Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Лепесовский монастырь

Лепесовский мужской монастырь, некогда православная обитель близ Кобрина

История этого монастыря тесно связана с событиями церковной унии 1596 года. Уния – это кризис высших иерархов Западно-Русской митрополии РПЦ. Справочно: 20 мая 1595 года Луцкий епископ Кирилл (в миру Кирилл Тарлецкий) прибывает в Спасский Кобринский монастырь на переговоры с митрополитом Рогозой по делу унии с римско-католической церковью. (Уния через год будет принята). Уния предполагала разрыв с православной Константинопольской патриархией, т.е. и с Московской. Уния признавала административную власть папы. (В моём понимании это был процесс укрепления Речи Посполитой).

Здесь уместна небольшая интересная информация. По сведениям Ф.В.Покровского (картограф Екатерины II начала 18 столетия), в церкви села Перковичи, когда-то Кобринского уезда, в храме сохранилась надмогильная плита епископа Кирилла Тарлецкого.

Да! Не всем уния нравилась. Особо истинным хранителям православия. И вот, в двух верстах от Кобрина, в деревне Лепесы, местный помещик Василий Юрьевич Пришихотский в своём имении отделил «штуку» земли поближе к городу в Малых Лепесах и «дворище навратинское» и отдал в заведование иноков Пинского Купятицкого монастыря с тем, чтобы здесь «устроили общежитие». Для большего обеспечения братии он дозволил «без мерки молоть в лепесовском млыну, беспрепятственно ловить рыбу в реке Мухавец».

При этом он завещал, чтобы братия навсегда оставалась в послушании святых патриархов Константинопольских. А по своей смерти завещал монастырь под оборону Виленского монастыря (русское братство). И было это где-то в 1635-1638 годах.

Таким образом, Лепесовский монастырь вступил в духовную связь с двумя монастырями нашего края. Обе записи Пришихотского подписаны соседями – помещиками. Когда кобринские церкви увлекла уния, истинные православные на богослужение начали ходить в Лепесы.

Таким образом, Лепесовский монастырь при малом количестве верующих сделался активным проводником православия. Дошло до того, что Владимиро-Брестский униатский епископ Зеленский в 1689 году жаловался королю, что Лепесовский монастырь наносит вред не только вере, но беднеют и «храмы», и «священники», и просил принять меры.
Ответ гласил: «…всячески препятствовать народу посещать этот монастырь».

Просуществовал Лепесовский православный монастырь до 1691 года. Вот как описывет это трагическое событие Иван Котович в «Виленском сборнике» за 1869 год. «Сохранилось предание, по которому в день Пасхи униаты напали на Лепесовскую обитель, «колодою» выбили запертые двери, выгнали священника и закрыли церковь». Второе предание. «Православные в день Пасхи отправились «с коробами» в Лепесы к богослужению и для посвящения хлебов. Туда надо было переправляться на лодках через Мухавец. На возвратном пути поджидавшие их униаты напали на православных, побили их, и отняв освящённые хлеба, бросили людей в воду…».

Захватив монастырь, они сделали его униатским, а сами возгвигли во всех своих имениях церкви, так называемые «монастырки»: в сёлах Корчицы, Петьки, Ходыничи, Новосёлки и других. Братия, возможно, вернулась в Купятичи, возможно, приняла униатство. Жить то надо! А тут Северная война 1700-1706 годов. Сам Карл 12, шведский король, шёл с войском на Пинск через наш Кобрин. Шёл с Пружан.

И это было весной 1706 года. И нужен был его армии провиант, а лошадям сено. И взять это можно только у крестьян. Может наш монастырь где-то и попал в эту переделку? Но доказательством, что монастырь не горел, являются «богослужебные книги, разновременного издания православным братством Львовским и Виленским, присланные в Лепесовский монастырь и оттуда впоследствии, как гласят и другие надписи на этих книгах, поступившие в Кобринский Спасский монастырь».

Книги были в 1869 году, читал эти книги в 1858 году и Павел Шпилевский, находясь в библиотеке Кобринского духовного училища, располагавшегося в Спасском монастыре. А вот дальнейшая судьба этих книг не прослеживается. Где в Лепесах находился монастырский комплекс – не знает пока точно никто. Но, если на богослужение ездили через Мухавец на лодках, то следует, что не так далеко от пристани. Возможно, это не нынешний дальний «военный городок», а ближе к современному городу. Может, вообще район школы № 4?

(Небольшое отступление. В начале 20 столетия землями села Лепесы владела семья (сведения 1910 года) священника Николая Дмитриевича Грозмани). Нигде не сохранилось сведений как выглядел Лепесовский монастырский комплекс. Но, я в начале 2013 года готовила материал о Купятичской (Пинской) обители. Если Лепесовский монастырь строила братия из Купятич, смею предположить, что по подобию своей обители.

Согласно инвентаря 1631 года Купятичский комплекс был деревянным: двуярусная брама-звоница с крестом и двумя звонами. Рядом церковь (там Богородицы, у нас – неизвестно, может – Святой Елены, так как ещё в Первую мировую в Лепесах был храм с таким названием).

Дальше три деревянных дома: один для игумена, два для монахов. Была отдельная трапезная и пекарня, амбары, сараи для животных, гумна, колодец, баня и кладбище (может то, что было при солдатах царской армии, а затем его пополнили кайзеровцы. А это в районе нынешней аптеки возле улицы Ленина, на повороте к бывшему штабу?) Земли-то у монастыря было много.

Ещё при монастыре была библиотека и аптека с госпиталем. Это однозначно. Священники и богатые помещики, по традиции, надеясь на вечный покой, завещали хоронить себя в подземельях монастырского храма. А когда и куда всё это исчезло?

Так прошло ведь 300 лет! Но в любом случае мы должны знать и уважать свою историю. А в память о богочестивых поступках наших предков символическое место монастыря и церкви достойно обозначения крестом, как это сделали в Купятичах.

Место, где находился Купятицкий монастырь

P.S. В межвоенный период в Лепесах действовал гарнизонный костёл св. Яцка, на территории дислокации 83-го пехотного полка.

P.S.S. Я не смею утверждать, что мой материал «истина в последней инстанции», но он имеет право «жить».

Январь 2014 г.

Материалы



Наши партнеры

У нас широкий ассортимент различных украшений для зала и автомобилей, а также большой опыт по подготовке и монтажу видеоматериалов.