Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Пречистенская или Рождества Богородицы церковь г.Кобрина

Храмовый праздник 21 сентября

Стояла церковь в центре города, в начале нынешней площади Матросова или улицы Матросова (некогда Пречистенской).
Из жалованной грамоты князя Ивана Семеновича 1497 года стало известно, что он «представляет священнику Якову и его потомкам в вечное пользование храм Пречистой Богородицы в Кобрине».

А в люстрации Дмитрия Сапеги 1563 года читаем, что Пречистенской церкви г.Кобрина «принадлежат волоки» земли. В договоре от 12 января 1650 года, подписанном польским королём Владиславом IV говорится, о «передаче в православие» (из унии) Пречистенской церкви г.Кобрина. Из материалов «Виленского сборника за 1869 год», читаем «…до 1812 года Пречистенская церковь была о пяти головах, богато украшена внутри. В 1812 году сожжена во время сражения».

Кстати несколько слов об этом бессмысленном сражении. Городу Кобрину эта «победа стоила дорого. В пожаре сгорели 548 из 630 домов, костёл, приходская церковь, ратуша, 81 магазин, 13 трактиров, 9 мельниц, 33 амбара с провиантом» (из материалов А.М.Мартынова). В неразберихе разбежалась и погибла домашняя живность. О людских потерях мы поговорим позже.

Но уже в 1820 году на средства замуховецких мещан из «купленного возле Кобрина сарая» наскоро церковь отстроилась.
Так как храм строился наскоро, архитектура его была «посредственной». В этом же документе 1869 года велись разговоры о переносе Пречистенской церкви на кладбище и постройке в память о храме на её месте «часовни».

О кладбищенской церкви нигде упоминаний я не нашла, о «памяти о храме» имеется следующее предположение. Многие, кто касался судьбы Пречистенской церкви до меня, утверждали, что храм сгорел. Но когда? Есть письменные подтверждения о сильных пожарах в 1895 и 1896 годах.

В описании церквей и приходов Гродненской губернии за 1899 год имеются интересные сведения. Речь идёт о соборной церкви Александра Невского, в которой находилась икона Богородицы, бывшая ранее в Пречистенском храме. Попасть в соборную церковь эта икона могла только после пожара, который был в 1895 году. Так как это главная храмовая икона, и очень древняя, в этом церковном календаре имеется её подробное описание: «…писаная маслом по дереву, размер 14 х 11 вершков. Пречистая Дева представлена без ребёнка с молитвенно сложенными на груди руками, возведёнными кверху. Над челом Ея металлический венец с позолоченными звёздочками и цветными камнями, к которому прикреплена корона с такими же камнями. А выше венца над головою Богоматери металлическая корона, поддерживаемая двумя ангелами. Вся икона покрыта озолоченною серебряною ризою».

Несмотря на то, что храм в 1895 году горел, похоже горожане сумели всё же спасти главную святыню храма, и отнесли её в соборный храм. На сегодня ещё живы свидетели «запольскага часу», с которыми я общалась не единожды. Они утверждали, что помнят до строительства хлебозавода в 1954 году рядом с нынешней площадью Матросова памятник. Одни говорили, что это - высокая пирамида, другие, что Крест, третьи – ангел с Крестом, четвёртые – Крест с ангелом. Следовательно – памятник был! И построен был на месте сгоревшей Пречистенской церкви, на фундаменте алтаря.
Не тронули памятник германцы, ни первые, ни вторые.

Трагедия настигла «Крест покаяния» в 1954 году при строительстве хлебозавода. Десять лет тому я лично разговаривала с ещё живым тогда родным братом бывшего первого директора хлебозавода. Они оба стояли у истоков строительства. «Бульдозером свернули святыню. Крест отвезли на городское кладбище к Петропавловской церкви или к костёлу. Дело было ночью. А основание бросили в фундамент стройки». Говорили и другие строители, и в более позднее время, что при проведении там земляных, даже неглубоко, работ находили человеческие кости и черепа.

Всё сходится. Если на протяжении пяти столетий там стоял православный храм, то по сложившейся традиции возле храма веками велись захоронения настоятелей и их семей. Второе. Я не исключаю, что там лежат погибшие в бою в июле 1812 года. Бой длился 9 часов: на рыночной площади, на мосту через Мухавец и самый беспощадный возле Спасского монастыря, в недавнем – «милиции». Доподлинно известно, что царские генералы о своих потерях в Кобринском бою отчитались 77 убитыми и 182 ранеными. Другие источники говорят о гибели 15 российских офицеров и 362 солдат. А.М.Мартынов писал о «некалькiх сотнях забiтых рускiх воiнах». Известно, что французов (саксонцев) погибло порядка 2 тысяч. Вдобавок гибель местного населения. «Пуля-дура». И всю эту почти трёхтысячную громаду кровоточащих искорёженных, разорванных тел надо было предать земле. Царские солдаты на двое суток задержались в городе.

Но после изнурительного ночного перехода с Дивина, в канун сражения, где кстати только в этом походе они «потеряли» порядка 300 солдат, в большинстве дезертиров, а затем многочасового боя, солдатам нужен был отдых. Возможно они и собрали часть своих погибших и захоронили (сегодня это А.Невский собор города). Многие были под завалами пожара, до неузнаваемости изуродованные. Лето, жара, мухи, смрад, голодные собаки, обессиленные страхом, потерями, пожаром оставшиеся в живых горожане. Картина жуткая. Не было у горожан времени и сил сортировать убитых и отвозить их на кладбище (телеги погорели, лошади разбежались). Боясь эпидемии, насколько хватало сил хоронили там, кому где уготовила место судьба… Думаю, что и французы, и русские, и горожане нашли свой покой где-то здесь в районе нынешних улиц и площади Матросова и нынешней улицы 17 сентября.

Вместо эпилога.
Историю не переписать! А «Крест покаяния» поставить надо, на том месте или рядом, где он стоял до 1954 года: в память о храме и кощунственно закатанных в асфальт.

Январь 2014 года

P.S. Буду рада, если кто-либо дополнит мой материал. Не обижусь – если кто-то документально подтвердит неточности.

P.P.S. Ознакомившись с материалом статьи, кобринский художник А.Г. Зубров выполнил следующий рисунок по своим детским воспоминаниям 1958-1959 г.г.

P.P.P.S. По воспоминаниям кобринских старожилов создан собирательный образ сооружений, разрушенных при строительстве хлебозавода в 1954-58 гг.

Крест на алтаре Пречистенской церкви

Ниже представлены два возможных варианта памятника на месте захоронения.