendency of its change:
Grows at more or less dense, scattered on forest area curtains which area usually 0,2-0,5 sq.m, seldom more than one square meter (in Pruzhansky district curtains with a diameter of 2,2 m are revealed). Because in a year the plant accrues on only 2-3 cm, the curtain can reach the considerable sizes only in 20-40 years at continuous insignificant illumination and moderate moistening of a habitat. At the full lighting resulting from continuous cabins quickly disappears. Its existence in many locations repeatedly was confirmed in recent years, in some - no (in the Brest, Logoysky, Novogrudsky and Smolevichsky districts).

Major factors of threat:
The violation of the light and hydrological modes in places of growth resulting from carrying out cabins of the main use, drying and meliorative works, laying of roads and other types of economic land development. In recent years suffers from unlimited collecting by the population for the medicinal purposes.

Protection measures:
Is under protection in all national parks, the Berezinsky biospheric reserve, a number of the wildlife areas located mainly in the North and in the central part of the republic. Periodic control of a condition of populations is necessary for prevention in places of growth of baranets of negative anthropogenous impacts (the selective sanitary cabins and cabins of leaving which are carried out to the winter period are allowed).

Originators: Skuratovich A.N.

Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Кобринский район

Навигация


Наши партнеры

Бенто Суши, Кобрин, Роллы, Суши, Беларусь

очистки трансформаторного масла

Растительный мир

БАРАНЕЦ ОБЫКНОВЕННЫЙ

Тип: СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ (PLANTAE VASCULARES)
Отдел: ПЛАУНООБРАЗНЫЕ (LYCOPODIOPHYTA)
Класс: ПЛАУНОВИДНЫЕ (LYCOPODIOPSIDA)
Порядок: ПЛАУНЫ (LYCOPODIALES)
Семейство: БАРАНЦОВЫЕ (HUPERZIACEAE)

Вид: HUPERZIA SELAGO (L.) BERNH. EX SCHRANK ET C. MART.
         БАРАНЕЦ ЗВЫЧАЙНЫ

Категория охраны: 4



Международная значимость:
Включен в 1-е и 2-е издания Красной книги Беларуси (1981, 1993). Охраняется в Литве, Латвии, Смоленской области России и Украине.

Описание:
Многолетнее вечнозеленое растение с коротким корневищем и восходящими густо облиственными побегами высотой 10-20 см. Стебель дихотомически ветвящийся. Листья узколанцетные, цельнокрайние или у верхушки слабозубчатые, прижатые или слегка отогнутые, расположены по спирали. Спорангии желтоватые, размещаются по одному в пазухах спорофилов несколько ниже верхушки стебля; стробилы отсутствуют .

Распространиение:
Лесная и лесотундровая зоны обоих полушарий, Кавказ, горы Средней Азии . Реликтовый, по происхождению бореально-таежный вид, находящийся в Беларуси вблизи южной границы ареала, которая проходит несколько севернее р. Припять. К югу от нее известны лишь единичные изолированные местонахождения; на остальной территории вид встречается довольно часто, но в крайне незначительных количествах. Отмечен в пределах всей территории Витебской, Гродненской и Минской обл., единично в Брестской и Гомельской обл., некоторых р-нах Могилевской обл. .

Местообитания:
Преимущественно старовозрастные еловые и широколиственно-еловые, реже широколиственно-черноольховые и черноольховые леса.

Биология:
Спороносит во второй половине лета. Размножение споровое и вегетативное (опадающими выводковыми почками). Анемохор и зоохор.

Численность и тенденция ее изменения:
Растет более или менее плотными, разбросанными по лесному массиву куртинами, площадь которых обычно 0,2-0,5 м2, редко более одного квадратного метра (в Пружанском р-не выявлены куртины диаметром 2,2 м ). Вследствие того, что за год растение нарастает всего на 2-3 см, значительных размеров куртина может достигнуть лишь через 20-40 лет при постоянном незначительном освещении и умеренном увлажнении местообитания. При полном освещении, возникающем в результате сплошных рубок, быстро исчезает. Его наличие во многих местонахождениях неоднократно подтверждалось в последние годы, в некоторых - нет (в Брестском, Логойском, Новогрудском и Смолевичском р-нах).

Основные факторы угрозы:
Нарушение светового и гидрологического режимов в местах произрастания, возникающее в результате проведения рубок главного пользования, осушительно-мелиоративных работ, прокладки дорог и других видов хозяйственного освоения земель. В последние годы страдает от неумеренного сбора населением для лекарственных целей.

Меры охраны:
Находится под охраной во всех национальных парках, Березинском биосферном заповеднике, ряде заказников, расположенных преимущественно на севере и в центральной части республики. Необходим периодический контроль состояния популяций для предотвращения в местах роста баранца негативных антропогенных воздействий (допускаются выборочные санитарные рубки и рубки ухода, проводимые в зимний период).

Составители: Скуратович А.Н.