Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

История Купятицкой церкви

История Купятицкой Свято-Николаевской церкви, её святыни Богоматери «Заступницы Полесья» и Свято-Введенского монастыря.

В Купятицкой Свято-Николаевской церкви, что недалеко от города Пинска, в селе Купятичи, имеется самая древняя на белорусской земле икона необычной формы в виде креста-энколпиона. Это точная копия, изготовленная в 17 веке, чудотворной иконы «Богоматери Купятицкой», которая восприняла на себя благодать первой иконы и прославилась чудесами. Крест-энколпион – древнерусский крест 12 см х 12 см, из меднолитой (бронза) пластинки 11-15 веков. На одной стороне креста рельефное изображение Пресвятой Богородицы с младенцем на левой руке, на обратной стороне – Распятие.

История этой иконы такова.
В 1182 году некая пастушка Анна обнаружила в окрестностях села Купятичи, что под Пинском, повешенным на дереве бронзовый крест-энколпион, который восприняли как чудотворную икону Богоматери, празднование которой впоследствии внесли в церковный календарь под 15 ноября.

Сложное историческое будущее ожидало драгоценную находку. В 17 веке икона попадает в Киев, где в 20-ые годы последнего столетия бесследно исчезает. Популярность иконе придали гравюры 17 столетия, надо сказать, своеобразно интерпритировавшие оригинал. Основным источником исторических сведений о купятицком кресте-энколпионе служит дополнение к сборнику «Тератургима» (чудеса), составленному иеромонахом Киево-Печёрского монастыря Афанасием Кальнофойским. Сборник был напечатан в Киеве на польском языке в 1638 году.

Но ещё есть несколько книг об этой иконе: иеромонах Иоанникий Галятовский, 1665 г., книга «Небо новое»; архиепископ Лазарь Баранович, 1674 г.; «Минские епархальные ведомости», 1891 г. По преданию, изложенному в книге Афанасия Кальнофорийского, крестьянская девочка, пасшая скот, нашла необыкновенной красоты крест с распятием на одной стороне и Богоматерью на другой, на дереве, в зарослях терновника на месте полном «купин».

Свою находку прятала, но крест возвращался на прежнее место. Отец девочки и соседи, увидев такое чудо, расчистили место и соорудили там небольшую деревянную церковь. И молились там больше пятидесяти лет. По преданию, вроде в 1240 году, татары сожгли храм, а местные жители так и не смогли отыскать на пожарище почитаемый крест.

Если посмотреть на принятую в современной историографии карту «татарских вторжений» то не шли татары по Турово-Пинскому княжеству. И были ли это татары, если были, пойди, разберись за восемь столетий. И только в 15 столетии реликвия была обнаружена монахом-паломником, Иоакимом, где во вновь сооружённом храме он стал пономарём. И случилось это где-то в 1495 году, когда некая «княгиня Мария пожаловала Купятицкой церкви дворище». Во второй половине 16 века Купятицкая церковь обновлена роднёй брестского каштеляна Григорием Война.

Им же была заказана и изготовлена «подобающая рама для чудотворного образа». Сам же образ тогда прикрепили к квадратной позолоченной доске и вставили в упомянутую раму. В 1617 году церковь обокрали. Но вора поймали и сожгли как святотатца. Икону вернули. Позже имение Войнов было куплено Василием Копец. И в 1628-29 гг. при Купятицкой церкви был основан мужской монастырь, по настоянию Аполонии Война, по причине великого её поклонения чудотворной иконе.

В новом монастыре поселились монахи из Виленского Свято-Духова монастыря. Возглавил Купятичскую обитель игумен Илларион Денисович. Согласно инвентаря 1631 года комплекс монастыря был деревянным: двуярусная брама-звоница с крестом и 4-мя звонами. Вправо от брамы церковь Богородицы. Рядом капличка святителя Николая. Рядом три деревянных дома, один для игумена, два для монахов: трапезная, пекарня. Монастырю принадлежали шесть волок земли (или 128 га на сегодня).

В комплекс входили два амбара, сарай для животных, гумно-клюня, баня, колодец, сеножать, лес, два озера с рыбой. А дальше – кладбище. Хочу дополнить: монастырская капличка строилась в память о чуме, которая свирепствовала в селе Купятичи до тех пор, пока монахи не пронесли по деревням образ святого Николая. Кстати, в этой капличке был похоронен каштелян Григорий Война.

В 1638 г. игумен монастыря Илларион Денисович издал записки об истории Купятицкого храма и монастыря, о чудесах образа креста Богородицы Купятицкой. При монастыре была библиотека. Это известно из инвентаря 1631 года. Огромный интерес имела рукописная книга – Иванглие, обложенное серебром, три Псалтыря, четыре Пролога, Статут ВКЛ, книга Апостолов, Требник, Книга Пророков.
Были и печатные издания Москвы и Вильно.

В пользу монастыря поступали различные пожертвования. В. Копец подарил монастырю 4 волоки (86 га) земли, две в д. Купятичи, две в д.Волька. В 1648 году помещик Григорий Фурс подарил монастырю 500 злотых, с условием, что его похоронят в монастыре, надеясь на вечный покой.

В 1659 году княгиня Мария Радзивилл передала монастырю 1000 злотых. Купятицкий монастырь возник во время, когда на белорусских землях утверждалось униатство. Брестская церковная уния 1596 года означала создание новой церковной организации в пределах Киевской метрополии в Речи Посполитой (иначе государства, возникшего на территории нынешних Литвы, Беларуси, Украины и истинно Короны). Идею поддержал польский король и великий князь литовский. Создание униатской церкви означало разрыв с православной Константинопольской и Московской патриархиями, признание власти папы и римской курии. Против униатской церкви выступили: православное духовенство Московии, некоторое мещанство и шляхта. Храм купятицкого монастыря ремонтировали и достраивали.

В 1637 году иноки собирали деньги для реставрации храма, но не у своих. Грамоту на денежный сбор в Москву понёс заместитель киевского митрополита Афанасий Филлипович. В марте 1638 г. московский царь Михаил Федорович (отец Петра I) получил типографский «паперовый» оттиск образа Купятицкой Богоматери.

Крест-энколпион здесь воспроизведён гравером с заметным упрощением. Но гравюра явно способствовала популярности образа Богоматери Купятицкой. Кстати, в сборнике «Тератургима» был типографский оттиск идентичный преподнесённому царю. Это говорит о том, что по пути в Москву Афанасий Филлипович служил молебен в Киеве, поместив на столе именно этот «паперовый» образ, похоже напечатанный в Киеве.

Практически православная церковь продолжала существовать нелегально. Но в 1633 году была вновь официально принята, но с определённым разделением прав. Надо отметить, что униатская церковь была «массовой» церковью и численность униатов к концу 17 столетия впервые превзошла численность православного населения.

Политика униатов с православием всё-таки способствовала синтезу культурных и духовных ценностей и тенденций. Но была и другая сторона медали: имущества отдельных православных церквей под угрозой передавались униатам, часто закрывались православные школы, храмы, монастыри. Но новоизбранный киевский митрополит Петр Могила (1633-1647гг.) сумел подчинить храмы города Пинска настоятелю купятицкого Введенского монастыря Иллариону Денисовичу. Но на протяжении 17-18 веков игумены Купятицкого монастыря подчинялись архимандриту Виленской Свято-Духовой обители.

Но несмотря на признание православной церкви в 1633 году, православные и униаты относились один к другому, мягко говоря, недружелюбно. Новое послабление православию было утверждено в 1650 году польским королём Яном Казимиром. Однако противостояние продолжалось. И тогда купятицкие монахи, боясь потерять свою святыню, крест-энколпион, в 1655 году переносят чудотворный образ Богородицы в Киев, предварительно сделав крест – иммитацию резьбы по дереву. Бронзовый крест принял митрополит Сильвестр Косов и разместил его в Софийском соборе.

Что ж собой представляет резной деревянный крест воспроизведенной реликвии?

В действительности – это резьба по дереву, выполненная на основании образца уже упомянутой гравюры 1638 года, а не бронзового оригинала 12 столетия. Доска-пластина, украшенная гравировкой и накладным венцом, имеет гнездо, по форме и размерам соответствующее именно деревянному кресту. Судя по всему, для него она и была изготовлена. Если учесть то обстоятельство, что венец, как известно, был снабжён датой – 23 июля 1658 года, то киот к указанному времени уже существовал. Квадратная серебряная пластинка, размером 15,5 см х 15,5 см, обрамлена валиком. К оправе прикреплена круглая крышка-створка серебряной панагии, украшенная гравировкой Богоматери Купятицкой, а с внутренней стороны – Святая Троица.

Из гравированной памятной надписи следует, что изделие изготовлено для монастырской Введенской церкви. А в инвентаре церкви с.Купятичи от 1631 года есть запись «образ цудовны, оправны с обеих сторон серебром золочёным». Здесь речь явно идёт о более раннем оформлении.

В 18 столетии купятицкий монастырь становится предметом ругани между католиками, униатами и православными. В 1722 году Людвиг Тамилович, настоятель городищенского бенедиктинского монастыря, силой овладел Введенским купятичским монастырём. И в этом же 1722 году «полетела» жалоба в Киев. Год спустя, в 1723 году, уже королевские эмисары, вернули православным купятичскую обитель. Однако в 1741 году те же монахи-бенедиктовцы опять овладели монастырём. Забрали библиотеку, церковную утварь, колокола (4 шт.) и 12 человек подданных.

Известно, что в 1743 году купятицкий монастырь стал униатским. Известно, что и в 1784 году купятицкий монастырь был униатским. Похоже, что он перестал существовать в конце 18 столетия, и к 1794 году обитель вернулась в православие, но была приписана до Пинского Богоявленского монастыря. (До нашего времени ничего из монастырских строений не сохранилось).

После присоединения в 1793 году Пинского Полесья к Российской империи начался массовый переход униатов в православие. По архивным данным известно, что в 1797 году купятицким настоятелем был священник с русской фамилией Иоанн Медведков (смоленский священический род) Н.М.)

Очередной священник Андрей Шимановский в 1828 году разобрал ветхую уже Николаевскую церковь и построил новую. 15 декабря 1863 года купятичским священником назначили Феликса Дружиловского. А в 1867 году за счёт казны была построена новая деревянная церковь, которая сохранилась до наших дней.

Феликс Дружиловский продолжил дело своих предшественников Иосифа Загоровского и Василия Грудницкого по изучению истории местной церкви, напечатав в газете «Минские епархиальные новости», 1874 г., №9. С 1864 года в приходе ежегодно стал совершаться праздник 15 ноября в честь Купятицкой иконы Божьей Матери. История Купятицкой иконы и позднее волновала местных священников. Так, пинский священник Василий Перепечин (1865-1910) написал большую статью о чудотворной иконе с. Купятичи в «Минских Епархальных новостях», 1891 г., № 21-24.

Вот так Купятицкий приход в 1901 году описывал священник Флор Хлебцевич (1852-1912): «Прописано в церкви: с. Купятичи 6 деревень и 1 хутор; прихожан 1312 мужчин и 1360 женщин, церковной земли 67 десятин (73 га)». В 1914 году в Купятичах было 1048 жителей, имелось народное училище с 133 учениками. А в 1915 году в Купятичах уже хозяйничали кайзеровцы. Шесть лет церковь стояла пустой и полу разрушенной. В 1921 году в ней появился новый настоятель Яков Калинин. В 1926 году храм возглавил настоятель Лаврентий Новакович.

За 24 года службы им сделано много и для храма, и для прихожан. И история его жизни и трудов требует отдельного описания. Но остановлюсь на том, что 19 июля 1940 года в село приехали три милиционера и приговорили священника по ст.74 УК БССР к 8 годам исправительных лагерей. Но в апреле 1942 года священника освободили, и он пешком пошёл домой, но простудился и умер в Кировской области. В 1989 году реабилитирован. На сегодня жива ещё его приёмная дочь Мария, 1935 года рождения. Живёт в с. Купятичи, недалеко от храма. В июле 1944 года во время освобождения села от фашистов, девять снарядов попало в Свято-Никольский храм с.Купятичи. Они разрушили иконостас, алтарь, крышу храма.

С 1947 по 1952 год в Купятичах священствовал протоирей Константин Комар. С 1952 по 1956 год священником был Константин Хомич, в будущем архиепископ Брестский и Кобринский (до 2000 года). Но о жизни храма в более позднее время ещё помнят современники. И это другой рассказ. А теперь о иконе Купятицкой Богоматери в церковных и художественных традициях. Хотя вначале следует вспомнить о нижеследующем.

Купятичские прихожане всегда верили, что их икона даровала веками силу их предкам быть истинно православными. Поэтому стали просить своего архиепископа Михаила о возвращении подлинной святыни из Киева. Прошение было подано 31 января 1852 года. Святейший Синод 31 декабря 1856 года принял решение следующего содержания.

Во-первых, икона являлась собственностью монастыря, а не церкви, построенной в 1828 году. И монахи, а не предки просителей 200 лет тому принесли икону в Киев. В добавок, у Николаевской церкви с. Купятичи есть копия иконы-креста, выполненная на дереве. И такая же древняя, как и подлинник.

Итак, начиная с 1638 года, изображение Богоматери Купятицкой начали воспроизводить в гравюре различные издания. И с 1659 года святыню уже считают Киевской. Перенесённый в Киев в 1655 году крест-энколпион теперь постоянно привлекает к себе внимание. До 1700 года образ был прикреплён к серебряной позолоченной доске, вероятнее его так привезли из Купятич. Но в 1700 году над крестом устроили вызолоченную крестообразную «шату».

На сегодняшний день известно несколько произведений золотого шитья, киевского происхождения, которое служило подвесными пеленами к иконе. Один из них хранится в Черниговском историческом музее, другой – в Звенигороде. Образцом для центрального изображения шитья служила гравюра 1638 года. То же можно сказать и о двух палицах, одна из которых в частном собрании в Германии, другая в музее Украины, в Киеве.

В Киево-Печёрской лаврской ризнице сохранились фелонь (одежда) середины 18 века, на оплечье которой нашито золотое воспроизведение Богоматери Купятицкой. Этот крест-энколпион в 12 веке был изготовлен в Киеве, туда же он вернулся спустя пять веков и бесследно исчез в начале 20 столетия.

Но именно в Киеве с 17 века стал широкопочитаем, правда с интерпритацией. Особо в гравюре и золотом шитье. И всё же, судьба образа Богоматери Купятицкой счастливая. О нём сегодня напоминают подобные кресты, гравюры и шитьё. И благодаря этому он сохранился в памяти многих поколений.

Думаю, что читатель, до конца прочитав эту историю, найдёт возможность преклонить колени перед образом чудотворной Богоматери в Свято-Николаевском храме с. Купятичи, что совсем недалеко от г.Пинска. И получить благодать в своих просьбах-молитвах.

P.S. 1. В феврале 2013 года я была в этом храме с. Купятичи и склонила колени в просьбе перед благодатным образом.
2. Александра Ильина благодарю за помощь в подготовке материала.

2013 год

Материалы



Наши партнеры

Виртуальное путешествие по всему городу Кобрину


хасис лев аронович сбербанк