Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Свято-Покровская церковь села Ходыничи, что на Кобринщине

Первое упоминание о селении Ходыничи относится к 1567 году, как собственности помещиков Кульневичей. До сегодня сохранились документы о судебных тяжбах имения этой деревни. Некий ходыничский помещик в 1655 году завещал всю свою собственность (помещения, земли) монахам православного Лепесовского монастыря. Когда здесь поселились монахи, некто Табольский в 1667 году с отрядом напал на монахов. Они сопротивлялись и ранили его. Там же Табольский и скончался. Тогда его родственники подали на монахов в Брестский суд. Монахов суд оправдал. И с 1679 года по 1691 год Ходыничи были во владении Лепесовского монастыря. (Возделывая землю, монастырь получал доход. Монахи держали волов, лошадей, коров). А с 1691 года Лепесовский монастырь и все его владения были насильственно заняты униатами.

Из письменных источников известно, что в 1746 году возле местных кладбищ была построена небольшая униатская церковь. Возможно и она носила название Святого Покрова. Есть упоминание о православном храме села Ходыничи в 1897 году. Тогда в селе было 40 домов и почти триста жителей. Кроме этого в округе селения были: Ходыничи-Шевчука, Ходыничи-Матеюка, Ходыничи-Марьяновичей. Там тоже жили люди.

Марьяновичи – это два неженатых брата-помещика. Это на их деньги был построен православный храм, который почти последних сто лет носил название Святого Покрова. Кстати, братья хотели быть похоронены в Ходыничах. Но вечный покой нашли на централи Свято-Никольского храма с.Верхолеcье.

Ещё живы свидетели, которые помнят последнюю кладбищенскую церковь. Была она деревянной, сделана без единого металлического гвоздя. Дерево было смолистое, из сосны. Обработанное с обеих сторон топором. Брёвна близко без щелей соприкасались друг с другом, образуя гладкую поверхность.

И снаружи и изнутри поверхность казалась красно-янтарной. Таким же был и пол, только жёлто-янтарным. Хоры были на двух столбах, на хоры шла такая же «янтарная» лестница. Церковь была однокупольная, деревянной обшивки и с деревянным крестом. Крышка из гонты (или дранки). Фундамент был высоким. Из местного камня. Вот здесь то строители алтарь повернули на восток. А вход в храм был с западной стороны. Но не от всего отказались православные. В память о старом храме они оставили иконы и два мраморных ангелочка. Размером так около метра каждый. И венчали ангелочки деревянный, очень красивый иконостас.

В Первую мировую службы в храме не было целых три года. Но храм не грабился. Возможно, уезжая в беженство, лучшее из храма закопали. А вернувшись, служба велась до второй мировой. После войны в кладбищенской церкви отпевали покойников. И только два раза в году: весной на Миколу и осенью на Покрова в Свято Покровском храме была служба и большое стечение народа.

В церкви особо почитался образ «Матери Божьей Одигитрия». В центре храма висело красивое многоярусное паникадило. Из золотой чаши прихожане причащались. Больше всего было икон писаных на деревянной доске. Где-то в 1961 году в храм приехала комиссия из Минска. Они высоко оценили церковную утварь и многое забрали. А в 1962 году церковь закрыли, мотивируя тем, что «мол крыша в храме прохудилась». Прихожане отправились в местный колхоз имени Чкалова. Тогдашний председатель отказался помочь отремонтировать крышу Свято Покровского храма. Председателя звали Василий Дмитраница.

Так храм с протекающей крышей простоял больше десяти лет, пока некий пьяница по фамилии Гришин с такими как сам не начал разбирать церковь. К тому времени неизвестно, где подевались иконы и другие храмовые принадлежности. Их кстати, нет в соседней Верхолесской церкви, той к которой была приписана кладбищенская. Брёвна из столетнего храма были такие красивые, что местный столяр не в один дом сделал из них окна. А остальные брёвна так и сгинули на колхозном мехдворе. Где подевались мраморные ангелы – тоже неизвестно.

И только лет 15 тому на месте разобранного храма усилиями священника из села Верхолесье и местных прихожан была из кирпича сделана открытая капличка. В ней отпевают покойников.

Февраль 2014 г.

Материалы



Наши партнеры

Познай Кобрин