Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Архиепископ Флавиан

Люди церкви
Архиепископ Флавиан

Прошло больше 30 лет со дня смерти архиепископа Горьковского и Арзамасского Флавиана, который родился и большую часть жизни провел в Беларуси. Как-то мне в руки попали дневники и воспоминания Марии Серветник-Михаловской, дочери священника Черевачицкой церкви Ивана Михаловского, который служил здесь до того, как сюда был назначен будущий владыка. Таким же образом попали ко мне письма архиепископа Флавиана к Марии и другие документы. Все бумаги и беседы с жителями Черевачиц, которые лично знали владыку, помогли составить его жизнеописание.

Начало жизненного пути
Владыка Флавиан (в миру Федор Игнатьевич Дмитриюк) родился 14 мая (по ст. ст.) 1895 года в селе Киевец Бяла-Подлясского уезда Холмской губернии, которое находится между городами Бяла-Подляска и Брестом. Его дед был родом из села Костомолоты, а отец – Игнатий Дмитриюк – был псаломщиком в селе Непли, а потом в Киевце. Вообще, род Дмитриюков оставил заметный след в истории Подляшья и Полесья. Его дяди Василий и Карп Дмитриюки были извест-ными украинскими политическими и общественными деятелями.

Федор Дмитриюк в 1909 году окончил Холмское духовное училище, в 1915 году – Холмскую духовную семинарию по первому разряду. Был воспитанником знаменитого митрополита Евлогия. 30 июня 1915 года Федор Дмитриюк был рукоположен в сан дьякона, 9 августа того же года в Минске – в сан священника и назначен настоятелем церкви села Верещин Влодавского уезда Холмской губернии. Перед этим, 12 июля, он обвенчался в городе Шклове Могилёвской губернии с жительницей Холма Марией Ивановной Зенкевич (1896-1943). В том же году в связи с военными действиями Первой мировой войны эвакуировался в Москву, а затем выехал в Петроград, где служил священником эвакуированного Радечинского женского монастыря.

Под Польшей
В ноябре 1917 года отец Федор вернулся на родину, где стал служил в церкви села Лейно Влодавского уезда. Здесь 14 декабря родилась его старшая дочь Тамара. С февраля 1919 года служил священником в храме села Страдичи Брестского уезда, которое расположено на берегу реки Западный Буг. Рядом, на противоположном береге реки, находился знаменитый Яблочинский православный монастырь. Его игумен Нифонт (Медведь) часто приезжал в Страдичи побеседовать с образованным священником.

Польская полиция 5 марта 1923 года (Брестский областной архив, ф.1, оп.11, д.561, л.14) доносила, что страдичский священник учит детей в местной школе на украинском языке, а если слышит, что ученики разговаривают на польском языке, то делает им выговоры. В Страдичах родились дочери: Галина (14.12.1923) и Раиса (17.12.1925). Воспитывал священник и своего малолетнего брата Митрофана.

В сентябре 1927 года Федор Дмитриюк был назначен вторым священником в Александро-Невском соборе уездного города Пружаны Полесского воеводства. Величественный собор был построен в 1866 году в стиле позднего классицизма по проекту итальянского архитектора Маркони. В марте 1933 года отец Федор стал настоятелем собора, а вскоре и пружанским благочинным. В Пружанах в июле 1932 года родился его младший сын Владимир.

В 1938 году по требованию гражданских властей Польши священник Федор Дмитриюк, как «придерживавшийся русской ориентации», был лишен польского гражданства. Для этого должна была быть серьезная причина. Возможно, он был связан в Пружанах с белорусскими деятелями? Лишение гражданства влекло за собой выселение за пределы Польши. Наверное, епархиальное начальство, спасая протоиерея, перевело его в тихий сельский приход: в Черевачицкую церковь Кобринского уезда. Конечно, из уютного городка Пружаны, с его более-менее культурным обществом (в городе была учительская семинария, гимназия, белорусский кружок во главе с Екатериной Стовбуник), уезжать не хотелось.

Военные годы
Село Черевачицы расположено в семи километрах от уездного города Кобрин. Красивая и просторная деревянная церковь находилась в очень живописном ме-сте – на берегу реки Мухавец. В 1972 году эта церковь сгорела. Среди местного населения ходят слухи, что ее специального сожгли, так как она была видна с олимпийской трассы Брест-Москва. Церковный приход был одним из старейших на Полесье: основан еще в начале XV века. Да и по богатству выделялся: 76 гектаров церковной земли и 4020 прихожан.

Вскоре началась Вторая мировая война. Полесское воеводство в 1939-1941 годах было отторгнуто у Польши Советским Союзом, а затем эти земли оказались под властью фашистской Германии.

7 ноября 1943 года советские партизаны подорвали немецкий эшелон в километре от Черевачиц. Фашисты, которые остались в живых, ворвались в село. Услышав выстрелы, жители, кто в чем был, бросились в лес. Но не все смогли убежать. Каратели расстреляли 56 жителей села, 18 дворов спалили. Гитлеровцы не пощадили и членов семьи отца Федора: жену Марию Ивановну, дочь Галину и ее мужа Василия, двух других близких родственниц. Младшая дочь Раиса была тяжело ранена, но самого священника не было тогда дома, это его и спасло.

Стоит отметить патриотическую деятельность отца Федора и членов его семьи, их связь с советскими партизанами. Действительно, в их доме прятали раненого партизана и оружие. В 1966 году епископа Флавиана наградили юбилейной медалью в честь 20-летия победы в Великой Отечественной войне. Перед этим властями города Горький был делан запрос в Кобринский район Брестской области, откуда вскоре были получены два подтверждения патриотической деятельности владыки в военные годы. Это справка председателя исполкома Батчинского сельсовета и справка, данная «...на гражданина Дмитрук Федора Игнатьевича (фамилия в документе приведена неточно – Н.М.) в том, что он в период с 1938 по 1944 год действительно проживал с семьей деревне Черевачицы Батчинского сельсовета Кобринского района Брестской области... Во время немецкой оккупации нашей местности лично Дмитрук Федор Игнатьевич и его семья поддерживали активную связь с подпольным комитетом по борьбе с фашизмом. Ф. И. Дмитрук, действительно, у себя в доме держал раненого партизана, здесь часто хранилось оружие партизан, устраиваюсь явки активистов. Члены семьи Дмитрука, дочь Тамара Федоровна, бывшая учительница средней школы (медик – Н.М.), оказывала активную помощь раненым партизанам и активу. Неоднократно честно и добросовестно выполняла поручения подпольного комитета. Вторая дочь, Раиса Федоровна, была связной подпольного комитета, добросовестно выполняла все задания подпольного комитета...»

Также кобринский благочинный, протоиерей Федор Дмитриюк за девять военных месяцев собрал в своем благочинии в фонд обороны страны 172073 рубля (на то время значительная сумма).

Служение в сане архиерея
После освобождения Беларуси войсками Красной Армии отец Федор в 1944 году служил в Петро-Павловской церкви города Кобрина Брестской области. Конечно, он не мог оставаться в Черевачицах, где все напоминало о погибших родных. В апреле 1946 года он переехал в город Бобруйск (Могилевская область, Беларусь), где служил в Никольском соборе. 1952 году отца Федора перевели в Таганрог (Ростовская область), а в 1953 году назначили священником кафедрального собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону. В течение ряда лет он был там благочинным. 6 апреля 1955 года Федор Дмитриюк принял монашеский постриг с именем Флавиан, в честь святителя Флавиана исповедника, патриарха Константинопольского, и исполнял послушания секретаря и благочинного в Почаевской лавре.

1 сентября 1957 года отец Флавиан был переведен в Троице-Сергиеву лавру, и там, по возведении в сан архимандрита, 20 апреля 1958 года был хиротонисан во епископа Свердловского и Ирбитского. Хиротонию совершал святейший Патриарх Алесий I. 23 сентября 1960 года Епископу Флавиану поручено временное управление Пермской епархией.

7 июля 1966 года Преосвященный Флавиан назначен епископом Горьковским и Арзамасским, а 25 февраля 1968 года был возведен в сан архиепископа. Русская Православная Церковь переживала тогда новый сложный этап своего существования внутри богоборческого государства. «Физическое» уничтожение Церкви уже не входило в ближайшие задачи коммунистического руководства, которое взяло курс на изоляцию церковной жизни от жизни общества, на постепенное, но настойчивое вытеснение из сознания людей, особенно молодых, религиозных представлений. Напомним главный принцип долгосрочной программы руководства страны по отношению к православному духовенству: «Религиозное общество должно нанимать священника равно как сторожа, певчих и других, обслуживающих потребность культа. Советские законы оставляют за духовенством только одно право – удовлетворять потребность верующих в отправлении религиозного культа по найму и сообразно их желанию». Владыка Флавиан вынужден был принять правила этой лицемерной игры в покорность. Вот как характеризовал его областной уполномоченный по делам религии А. П. Волков: «В своей деятельности в Горьковской епархии архиепископ проявляет лояльность к органам власти. С уполномоченным контакт поддерживает. Как церковнослужитель – активен. С первых дней по приезде в Горьковскую область особую активность проявил в направлении священников в церкви, которые не действовали за отсутствием последних, при этом не особенно разбирался в их качестве, посвящая священников из диаконов и псаломщиков, которые в основном были неграмотные и малограмотные и в духовном, и в светском отношении люди. В своей деятельности проявляет особый интерес к деньгам: несмотря на неоднократные с ним переговоры, понуждает старост церквей перечислять большие средства на содержание епархиального управления. В первое время своего пребывания в епархии делал попытки вмешиваться вдела исполнительных органов, особенно, когда дело касалось материального обеспечения духовенства. Проявляет также активность в личном посещении приходов, где проводит архиерейские службы. Свою лояльность старается подкрепить патриотическим отношением к проводимым мероприятиям советского государства. В Фонд мира в 1966 году епархиальное управление перечислило 15 тысяч рублей, в 1967 году – 20 тысяч рублей».

Позже другой уполномоченный писал своему начальству: «На мой взгляд, в деле перечисления средств в Фонд мира определенную активность проявляет архиепископ Горьковский и Арзамасский Флавиан. Если в 1967 году он из средств епархиального управления внес 20 тысяч, то в 1968 и 1969 годах – по 30 тысяч рублей, плюс к этому в 1969 году внес 5 тысяч рублей в фонд охраны исторических памятников. За проявленную активность Флавиан в 1969 году был награжден Почетной грамотой Советского комитета Фонда мира».

В течение своего 11-летнего пребывания на Горьковской кафедре Высокопреосвященный Флавиан снискал большое уважение вверенной его попечению паствы и священнослужителей епархии своими трудами на благо Церкви.

Господь призвал к себе архиепископа Флавиана в день его тезоименитства, когда совершается память святителя Флавиана – 3 марта 1977 года. Произошло это в его рабочем кабинете в епархиальном управлении. Погребен архиепископ Флавиан в ограде Свято-Троицкой церкви Нижнего Новгорода.

Из воспоминаний о владыке
Бывшая ученица церковной школы при Черевачицкой церкви Надежда Гелах: «Отец Федор преподавал в школе Закон Божий, музыку и церковное пение. Это был высокий, статный человек, с красивым тембром голоса. А на его службы в церкви собиралось намного больше людей, чем обычно».

Настоятель Свято-Софиевской церкви села Страдичи отец Николай Головко: «Знаю, что когда-то тут служил священник Федор. Старейшие прихожане вспоминают его доброжелательность и очень красивый громовой голос».

Игумен Тихон из Нижнего Новгорода: «Владыка Флавиан, несмотря на его внешнюю корректность и вынужденную покорность, никогда не был «своим» для власти, а Церкви служил верой и правдой».

Царкоýнае слова, № 20, 2010

Материалы



Наши партнеры

Виртуальное путешествие по всему городу Кобрину


памятники из гранита