Пречистенская или Рождества Богородицы церковь г.Кобрина | Марчук Нина Григорьевна | Туристический Кобрин
Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Пречистенская или Рождества Богородицы церковь г.Кобрина

Храмовый праздник 21 сентября

Стояла церковь в центре города, в начале нынешней площади Матросова или улицы Матросова (некогда Пречистенской).
Из жалованной грамоты князя Ивана Семеновича 1497 года стало известно, что он «представляет священнику Якову и его потомкам в вечное пользование храм Пречистой Богородицы в Кобрине».

А в люстрации Дмитрия Сапеги 1563 года читаем, что Пречистенской церкви г.Кобрина «принадлежат волоки» земли. В договоре от 12 января 1650 года, подписанном польским королём Владиславом IV говорится, о «передаче в православие» (из унии) Пречистенской церкви г.Кобрина. Из материалов «Виленского сборника за 1869 год», читаем «…до 1812 года Пречистенская церковь была о пяти головах, богато украшена внутри. В 1812 году сожжена во время сражения».

Кстати несколько слов об этом бессмысленном сражении. Городу Кобрину эта «победа стоила дорого. В пожаре сгорели 548 из 630 домов, костёл, приходская церковь, ратуша, 81 магазин, 13 трактиров, 9 мельниц, 33 амбара с провиантом» (из материалов А.М.Мартынова). В неразберихе разбежалась и погибла домашняя живность. О людских потерях мы поговорим позже.

Но уже в 1820 году на средства замуховецких мещан из «купленного возле Кобрина сарая» наскоро церковь отстроилась.
Так как храм строился наскоро, архитектура его была «посредственной». В этом же документе 1869 года велись разговоры о переносе Пречистенской церкви на кладбище и постройке в память о храме на её месте «часовни».

О кладбищенской церкви нигде упоминаний я не нашла, о «памяти о храме» имеется следующее предположение. Многие, кто касался судьбы Пречистенской церкви до меня, утверждали, что храм сгорел. Но когда? Есть письменные подтверждения о сильных пожарах в 1895 и 1896 годах.

В описании церквей и приходов Гродненской губернии за 1899 год имеются интересные сведения. Речь идёт о соборной церкви Александра Невского, в которой находилась икона Богородицы, бывшая ранее в Пречистенском храме. Попасть в соборную церковь эта икона могла только после пожара, который был в 1895 году. Так как это главная храмовая икона, и очень древняя, в этом церковном календаре имеется её подробное описание: «…писаная маслом по дереву, размер 14 х 11 вершков. Пречистая Дева представлена без ребёнка с молитвенно сложенными на груди руками, возведёнными кверху. Над челом Ея металлический венец с позолоченными звёздочками и цветными камнями, к которому прикреплена корона с такими же камнями. А выше венца над головою Богоматери металлическая корона, поддерживаемая двумя ангелами. Вся икона покрыта озолоченною серебряною ризою».

Несмотря на то, что храм в 1895 году горел, похоже горожане сумели всё же спасти главную святыню храма, и отнесли её в соборный храм. На сегодня ещё живы свидетели «запольскага часу», с которыми я общалась не единожды. Они утверждали, что помнят до строительства хлебозавода в 1954 году рядом с нынешней площадью Матросова памятник. Одни говорили, что это - высокая пирамида, другие, что Крест, третьи – ангел с Крестом, четвёртые – Крест с ангелом. Следовательно – памятник был! И построен был на месте сгоревшей Пречистенской церкви, на фундаменте алтаря.
Не тронули памятник германцы, ни первые, ни вторые.

Трагедия настигла «Крест покаяния» в 1954 году при строительстве хлебозавода. Десять лет тому я лично разговаривала с ещё живым тогда родным братом бывшего первого директора хлебозавода. Они оба стояли у истоков строительства. «Бульдозером свернули святыню. Крест отвезли на городское кладбище к Петропавловской церкви или к костёлу. Дело было ночью. А основание бросили в фундамент стройки». Говорили и другие строители, и в более позднее время, что при проведении там земляных, даже неглубоко, работ находили человеческие кости и черепа.

Всё сходится. Если на протяжении пяти столетий там стоял православный храм, то по сложившейся традиции возле храма веками велись захоронения настоятелей и их семей. Второе. Я не исключаю, что там лежат погибшие в бою в июле 1812 года. Бой длился 9 часов: на рыночной площади, на мосту через Мухавец и самый беспощадный возле Спасского монастыря, в недавнем – «милиции». Доподлинно известно, что царские генералы о своих потерях в Кобринском бою отчитались 77 убитыми и 182 ранеными. Другие источники говорят о гибели 15 российских офицеров и 362 солдат. А.М.Мартынов писал о «некалькiх сотнях забiтых рускiх воiнах». Известно, что французов (саксонцев) погибло порядка 2 тысяч. Вдобавок гибель местного населения. «Пуля-дура». И всю эту почти трёхтысячную громаду кровоточащих искорёженных, разорванных тел надо было предать земле. Царские солдаты на двое суток задержались в городе.

Но после изнурительного ночного перехода с Дивина, в канун сражения, где кстати только в этом походе они «потеряли» порядка 300 солдат, в большинстве дезертиров, а затем многочасового боя, солдатам нужен был отдых. Возможно они и собрали часть своих погибших и захоронили (сегодня это А.Невский собор города). Многие были под завалами пожара, до неузнаваемости изуродованные. Лето, жара, мухи, смрад, голодные собаки, обессиленные страхом, потерями, пожаром оставшиеся в живых горожане. Картина жуткая. Не было у горожан времени и сил сортировать убитых и отвозить их на кладбище (телеги погорели, лошади разбежались). Боясь эпидемии, насколько хватало сил хоронили там, кому где уготовила место судьба… Думаю, что и французы, и русские, и горожане нашли свой покой где-то здесь в районе нынешних улиц и площади Матросова и нынешней улицы 17 сентября.

Вместо эпилога.
Историю не переписать! А «Крест покаяния» поставить надо, на том месте или рядом, где он стоял до 1954 года: в память о храме и кощунственно закатанных в асфальт.

Январь 2014 года

P.S. Буду рада, если кто-либо дополнит мой материал. Не обижусь – если кто-то документально подтвердит неточности.

P.P.S. Ознакомившись с материалом статьи, кобринский художник А.Г. Зубров выполнил следующий рисунок по своим детским воспоминаниям 1958-1959 г.г.

P.P.P.S. По воспоминаниям кобринских старожилов создан собирательный образ сооружений, разрушенных при строительстве хлебозавода в 1954-58 гг.

Крест на алтаре Пречистенской церкви

Ниже представлены два возможных варианта памятника на месте захоронения.

Материалы



Наши партнеры

Виртуальное путешествие по всему городу Кобрину