Священник Василий Котович | Марчук Нина Григорьевна | Туристический Кобрин
Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Священник Василий Котович

Василий Антониевич Котович родился 22 марта 1849 года в селе Черевачицы, что в 6 км от г. Кобрина, в котором были священниками его отец, дед, прадед и прапрадед. Род Котовичей имеет письменное подтверждение с 1570 года, когда родился Ян Котович, будущий «священник греческий».

В семье отца Василия Котовича Антония было пятеро сыновей, и все были священниками. И пятеро дочерей, трое из них вышли замуж за священников, двое остались незамужними.

(Еще в семье отца Василия Котовича, Антония Котовича, воспитывались малолетние сироты брата Василия, служившего священником в Волчине Брестского уезда. Трое из них получили высшее духовное образование и оставили значимый след в православии).

Сам Василий Котович учился в Литовской духовной семинарии, которую окончил в 1869 году. И сразу же стал псаломщиком при своем отце в Черевачицкой церкви. Затем был священником в Киселевичской церкви Кобринского уезда. А через пять лет, в 1878 году, стал служить в Озятах Кобринского уезда.

В 1911 году семья священника отца Василия, скопив денег, покупает поместье Чабаевка (530 десятин) возле Дрогичина. Похоже, что в это время, имея возраст больше 60 лет, отец Василий уходит на пенсию и занимается своим имением, т.к. за покупку имения остались деньги, которые он выплачивал.

Во время Первой мировой войны, после почти полной эвакуации православного духовенства и части мирного населения из прифронтовой полосы, отец Василий остался считай единственным священником в этом крае, т.к. не пожелал оставлять своё имение.

Вот что писал сам Василий Котович о том времени: (из его письма в Полесскую духовную консистерию. От 19.08.28 г., село Стрельна).

«Тогда же, 1 сентября 1915 г., германский дивизион, задержавшийся в с. Липники (ныне Дрогичинский район, на то время, как и сегодня, в центре деревни стояла Успенская церковь, из дерева, построенная в 1792 г., авт.Н.М.), зачислил меня «пастором» Лядовичско-Опольской церкви (и сегодня в центре д. Ополь стоит деревянная церковь Параскевы Пятницы, построенная в 18 ст., перестроенная в 1841 г. Ныне уже Ивановский район, авт.Н.М.) и всего мирноплененного православного населения для обслуживания молитвенных и духовных треб.

Три года и четыре месяца неукоснительно, поочередно, во все воскресенья и праздничные дни совершал богослужения в храмах м. Иваново, Хомска, Мотоля, Бездежа, селах: Вавуличи, Ополь, Здитово, Спорово, Молодово, Охово, Перечье, Одрыжин, Друшиловичи и др., одновременно исполняя духовные требы с записью крещений, венчаний, погребений, отдельно по «приходам», с выдачею требоисправителям копий записей на непредвиденный случай.

По вызову германских дивизионов, сопровождаемый вооруженным патрулем, посещал селения Минской губернии: Охово, Полкотичи, Скорятичи, Лисачицы, Новоселки, Гемери, Табулки и др. Коротко поясняю: в трехлетие и четыре месяца мирноплены германского, от 68 православных приходов крестил младенцев 2418, повенчал 382 пары, погребал 791 покойников, вовсе не считаясь с денежной платою…

В Брестском архиве краеведом Александром Ильиным был найден интересный документ, датированный 5.01.1933 г., за подписью уездного коменданта старосте г. Дрогичина в следственное управление в Брест-над-Бугом: «Сообщаю что православный священник Василий Котович, владелец имения Чабаевка, живущий там же, обслуживающий церковь села Стрельна, развернул сильную агитацию среди местного населения за украинскую школу... Этот последний подозревается в принадлежности к организации КПЗБ.»

Неблагонадежного батюшку в возрасте 85 лет польская полиция взяла под наблюдение и завела на него «дело». Вот некоторые выдержки из учетного листка: «Рост средний, лицо заросшее длинной седой бородой, глаза синие, ходьба замедленная. Работящий, бережливый, водку не пьёт совсем. Скрытный и таинственный. Выписывает украинские и белорусский журналы. Население его любит за то, что каждому помогает и советует... Во время проповедей употребляет украинский язык, в школе говорит на русском.»

Умер этот замечательный пастырь 29 июля 1937 года.

Его племянник, доктор А. Красковский, написал брошюру «Памяти о. Василия Котовича», изданную в 1938 году в Варшаве. Его внук, Илья Николаевич Котович, так писал о своем дедушке: «Мой дед Василий Антониевич Котович и жена его Лехачевская Александра Адамовна (1855-1925) имели трое детей: старший Павел (1873-1926), окончивший Темирязевскую академию, был видным садоводом, средняя Евгения (1878-1914), муж князь Лоладзе, младший - Николай (1887-1941 окончил Московский университет, работал в Краснодаре.

Известно ещё следующее: в 1922 г. кандидатом в депутаты сейма от Блока национальных меншинств в Белостокском воеводстве был «белорус» Павел Котович, 45 лет, агроном. О семье дочери Евгении ничего не известно.

О младшем сыне Николае известно, что он в 1921 г. вернулся в Чабаевку, с женой - выпускницей московских Бестужевских курсов, Елизаветой Степановой, из г. Хорп, возле Воронежа. Хозяйствовать на земле ему не нравилось. Когда в 1939 г. пришли Советы, большинство помещиков уехало. Николай Котович остался, готовый отдать имение под совхоз.

Но невзирая ни на что его как помещика арестовали и, похоже, расстреляли в Куропатах. А жену с пятью несовершеннолетними детьми отвезли в ближайшую деревню без всяких средств к существованию. Жили на милостыню. Не успев стать учительницей, жена Николая умерла в 1942 г.

Внук Василия Котовича Илья десять лет тому собирался писать книгу об истории рода Котовичей. На сегодня ему 92 года, написал ли книгу, живой ли - я не знаю.

Материалы



Наши партнеры

Центр-Тур, Туризм, Путешествие, Кобрин, Беларусь