Zmeegolovnik Ruysha | Kobrin district | Tourist Kobrin

Kobrin district



Navigation




Our partners

Flora

ZMEEGOLOVNIK RUYSHA

Type: VASCULAR PLANTS (PLANTAE VASCULARES)
Department: POKRYTOSEMENNYE (FLORAL) (ANGIOSPERMAE (MAGNOLIOPHYTA))
Class: DVUDOLNYE (MAGNOLIOPSIDY) (DICOTYLEDONES (MAGNOLIOPSIDA))
Order: YaSNOTKOTsVETNYE (LAMIALES)
Family: YaSNOTKOVYE (GUBOTsVETNYE) (LAMIACEAE (LABIATAE))

Look: DRACOCEPHALUM RUYSCHIANA L.
        ZMEEGALO÷NIK RUYSHA

Category of protection: 3



International importance:
It is included in the Red List of Belarus of the 2nd edition (1993). It is protected in Lithuania, Latvia and Poland. It is entered in the Appendix I to the Bern convention.

Description:
Perennial grassy plant up to 60 cm high with a short branched rhizome and several upright shortly hairy (mainly under knots) or almost naked stalks. Leaves are opposite, smooth-edged, lantsetno-linear or linear, with the edges wrapped down, lower on short scapes, other sedentary, from above dark green, from below more pale, with the acting median vein. Flowers large, on short pedicels in bosoms of pritsvetny leaves, in 6-floral false verticils which form an oblong clustery inflorescence 2-6 cm long on a stalk top. The cup which is shortly trimmed, not clearly dvuguby. The nimbus is srostnolepestny, dvuguby, cups, violet-blue or dark-blue, seldom pink are three times longer. Fruits - nutlets, ovoid, not clearly trihedral, dark-brown, smooth.

Rasprostraniyeniye:
Caucasus, Western and Eastern Siberia, Central Asia; Scandinavia, Central and Eastern Europe, Mediterranean, Dzhungaro-Kashgaria, Mongolia, China, Japan. The relic forest-steppe look which is in Belarus near northwest border of an area. Grows in Pruzhansky district of the Brest Region, Lepelsky district of the Vitebsk Region, Buda-Koshelevsky and Recyca districts of the Gomel Region, Oshmyansky district of the Grodno Region, Logoysky, Minsk, Myadelyyosky and Pukhovichsky districts of the Minsk Region. There is gerbarny collecting the end of the 19th - the beginning of the 20th century from Gomel (vicinities Gomel and of Grabovk), Loyevyosky (vicinity of of Gromyki) and Recyca districts of the Gomel Region, Zelvensky district of the Grodno Region (the vicinity of the item Zelva), the Minsk district of the Minsk Region (the vicinity Hmarin Gorodka, nowadays Ostroshitsky Town), Mogilev (vicinity Mogilev) and Mstislavsky (the vicinity Mr. Mstislavl) districts of the Mogilev Region. Earlier Zhlobin, Vasilevichi of the Recyca district, the Slutsk district was marked out also for the neighborhood of the cities of Brest, Grodno.

Habitats:
Grows in the rarefied pine and pine and birch woods of mossy, bilberry and heather types, is more rare in fir groves-zelenomoshnikakh, on edges and forest glades, sometimes on open grass slopes. Prefers sandy carbonate soils.

Biology:
Blossoms in June - July, fructifies in July - August. Entomofil. Reproduction is seed. Ballist-anemokhor.

Number and tendency of its change:
Grows at separate copies and small groups, sometimes forms quite considerable populations. For example, the population revealed in 2001 (The Recyca district, vicinities of of Kopan) occupied the space equal to 0,6 hectares and contained about 400 uneven-age individuals from whom more than a half were blossoming.

Major factors of threat:
Anthropogenous: economic transformations of lands, the cabin and skidding of the wood, a cattle repasture, bevelling, excessive recreational loadings (collecting the blossoming plants and trampling). Natural: the natural changes of vegetation which are followed by excessive growth of wood and shrubby breeds and a high zadernovannost of habitats.

Protection measures:
"Bialowieza Forest" and "Narochansky", biological wildlife areas "Buda-Koshelevsky" (Buda-Koshelevsky district) and "Glebkovka" (The Minsk district) grows in territories of the Berezinsky biospheric reserve, national parks. It is cultivated in the Central botanical garden NAN of Belarus, botanical gardens BGU and the Vitebsk university. Periodic control of a condition of the known populations, search of new locations and, if necessary, the organization of their protection, the prevention in places of growth of negative anthropogenous impacts, implementation of the main timber actions (selective sanitary and cabins of leaving) in winter time, periodic clarification of habitats are necessary. Broad introduction of a look to culture as an ornamental plant is recommended.

Originators: Morozova T.K.

Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Кобринский район

Навигация


Наши партнеры

У нас широкий ассортимент различных украшений для зала и автомобилей, а также большой опыт по подготовке и монтажу видеоматериалов.

заказать вещи для девушек

Растительный мир

ЗМЕЕГОЛОВНИК РУЙША

Тип: СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ (PLANTAE VASCULARES)
Отдел: ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) (ANGIOSPERMAE (MAGNOLIOPHYTA))
Класс: ДВУДОЛЬНЫЕ (МАГНОЛИОПСИДЫ) (DICOTYLEDONES (MAGNOLIOPSIDA))
Порядок: ЯСНОТКОЦВЕТНЫЕ (LAMIALES)
Семейство: ЯСНОТКОВЫЕ (ГУБОЦВЕТНЫЕ) (LAMIACEAE (LABIATAE))

Вид: DRACOCEPHALUM RUYSCHIANA L.
         ЗМЕЕГАЛОЎНIК РУЙША

Категория охраны: 3



Международная значимость:
Включен в Красную книгу Беларуси 2-го издания (1993). Охраняется в Литве, Латвии и Польше. Занесен в Приложение I к Бернской конвенции.

Описание:
Многолетнее травянистое растение высотой до 60 см с коротким разветвленным корневищем и несколькими прямостоячими коротко волосистыми (преимущественно под узлами) или почти голыми стеблями. Листья супротивные, цельнокрайние, ланцетно-линейные или линейные, с завернутыми вниз краями, нижние на коротких черешках, остальные сидячие, сверху темно-зеленые, снизу более бледные, с выступающей срединной жилкой. Цветки крупные, на коротких цветоножках в пазухах прицветных листьев, в 6-цветковых ложных мутовках, которые образуют на верхушке стебля продолговатое кистевидное соцветие длиной 2-6 см. Чашечка коротко опушенная, неясно двугубая. Венчик сростнолепестный, двугубый, втрое длиннее чашечки, фиолетово-синий или темно-голубой, редко розовый. Плоды - орешки, яйцевидные, неясно трехгранные, темно-бурые, гладкие.

Распространиение:
Кавказ, Западная и Восточная Сибирь, Средняя Азия; Скандинавия, Средняя и Восточная Европа, Средиземноморье, Джунгаро-Кашгария, Монголия, Китай, Япония . Реликтовый лесостепной вид, находящийся в Беларуси вблизи северо-западной границы ареала. Произрастает в Пружанском р-не Брестской обл., Лепельском р-не Витебской обл. , Буда-Кошелевском и Речицком р-нах Гомельской обл., Ошмянском р-не Гродненской обл. , Логойском, Минском, Мядель­ском и Пуховичском р-нах Минской обл. . Имеются гербарные сборы конца 19-го - начала 20-го в. из Гомельского (окрестности г. Гомель и д. Грабовка), Лоев­ского (окрестности д. Громыки) и Речицкого р-нов Гомельской обл., Зельвенского р-на Гродненской обл. (окрестности г.п. Зельва), Минского р-на Минской обл. (окрестности Хмарин Городка, ныне Острошицкий Городок), Могилевского (окрестности г. Могилев) и Мстиславского (окрестности г. Мстиславль) р-нов Могилевской обл. . Ранее отмечался также для окрестностей городов Брест, Гродно, Жлобин, д. Василевичи Речицкого р-на, Слуцкого р-на.

Местообитания:
Растет в разреженных сосновых и сосново-березовых лесах мшистого, черничного и верескового типов, реже в ельниках-зеленомошниках, по опушкам и лесным полянам, иногда на открытых травяных склонах. Предпочитает песчаные карбонатные почвы.

Биология:
Цветет в июне - июле, плодоносит в июле - августе. Энтомофил. Размножение семенное. Баллист-анемохор.

Численность и тенденция ее изменения:
Растет отдельными экземплярами и небольшими группами, иногда образует довольно значительные популяции. Например, выявленная в 2001 г. популяция (Речицкий р-н, окрестности д. Копань) занимала площадь, равную 0,6 га и насчитывала приблизительно 400 разновозрастных особей, из которых более половины были цветущими.

Основные факторы угрозы:
Антропогенные: хозяйственная трансформации земель, рубка и трелевка леса, перевыпас скота, скашивание, чрезмерные рекреационные нагрузки (сбор цветущих растений и вытаптывание). Природные: естественные смены растительности, сопровождающиеся чрезмерным разрастанием древесно-кустарниковых пород и высокой задернованностью мест обитания.

Меры охраны:
Растет на территориях Березинского биосферного заповедника, национальных парков «Беловежская пуща» и «Нарочанский», биологических заказников «Буда-Кошелевский» (Буда-Кошелевский р-н) и «Глебковка» (Минский р-н). Культивируется в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси , ботанических садах БГУ и Витебского университета . Необходимы периодический контроль состояния известных популяций, поиск новых местонахождений и, при необходимости, организация их охраны, предупреждение в местах произрастания негативных антропогенных воздействий, осуществление основных лесотехнических мероприятий (выборочные санитарные и рубки ухода) в зимнее время, периодическое осветление мест обитания. Рекомендуется широкое введение вида в культуру в качестве декоративного растения.

Составители: Морозова Т.К.