Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Священник Василий Котович

Василий Антониевич Котович родился 22 марта 1849 года в селе Черевачицы, что в 6 км от г. Кобрина, в котором были священниками его отец, дед, прадед и прапрадед. Род Котовичей имеет письменное подтверждение с 1570 года, когда родился Ян Котович, будущий «священник греческий».

В семье отца Василия Котовича Антония было пятеро сыновей, и все были священниками. И пятеро дочерей, трое из них вышли замуж за священников, двое остались незамужними.

(Еще в семье отца Василия Котовича, Антония Котовича, воспитывались малолетние сироты брата Василия, служившего священником в Волчине Брестского уезда. Трое из них получили высшее духовное образование и оставили значимый след в православии).

Сам Василий Котович учился в Литовской духовной семинарии, которую окончил в 1869 году. И сразу же стал псаломщиком при своем отце в Черевачицкой церкви. Затем был священником в Киселевичской церкви Кобринского уезда. А через пять лет, в 1878 году, стал служить в Озятах Кобринского уезда.

В 1911 году семья священника отца Василия, скопив денег, покупает поместье Чабаевка (530 десятин) возле Дрогичина. Похоже, что в это время, имея возраст больше 60 лет, отец Василий уходит на пенсию и занимается своим имением, т.к. за покупку имения остались деньги, которые он выплачивал.

Во время Первой мировой войны, после почти полной эвакуации православного духовенства и части мирного населения из прифронтовой полосы, отец Василий остался считай единственным священником в этом крае, т.к. не пожелал оставлять своё имение.

Вот что писал сам Василий Котович о том времени: (из его письма в Полесскую духовную консистерию. От 19.08.28 г., село Стрельна).

«Тогда же, 1 сентября 1915 г., германский дивизион, задержавшийся в с. Липники (ныне Дрогичинский район, на то время, как и сегодня, в центре деревни стояла Успенская церковь, из дерева, построенная в 1792 г., авт.Н.М.), зачислил меня «пастором» Лядовичско-Опольской церкви (и сегодня в центре д. Ополь стоит деревянная церковь Параскевы Пятницы, построенная в 18 ст., перестроенная в 1841 г. Ныне уже Ивановский район, авт.Н.М.) и всего мирноплененного православного населения для обслуживания молитвенных и духовных треб.

Три года и четыре месяца неукоснительно, поочередно, во все воскресенья и праздничные дни совершал богослужения в храмах м. Иваново, Хомска, Мотоля, Бездежа, селах: Вавуличи, Ополь, Здитово, Спорово, Молодово, Охово, Перечье, Одрыжин, Друшиловичи и др., одновременно исполняя духовные требы с записью крещений, венчаний, погребений, отдельно по «приходам», с выдачею требоисправителям копий записей на непредвиденный случай.

По вызову германских дивизионов, сопровождаемый вооруженным патрулем, посещал селения Минской губернии: Охово, Полкотичи, Скорятичи, Лисачицы, Новоселки, Гемери, Табулки и др. Коротко поясняю: в трехлетие и четыре месяца мирноплены германского, от 68 православных приходов крестил младенцев 2418, повенчал 382 пары, погребал 791 покойников, вовсе не считаясь с денежной платою…

В Брестском архиве краеведом Александром Ильиным был найден интересный документ, датированный 5.01.1933 г., за подписью уездного коменданта старосте г. Дрогичина в следственное управление в Брест-над-Бугом: «Сообщаю что православный священник Василий Котович, владелец имения Чабаевка, живущий там же, обслуживающий церковь села Стрельна, развернул сильную агитацию среди местного населения за украинскую школу... Этот последний подозревается в принадлежности к организации КПЗБ.»

Неблагонадежного батюшку в возрасте 85 лет польская полиция взяла под наблюдение и завела на него «дело». Вот некоторые выдержки из учетного листка: «Рост средний, лицо заросшее длинной седой бородой, глаза синие, ходьба замедленная. Работящий, бережливый, водку не пьёт совсем. Скрытный и таинственный. Выписывает украинские и белорусский журналы. Население его любит за то, что каждому помогает и советует... Во время проповедей употребляет украинский язык, в школе говорит на русском.»

Умер этот замечательный пастырь 29 июля 1937 года.

Его племянник, доктор А. Красковский, написал брошюру «Памяти о. Василия Котовича», изданную в 1938 году в Варшаве. Его внук, Илья Николаевич Котович, так писал о своем дедушке: «Мой дед Василий Антониевич Котович и жена его Лехачевская Александра Адамовна (1855-1925) имели трое детей: старший Павел (1873-1926), окончивший Темирязевскую академию, был видным садоводом, средняя Евгения (1878-1914), муж князь Лоладзе, младший - Николай (1887-1941 окончил Московский университет, работал в Краснодаре.

Известно ещё следующее: в 1922 г. кандидатом в депутаты сейма от Блока национальных меншинств в Белостокском воеводстве был «белорус» Павел Котович, 45 лет, агроном. О семье дочери Евгении ничего не известно.

О младшем сыне Николае известно, что он в 1921 г. вернулся в Чабаевку, с женой - выпускницей московских Бестужевских курсов, Елизаветой Степановой, из г. Хорп, возле Воронежа. Хозяйствовать на земле ему не нравилось. Когда в 1939 г. пришли Советы, большинство помещиков уехало. Николай Котович остался, готовый отдать имение под совхоз.

Но невзирая ни на что его как помещика арестовали и, похоже, расстреляли в Куропатах. А жену с пятью несовершеннолетними детьми отвезли в ближайшую деревню без всяких средств к существованию. Жили на милостыню. Не успев стать учительницей, жена Николая умерла в 1942 г.

Внук Василия Котовича Илья десять лет тому собирался писать книгу об истории рода Котовичей. На сегодня ему 92 года, написал ли книгу, живой ли - я не знаю.

Материалы



Наши партнеры

Познай Кобрин