Глава 16
Меня снова тянет в путь. -- Контракт с
Шеметом. -- Мой родич из Киева. -- Я пою
лошадь.- План уехать в Киев. -- Мой дед. --
У Шемета. -- Поучения деда. -- Я всё продаю.
-- Только Киев. -- Поездка. -- Первое
приветствие. -- Облавы. -- Я лежу под
кроватью. -- Страх. -- Плач. -- Отчаяние и
раскаяние. -- Арестованный еврей.
После отъезда Шлоймеле я стал серьёзно
думать о том, чтобы оставить этот медвежий
угол. С помещиком Шеметом у меня был
контракт на три года. На самом деле у него
можно было сидеть вечно. Просто был у него
обычай - заключать с каждым съёмщиком
договор на три года, и потом, если жили
дольше, он уже ни с кого сверх того не брал.
Так что я мог жить в Кошелеве, я сколько
хотел, даже и после смерти Шемета. Дочь его
тоже не хотела менять традицию, поскольку не
хотела пока продавать имение. Доход я тоже
имел.
Привыкнув, может быть, я бы там себя лучше
почувствовал. Но как раз к тому времени,
когда я стал думать о том, как бы выбраться
из Кошелева, мой свояк Арон Цейлингольд
переехал из Пинска в Киев. Город этот тогда
стал к себе сильно привлекать евреев.
Эпоха Александра Второго не очень этому
препятствовала, и в Киеве собралось много
евреев. Река Днепр оказалась чуть ли не
местом, вокруг которого собрались евреи.
Занимаясь, в основном, торговлей зерном,
евреи доставляли по этой реке зерно в
Екатеринослав, Николаев, Кременчуг и т.п.
И постепенно Киев занял второе место в
еврейской торговле вообще. Совсем свободно,
правда, не было. Полиция часто устраивала
знаменитые киевские "облавы", которые и
поныне, к сожалению, не стали легче. Но
всё-таки еврей мог существовать. Ибо вопрос
был один: а где лучше?
Ремесленники так и так могли жить и
торговать. А зачислиться в ремесленники было
совсем не трудно. Кем угодно - стекольщиком,
изготовителем чернил и уксуса - лишь бы
ремесленником. Купцы первой и второй гильдий
само собой имели право жительства. Так что
большого полицейского успеха облавы не
имели, и евреи, слава Богу, жили много легче
и лучше, чем теперь.
На худой конец, давали что-нибудь на лапу….
Старое еврейское средство. А иные евреи
добывали разрешение с помощью готовки. Ну,
какой еврей или еврейка не могут приготовить
крупник с куском мяса? И так оно и шло. И
Киев превратился в большую еврейскую общину
с торговлей, делами, ремеслом, и т.п.
Мой свояк приехал в Киев с семьёй и открыл
там хороший постоялый двор. Жена вела
постоялый двор, а у него были другие дела.
Выгодных дел тогда в Киеве было завались.
Мой свояк считал, что в Кошелеве я делаю
золотые дела, и совсем не собирался
перетаскивать меня в Киев. Так случилось,
что дом его отца в Пинске сгорел. Он поехал
в Пинск получать деньги по страховке - три
тысячи рублей. Будучи в Пинске, заодно решил
заехать к нам в Кошелево, находящееся
неподалеку. Специально хотел приехать без
предупреждения, чтобы захватить нас за самой
что ни н есть обыденной жизнью.
И, кажется, таки захватил…
Стою я как-то вечером в пятницу и пою у
колодца лошадей: наливаю из колодца воду в
корыто, и три лошади стоят и пьют. И в эту
самую минуту незаметно подходит свояк.
Мгновение смотрит, как я пою лошадей, и
удаляется…
Уже позднее, когда мы сидели в комнате, он
всё не переставал удивляться, как это мне,
молодому человеку, проводившему так много
времени в бет-мидраше, приходится ухаживать
за лошадьми. Даже только достать воду из
глубокого колодца и налить в корыто - уже
казалось ему странным.
"А я думал, - сказал он, - что ты - сонное
создание, способное только писать мне
длинные письма в высоком стиле. Но всё это -
не для тебя. Поедем со мной в Киев,
займёшься выгодным делом".
И он стал рассказывать истории о сотнях
евреев, прибывших в Киев буквально "без
сапог" и за несколько лет ставших богачами с
состоянием в сотни тысяч рублей. В Киеве
можно разбогатеть быстро, на одной ноге..".
Понятно, что свояк нас легко уговорил, и
после его отъезда мы решили как можно
быстрее покончить с Кошелевым и уехать в
Киев.
Я за это быстро взялся. За несколько месяцев
до Нового года я всё реализовал, постепенно
продал коров, телят, быков, лошадей, овец,
сено и т.п. собственность - не глядя на
цену, быстро рассовывая товар - лишь бы
поскорее всё кончить.
Всё распродав, я попросил деда поехать со
мной к помещику, чтобы с ним всё уладить.
Для помещика это было неожиданностью. Он
считал, что я буду сидеть и сидеть в
Кошелеве. Дед приехал, и с помещиком я тоже
покончил.
Помещик сказал деду:
"Внук твой делает большую глупость,
отказываясь от Кошелева. Оно ему очень
дёшево стоит. Мне за усадьбу давно уже
давали 1200 рублей. Но я терпеть не могу
пересдавать. А я подумывал, что, может,
позже сдам твоему внуку в аренду свою
усадьбу. Я уже стар, и уже не могу
заниматься такими вещами. Внук твой -
честный человек… Но - он не хочет, он
спешит, он бежит оттуда. Так путь бежит на
здоровье.
"Вы хотите сдать вашу усадьбу?" - Сделал
попытку дед.
"Ну, да", - кивнул головой старый помещик.
"Так он - не поедет! - твёрдо сказал дед, -
он тут останется".
"Нет уж…- рассердился Шемет, - теперь - нет.
Теперь уже он меня не устраивает. Раз
захотел уехать - он для меня больше не
арендатор.
Дед вышел из себя.
"Что же это такое? - Сказал он мне потом с
сердцем,- ты ведь ищешь удачи. Разбойник, ты
ведь хочешь быть богатым!"
И он никак не мог успокоиться:
"Что тебя так привлекает в городе? Что
такое, по-твоему, город? Там надрываются и
убиваются ради грошового заработка. Увидишь,
ты ещё пожалеешь о кошелевских деревьях.
Такого помещика - такого помещика потерять!
Ты знаешь - что такое - искать в городе
заработка? - Пронзил он меня взглядом. Дай
Бог, чтобы это было неправдой - но ты ещё
это узнаешь, когда будешь рвать на себе
волосы!"
Я, однако, деда не слушал - пусть говорит,
сколько хочет. А я поеду в Киев. Большой
город, много людей, есть, с кем поговорить,
поспорить, побеседовать о высоких материях.
Кошелево - не для меня.
Дед уехал огорчённый, а я кончал со своим
деревенским хозяйством. Когда было всё
продано, отправил свою семью в Кобрин, где
жена с детьми переждут, пока я устроюсь, и
один поехал в Киев.
В Киев я прибыл в пятницу утром и с
удовольствием встретился со свояком, который
держал на берегу Днепра постоялый двор.
Приехав к нему, я тут же заметил, что вид у
него не очень весёлый. Совсем не то
радостное выражение лица, что было в
Кошелеве. И когда я спросил, откуда такая
перемена, то получил ответ, что зимой
обанкротился Вайнштейн на шесть с половиной
миллионов рублей, а так как это банкротство
перевернуло весь Киев, то кого только этот
Вайнштейн не затронул! Кроме больших банков,
он частных лиц разорил больше, чем на три
миллиона.
Мой свояк в этом море банкротства утопил три
тысячи рублей наличными. И потерял на этом
дела, приносившие ему до пяти тысяч рублей в
год. Теперь, уже, когда я приехал в Киев,
все дела, слава Богу, в земле, а торговля в
Киеве - в развалинах, у свояка не осталось
никаких дел, кроме постоялого двора. Жить с
одного этого - трудно, в особенности,
привыкнув к широкой жизни.
При моих-то надежах - хорошенькое добро
пожаловать! Самое подходящее время, чтобы
приехать в Киев! Явился, вот он - я! Киев
меня ждёт.
Кошелево поменяли на большой город. Вот тебе
Киев. И тут же, в одну минуту, я впал в
ужасное отчаяние, в тоску, точно, как зрячий
человек, внезапно ослепший. Что я наделал?
Как это я взял и бросил на ветер солидное
хозяйство!? Как я продержусь? С чего буду
жить теперь с женой и детьми? И вообще - как
я, деревенский еврей, явился искать, чем
заняться в большой, шумный город? Кому я
здесь нужен? Кто меня здесь ждёт? Кто меня,
эдакое сокровище - здесь схватит?
Отчаяние моё, как видно, зашло так далеко,
что было замечено домашними, и мой свояк за
меня взялся.
"Прежде всего, - сказал он, - будь мужчиной.
От киевского банкрота ты ведь не пострадал.
Так чего ты отчаиваешься? Может, тебе
Господь как раз в Киеве поможет?"
И вечером он меня, чтобы развеселить, повёз
в штибль карлинских хасидов. В штибле таки
было весело, и отчаяние моё прошло.
Еврейчики прихлопывали в ладоши, притопывали
ногами и радостно встречали шабат. Я уже
отвык от такого шума. И мне казалось, что
стены тоже прихлопывают и поют "давайте
радоваться".
Я перестал грустить. Дома мы со свояком
весело спели "шалом алейхем", а за столом
расселись компанией евреев в двадцать
персон, среди которых находились крупные
купцы, богатые лавочники, известные маклеры
и т.п.
За столом - светло, горят свечи, на белых
тарелках - прекрасные куски рыбы, читают
кидуш, садятся есть и идёт долгая беседа.
Но о чём говорят? О, мой Бог, - об облаве!
Полиция хватает евреев! Прямо-таки хватает!
Что значит - хватает?
До сих пор я знал, что евреи бедствуют,
страдают, несут на себе тяжкое, горькое
бремя, но что евреев также и хватают - этого
я совершенно не знал. У меня аж пот на лбу
выступил. Полиция хватает евреев. Прямо-таки
хватает!
"Вы не знаете, что значит, когда хватают? -
обратился ко мне один еврей, заметив, как
видно, что дело это для меня новое. - В
прошлом году здесь, прямо посреди Кол-нидре,
схватили целую синагогу евреев. Понимаете?
Синагогу евреев…"
"Значит - еврей не имеет права здесь жить,
должен прятаться?" - спросил я неуверенно и
как-то глупо, чувствуя при этом, как меня
пробрало до костей.
"А вы что думали? Конечно, он должен
прятаться…"
Тут я совсем приуныл. И мне подумалось, что
свояк меня сделал несчастным, просто без
ножа зарезал. Что же он мне в Кошелеве не
сказал, что в Киеве хватают евреев? Я бы
сюда не приехал за миллионы, за миллиарды.
Хватают евреев!!!
В голову мне лезли самые ужасные мысли.
"Зачем ты меня сюда притащил?" - спросил я
как-то с горечью свояка.
"Ша, не бойся, - растерялся свояк,- мы
заплатили приставу, он уже своё получил и не
цепляется. У нас не хватают… А если и бывает
у нас облава, то назавтра отпускают, так как
пристав своё получил. Прямо в руку …"
Потом я заметил, что люди надо мной попросту
смеются.
"Чего ты так боишься? - обратился ко мне
как-то один гость,- ты ведь еврей, а еврей
должен быть привычен к таким вещам…"
И тут мне кое-кто из них рассказал, что они
уже не раз попадались, не раз ночевали в
тюрьме - и, слава Богу, живы. Ничего - до
мессии ещё далеко. А пока приходится иной
раз переночевать в тюрьме и платить деньги.
Собравшиеся запели, как если бы находились в
Иерусалиме. Я стиснул зубы и решил: будь что
будет.
Очевидно, однако, что в Киев со мной явилось
не одно моё собственное злосчастье, а многие
миллионы. И Киев долго не ждал и позволил
мне вскоре вкусить все удовольствия облавы.
Ровно в одиннадцать, прямо посреди цимеса,
который как раз оказался очень удачным,
послышался громкий звонок. Звонили уверенной
рукой, как гость не звонит, и все с
помертвелыми лицами вскочили с мест.
"Облава!" - приглушённо вырвалось у кого-то.
Евреи, которые до того так смело говорили об
облавах, тут, посреди цимеса, растерялись.
Свояченица моя, очень деловая женщина,
схватила меня за руку и зашептала:
"Пойдём скорей. Облава. Я тебя спрячу".
Бежит и тянет меня за руку. И все бегут -
богачи, уважаемые евреи, маклеры, купцы.
Настоящее паническое бегство. Как видно, в
тюрьме не так легко сидеть, как они
говорили.
Свояченица влетела со мной в спальню.
Подвела к кровати и велела под неё влезть:
"Лезь, лезь, не стесняйся".
Представительные евреи, однако, оказались
проворнее меня. Они уже все лежали под
кроватями. И - я тоже полез. Лёжа там, я
слышал тяжёлое сопенье лежащих под соседними
кроватями. Слышал также, как стучат их
сердца. И только я один - наоборот: боялся
не так уж сильно. У меня для этого как-то не
было времени.
Странная картина. Лежат под кроватями евреи
с красивыми бородами, отцы семейств,
почтенные купцы и сопят, как гуси, когда
хотят пить.
Навострив как следует уши, слышу, как
полиция ходит тяжёлым шагом по тем комнатам
и говорит грубыми голосами…
Ищут, думаю я, и, возможно, найдут. Вытащат
из-под кровати компанию почтенных евреев.
На этот раз, однако, облава закончилась
совсем легко, поскольку проводил её
"хороший" пристав. При этом он был один. Но
так как кого-то он должен был схватить, то
для вида решил схватить спрятанного
свояченицей бедного еврея. Возможно, что
этот еврей специально нанимался для такой
роли…
После их ухода мы вылезли из-под кроватей…
Выглядели очень красиво - с грязными носами,
с паутиной и пятнами пыли на субботней
одежде.
Тут на меня напал страх, и я без стеснения в
голос расплакался. Я понимал, что слёзы эти
- лишние, глупые. И облава - не страшная
вещь, и плакать еврей не должен, тем более,
в голос. Наверное, это выглядело противно и
глупо. Думаю, что моя свояченица, увидев мои
слёзы, ещё больше пожалела, что я приехал.
Всю ночь они со мной возились. Я никак не
мог успокоиться. Свояк применил все
средства, но они не помогали. И такое
состояние у меня продолжалось до утра. Я не
мог ничего ни есть, ни пить, а сердце что-то
грызло и грызло.
Меня передали гостям - чтобы те меня
успокоили. Они мне рассказали случаи из
жизни миллионеров и возились со мной, как с
ребёнком. Свояченица привела из участка
бедного еврея.
"Подумаешь, пустяки какие!" - похвалялся он,
вернувшись.
"Видишь,- смеялась надо мной свояченица,-
человек в тюрьме сидел - и не плачет!"
"Что вы там сказали?", - спросил я еврея.
"Сказал, что приехал сегодня и тут же еду
обратно… ", - ответил совершенно спокойно
еврей.
Я посмотрел на него и подумал: всё пропало.
Что я могу теперь поделать? И чем я лучше
этого еврея? Он страдает, бедняга, ради
заработка, ну, и я пострадаю. И я стал себя
насильно утешать. Я не знал, что испытать
настоящий страх мне в Киеве ещё только
предстоит, а этот, нынешний - ничто перед
тем, будущим, когда я достаточно себе
надорву сердце и наплачусь большими слезами.
Глава 17
Я ищу магазин. -- Внезапное наводнение. --
Жена и дети - в разгар наводнения. -- Есть
уже магазин.-- Большие сожаления.--
Бедствия.-- Христиане.-- Дела христиан.--
Жизнь среди евреев и русских. -- Андреевский
спуск.-- Евреи из облав. -- Литвак в Киеве.
-- Моя обязанность. -- Реб Лейб Шапиро. --
Пристав Михайлов.-- Мадам Розенберг. -- Реб
Гирш Эпштейн.-- Реб Мойше-Ицхок Левин.
Прошла суббота, началась неделя, и я немного
успокоился. И немного успокоившись, стал
себе искать дело. Были разные планы, и один
хороший знакомый свояка предложил мне стать
компаньоном местного торговца зерном, ездить
и скупать зерно, что и будет моим делом. Мне
советовали оставаться пока в Киеве одному, а
если дело пойдёт и будет приличный доход -
вызвать жену с детьми.
Но я был молод и глуп и не хотел жить в
Киеве один, без семьи. "Высокими" и конечно
глупыми словами я объяснял, что хочу быть
отцом своим детям и хорошим мужем - своей
жене, что они не должны жить без меня.
Поскольку бакалея - одна из главных отраслей
торговли, я решил снять для жены бакалейную
лавку. Она будет сидеть в магазине, а я
займусь другими делами. Мой свояк тоже
возражал против того, чтобы я привозил жену.
И конечно был прав.
Я, однако, не послушался, и, устав со мной
спорить, он попросил знакомого маклера
подыскать мне магазин.
Я велел жене продать всю домашнюю утварь и к
Песах приехать в Киев. Однако - легко
сказать, но трудно сделать, особенно, такому
удачнику, как я - как раз в это время
разлился Днепр, и улицы нескольких районов
залило - как раз те, где жили евреи.
Такого разлива жители Киева за последние
годы не припомнят. Постоялый двор моих
родичей, стоявший недалеко от берега,
наполовину залило. Все дома в этом районе
оказались в воде, и люди по улицам
передвигались на лодках.
Разорились сотни людей. Валялись на чердаках
с детьми, есть было нечего. Понятно, что
больше всего пострадали нищие, поскольку
наводнение в особенности охватило район
нищих и евреев.
О том, чтобы снять магазин для жены, не
могло уже быть речи. Я таскался по улицам
целыми днями, наблюдая большой разлив. Для
меня ведь это было в новинку. В воде плавали
скамейки, доски для резки лапши, столики,
качалки и прочая домашняя утварь.
Как сказано, я ещё раньше написал жене,
чтобы она приехала. Практичный человек, видя
такое наводнение, тут же послал бы другое
письмо - чтобы она не приезжала. Я этого,
однако, не сделал, и в самый разгар
наводнения, с тремя маленькими детишками -
она приехала. С большим трудом я их кое как
втащил в дом свояка. Верхний этаж не был
затоплен.
Третий ребёнок был ещё крошкой, и мне его
пришлось пронести на руках приличный кусок -
весь берег, поскольку никакой экипаж там не
мог проехать.
Я пробирался по доскам и брёвнам,
проложенным через воду и дрожал, чтобы, не
дай Бог, не свалиться вместе со своим
цыплёнком в воду. Чувствуя себя при этом
дураком и ничтожеством: притащить сюда жену
в разгар наводненья!
С большим трудом одолели мы море воды. С
трудом пережили эти трудные дни. И после
Песах стали энергично искать магазин вместе
с квартирой, что в Киеве встречается очень
часто.
Случилось нам купить магазин вместе с
товаром у одного еврея, проживавшего на
христианской улице. Ясно, что у еврея там
шли дела очень плохо - кто придёт к нему
покупать туда, где евреи - такая редкость? С
другой стороны - зачем еврею покупать такой
магазин? Но как истинный Менахем-Мендель1 -
растерянный, разгорячённый, взволнованный -
взял я и купил магазин.
Купив магазин, я тут же увидел, что его
хозяин попросту хорошо меня обдурил. Товар
совсем не стоил заплаченных за него денег. И
это особенно разрывало сердце.
В одно прекрасное утро мы перебрались в
квартиру, расположенную по соседству с
магазином. Из квартиры вход в магазин. Через
несколько дней стало ясно, что с магазином -
проблема. Покупателем и не пахнет. Никого!
Хоть сиди и смотри на стены.
И тут начался тяжёлый период - с
сожаленьями, муками, с досадой, с сердечной
болью, с терзаньями, которые больше заметны
и болезненны в большом городе, чем в
деревне.
Я уже ищу других доходов. Я познакомился с
богатыми евреями, крутился возле них -
может, что-то из этого выйдет. Но не вышло
ничего. Единственное, на что я мог им
пригодиться - было маклерство, но на это, в
отличие от Менахем-Менделя, я был
неспособен.
Для этого надо быть праздным, лживым,
болтливым, а мой язык ещё был наивным и
невинным - или глупым.
Положение было тяжёлое. Не имея, что делать,
и не в состоянии сидеть в магазине без
покупателей, я слонялся по улицам и смотрел,
как живут неевреи. Временами охватывала
зависть. Жили они необыкновенно богато,
необыкновенно чисто. Магазины их сияли.
Купить что-то у нееврея было очень приятно.
Только войдёшь в нееврейский магазин, тут же
хозяин снимет шляпу с вежливой улыбкой, не
пристаёт к покупателю с разговорами, вообще
говорит спокойно, спокойно называет цену, не
набрасывается, и чистыми, сверкающими
пальцами демонстрирует нужный покупателю
предмет.
От такого обращения покупатель
расслабляется, чувствует доверие к продавцу
и редко выходит из магазина с пустыми
руками.
В моё время русские были очень искусными
торговцами и исключительно хорошо вели дела.
Конечно, они не были такими честными, как
казалось. Купить у такого большой транспорт
с товаром было иногда даже рискованно. И
даже контракт ни от чего не гарантировал.
Регулярно прибегали ко всяким уловкам, и
контракт, в конце концов, не имел тут
никакой силы.
Но так бывало только с большим транспортом
товара. Понятно, что не все купцы были
такими. Грех было бы так считать. Я знал
много честных, очень солидных
купцов-христиан, торговцев, продавцов.
Евреи с русскими очень хорошо жили, хоть
русский иной раз мог просто так, без всякого
зла, взять и сказать:
"Жид проклятый!"
Просто так, за здорово живёшь
Еда в Киеве стоила очень дёшево, и люди таки
ели! Русские ели много, и евреи тоже немало.
Русские, кроме того, лили в себя водку, как
воду.
Помню также, что бессчётно ели маслины -
фрукт, к которому надо было привыкнуть.
Сначала, как только приехал, я этого есть не
мог, меня тошнило. Но потом, постепенно,
привык и очень полюбил.
За жильё платили обычно совсем дёшево,
домохозяева не имели ещё такой силы, как
тут, в Варшаве. Если жилец не заплатил
квартплату, его не выбрасывали тут же, как в
"маленьком Париже". Хозяин ждал: может быть,
может быть он всё-таки заплатит!
И обычно хозяин не ошибался и не терпел
убытка. Бедный жилец в конце концов платил.
За пять лет, что я прожил в Киеве, я не
видел и не слышал, чтобы хозяин выбросил
жильца за неуплату квартирных денег. И с
уверенностью могу сказать, что при более
широких возможностях варшавских хозяев в
смысле эксплуатации своих жильцов, киевские
жильцы меньше должны денег своим хозяевам,
чем в Варшаве.
Киевские евреи держались с литваками
холодно. Такая уж у литваков судьба.
Особого вреда от этого не происходило.
Литваки старались не обращать внимания и
делали там очень хорошие дела. Из
бет-мидрашей самым лучшим и достойным был
литовский, и самым знаменитым раввином -
тоже литовский. Литовские евреи конечно
играли в городе большую роль, и больше были
преданы интересам своих людей, чем богатые
евреи других секторов.
Жил в моё время в Киеве один литовский богач
- реб Лейб Шапиро. Был он из Минска. В Киеве
он владел мыловаренной фабрикой. Он был
большим филантропом, и имел открытый дом для
всех одиноких.
И он, и его жена проявляли большое внимание
к бродячим евреями, захваченным в
полицейских облавах. Немало евреев вытащили
они из мрачных киевских тюрем и вернули
домой. Понятно, что такой светлый и милый
литвак, как реб Лейб Шапиро, был в Киеве не
один. Возле моего магазина у Андреевского
спуска как раз проводили всех схваченных
евреев после того, как они провалялись ночь
в участке. Их вели к полицмейстеру. Оттуда
отсылали по этапу домой. В толпе
арестованных преобладали старые евреи,
женщины, калеки и маленькие девочки. Моей
обязанностью было - дождаться, когда
арестованных проведут мимо моего магазина и
всучить "старшему городовому" пару копеек,
за что он позволял мне пройти вместе
определённое расстояние с арестованными. Я
тем временем узнавал их имена и адреса,
которые тут же передавал в дом реб Шапиро.
Заботиться о пойманных во время облавы было
в то время одной из главных забот киевских
евреев. Всё уже было отработано - ведь еврей
не может не помочь схваченному еврею…
Из дома реб Лейба Шапиро тут же бежали к
подольскому приставу Михайлову, совали ему
монету и делали, что надо. Каждый день
получать на лапу - не пустяк, и таки
говорили, что пристав Михайлов "набит
золотом".
В то же время известным богачом Розенбергом,
тестем барона Гинзбурга, были открыты две
дешёвые еврейские столовые. В этих столовых
была большая надобность, т.к. по всему
городу скиталось немало нищих, не имевших
никакого пристанища, которых регулярно
сзывали на обед.
Очень интересной женщиной была мамам
Розенберг. Это была филантропка с истинно
тёплым сердцем, по-настоящему милосердная.
Каждый день она приезжала с Крещатика на
Подол в дешёвую столовую - в нарядной
карете, запряжённой парой лошадей, с лакеем.
К карете снизу был привязан красивый ящичек.
В столовой она от разных лиц: нищих,
обедневших интеллигентов, разорившихся
торговцев, покалеченных рабочих, оголодавших
маклеров и т.п. - получала письменные
просьбы и складывала их в ящичек. Просьбы
эти собирались заранее и подтверждались
литовским раввином.
Например - кто-то должен уехать и не имеет
на это средств. Он пишет в таком роде
просьбу, а раввин, к которому он обращается
за подтверждением, выясняет у него,
действительно ли он собирается ехать и не
имеет для этого средств. И тут же ставит
свою печать на просьбе.
После этого тот идёт в дешёвую столовую и
отдаёт просьбу мадам Розенберг. Дома мадам
просматривает просьбы и каждому уже
оказывается помощь.
Много ей помогал реб Израиль Бродский. Дом
Бродского вообще тогда был домом
благотворения и работы на пользу общества.
Но очень, очень замечательным был реб Гирш
Эпштейн. Он имел золотое сердце. Это был
еврей, которому бедность, несчастья и заботы
ближнего буквально не давали есть, пить и
спать. Сам он имел мало денег, но умел их
собирать и по-хорошему, тихо и тайно делить
среди нуждающихся.
Это был еврей, про которого действительно
можно сказать, что беда ближнего была его
собственной бедой, а нужда ближнего - его
собственной нуждой. Ради ближнего он не знал
покоя, и киевские евреи, даже киевские "люди
воздуха" с бедных улиц, думается, должны его
помнить из рода в род.
И ещё много, много добрых, хороших,
сердечных киевских евреев приходят мне на
память, но кто может их всех перечесть? Где
взять для этого место и время?
Одно могу сказать - что во время своего
пребывания в Киеве мне удалось узнать
изрядное число добрых, горячих и достойных
евреев, которые жили красиво и умерли
красиво и были преданы своему народу до
последнего дыханья, как смелые и бравые
солдаты.
Но как не вспомнить, как пропустить такого
интересного и дорогого еврея, каким был реб
Мойше-Ицхок Левин! Сейчас, когда ренегатство
и ассимиляция правят свой мрачный и нудный
бал на еврейской улице, он приходит на
память, всё ещё светлый и лёгкий, всё ещё
тёплый и близкий…
Этот реб Мойше-Ицхок Левин вообще-то был из
Карлина, и на память он мне приходит из-за
своего способного сына, реб Шмуля Левина,
жившего в Киеве и бывшего одним из лучших
киевских общественных деятелей.
Отец реб Шмуля, реб Мойше-Ицхок Левин,
раздавал подаяние налево и направо и в
некоторых городах строил талмуд-торы. К
талмуд-торам имел он особую слабость. Взять
бедных детишек в дом, обуть их, одеть,
вовремя накормить и выучить - было для него
наивысшим удовольствием.
Понятно, что такое удовольствие немало
стоило. И его ученики из талмуд-торы не
ходили оборванные, как бывало в те времена в
еврейском местечке. Нет - они были хорошо
обуты и одеты, а голодное выражение их
бледных лиц совсем исчезло.
На столе в синагоге у реб Мойше-Ицхока стоял
ящик для просьб, и каждый день, снимая с
себя талес и тфилин, он обращался к
ящику…Нечего говорить, что о просьбах
заботились.
И странная вещь: в делах реб Мойше-Ицхок был
очень твёрдым. Не упускал ломаного гроша.
Тому, кто с ним торговал, приходилось туго.
Казалось, что в нём сидит два человека: один
- жестокий - для дел, и другой - шёлковый,
прямо ангел - для своих…
Но возможно, что он был жестоким в делах для
того, чтоб иметь возможность быть ангелом
для своих - для бедных мальчиков талмуд-торы,
для измученных, разбитых сердец и для
настоящих благотворительных учреждений?
В случае неудачи в делах, он так выражался:
"Ничего, мои люди мне помогут…"
Случился у него однажды пожар, и он всех
по-отечески утешал:
"Ничего, мои люди мне потушат…"
Его люди - это были сотни учеников
талмуд-торы, беспокойные, скитающиеся евреи,
бросающие ему сотни просьб в ящик на столе,
крупные благотворительные учреждения и т.п.
"Не беспокойтесь, мои люди мне помогут", -
было его любимым выражением.
И его люди были-таки ему верны и благодарны.
На пожар сбегались евреи, как пчёлы - и
тушили.
Как-то у реб Мойше-Ицхока украли огромную
сумму бумажных денег. Услышав об этом, он
совершенно спокойно заявил:
"Не волнуйтесь, мои люди найдут пропажу…"
На его удачу воров таки вскоре нашли вместе
с деньгами - не хватало какой-то мелочи. Он
тогда торжествовал:
"Ну, вы видите, как мои люди обо мне
заботятся? Вы видите, видите?"
И он всем внушал, что за добро всегда
заплатят добром, и доказательство - нашли
пропажу…
Понятно, что для тех времён помощь киевской
еврейской бедноте была очень хорошо
организована. Зимой все киевские нищие были
обеспечены дровами и хлебом. В Песах много
денег распределялось на покупку мацы, и
бедняки могли спокойно сидеть за столом.
Перед самым праздником доброму Эпштейну было
уже некогда жить. Обегал по очереди
дарителей, показывал счёт - сколько всего
надо, как велика "команда" нищих, тянул
деньги, как воду, и раздавал, как воду.
Давать самим бедным реб Гирш Эпштейн умел
особенно красиво. Дающая рука реб Эпштейна
не могла никогда обидеть чувств бедняка,
глаз бедняка…
Это - очень трудная и очень редкая вещь.
Одной доброты не достаточно. К этому ещё
надо иметь большое сердце и много внутренней
красоты, то есть - способность тонко
чувствовать.
Поэтому я считаю, что среди очень многих
прекрасных крупных евреев в Киеве в моё
время, - самым прекрасным был-таки золотой,
сердечный реб Гирш Эпштейн…
1 Персонаж одноименной повести
Шолом-Алейхема, образец неудачника.
Наши проеты: Туристический Кобрин | Познай Кобрин Все права защищены © 2011-2017. Все изображения защищены их правообладателями. При копировании материалов активная ссылка на http://ikobrin.ru обязательна.