В конце семидесятых минувшего века судьба
подарила мне в Москве знакомство с писателем
Олегом Васильевичем Волковым. Высокий старик
с седой бородой был как будто из иного
времени. Чувствовалась порода в его простой
и достойной манере общения, слегка
грассирующей речи, благородной опрятности
облика. Уже значительно позже я узнал, что
О.В.Волков - автор не только превосходной
прозы о русской природе, но и мемуарной
книги «Погружение», рассказывающей о его
лагерной одиссее по сталинскому архипелагу.
В череде имен этой книги упоминается и
священник о.Николай Пискановский, чей путь
служения Церкви начинался в Брест-Литовске.
Более подробный рассказ об этом подвижнике
православия отыскался в очерке «Житие
Пискановских», написанном сыном писателя
В.О.Волковым.
Публикуем очерк в сокращенном варианте.
Н.Александров
Священник Н.Н.Пискановский. Середина 1920-х годов |
«В сарае на Поповом острове, где от стояния
всю ночь в тесноте у меня отекли ноги, мне
под утро уступили место на нарах — немного
полежать, ибо сапоги мне стали малы и ноги
не держали. Уступили удивительные люди —
молодые красавцы кабардинцы в национальной
одежде. Одного из них звали Дивлет Гирей
Албаксидович. Я запомнил — ибо вечно ему
благодарен. Кабардинцы очистили два места на
нарах для стариков: для муллы и для
православного священника. Охраняли их сон от
натиска шпаны. Видя мое состояние, дали
полежать и мне. Священник, который лежал
рядом — украинец по национальности, — сказал
мне: надо найти на Соловках отца Николая
Пискановского — он поможет. Почему именно он
поможет и как — я не понял. Решил про себя,
что отец Николай, вероятно, занимает
какое-то важное положение. Предположение
нелепейшее: священник и «ответственное
положение»! Но все оказалось верным и
оправдалось: «положение» отца Николая
состояло в уважении к нему всех насельников
острова, а помог он мне на годы».
Д.Лихачев, академик, бывший узник
Соловков
Николай Николаевич Пискановский (1886–1935)
родился в семье белорусского священника,
закончил духовную семинарию в Брест-Литовске
(здесь автором допущена неточность – не было
в Б.-Л.семинарии, – Н.А.), был рукоположен в
дьяконы и служил в церкви при госпитале в
Бресте. С началом Первой мировой войны
госпиталь был эвакуирован в Одессу, туда и
переезжает семья, в которой, помимо
родителей, к тому времени были трехлетняя
Ксения и годовалый Коля.
В 1918 г. отец Николай рукоположен в
священники в храме Христа Спасителя в
Москве, поскольку епископ Гродненский и
Виленский был эвакуирован в Москву. После
отец Николай вернулся на Украину, служил в
храме деревни Александрия Херсонская. Когда
начались гонения советской власти, семья
переезжает сначала в Полтаву, потом в
Воронеж.
Отец Николай твердо выступает и против
изъятия церковных ценностей, и против
живоцерковников. К 1923 г. относится первый
арест, а далее у отца Николая лишь два
социальных статуса — либо заключенный, либо
ссыльный. В 1927 г. отца Николая отправляют
на Соловки. В это время православное
духовенство опять, как во времена появления
«живой церкви», расколото надвое — на
иосифлян и сергианцев, по имени своих
руководителей — митрополита Сергия,
местоблюстителя патриаршего престола,
выпустившего Декларацию о признании церковью
советской власти, и митрополита Иосифа, не
признававшего Декларации. На Соловках
большинство заключенного духовенства
иосифляне, во главе их владыка Виктор
Вятский (Островидов). Отец Николай, конечно,
среди них. О нем, истощенном предшествующими
арестами и ссылками, но сильном духом, пишет
в своих «Воспоминаниях» Дмитрий Сергеевич
Лихачев.
«Он был другой (по сравнению с владыкой
Виктором. — В.В.). Его нельзя было назвать
веселым, но всегда в самых тяжелых
обстоятельствах он излучал внутреннее
спокойствие. Я не помню его смеющимся или
улыбающимся, но всегда встреча с ним была
какой-то утешительной. И не только для меня.
Помню, как он сказал моему другу, год
мучившемуся отсутствием писем от родных,
чтобы он потерпел немного и что письмо будет
скоро, очень скоро. Я не присутствовал при
этом и поэтому не могу привести точных слов
отца Николая, но письмо пришло на следующий
день. Я спросил отца Николая — как он мог
знать о письме? И отец Николай ответил мне,
что он и не знал, а так как-то вымолвилось.
Но таких “вымолвилось” было очень много…
Кладбищенская Онуфриевская церковь… была
сергианской (следовательно, отец Николай
туда не мог идти молиться. — В.В.)… У отца
Николая был антиминс, и он шепотом совершал
литургию в 6-й, “священнической”, роте. Отец
Николай знал, что его жену также арестовали,
и очень беспокоился о детях: что если
возьмут в детдом и воспитают атеистами! И
вот однажды, когда его вывозили из лагеря, в
Кемперпункте (Кемский пересыльный пункт) он
стоял в мужской очереди за кипятком. С
другого конца к тому же крану подходила
женская очередь. Когда отец Николай подходил
к крану, он увидел у крана свою жену. Их
заслонили заключенные (разговаривать
мужчинам с женщинами было строго запрещено),
и отец Николай узнал радостную для него
весть — детей взяли верующие знакомые…»
Действительно, после ареста матушки в конце
20-х гг. Ксению и Колю приютили родственники
в Коростене Житомирской области. Однако
Ксения не хочет отказаться от переписки с
арестованными родителями и поездок с
передачами к матери, а для родственников
связь с арестованными казалась слишком
опасной, и ей приходится уехать в Одессу,
где она поступает в ФЗУ. Но закончить
училище не получилось — в 1931 г. отца
Николая с Соловков направляют в ссылку в
Архангельск, он очень болен, за ним
требуется уход, и дочь устремляется к отцу.
Отец Николай опять не ходит в единственную в
городе действующую церковь (на кладбище) —
она сергианская, а иосифляне не могут
состоять в молитвенном общении с сергианцами.
Ксения бесхитростно рассказывала, как ей
было трудно, когда ее отправляли по каким-то
бытовым вопросам к знакомому отца епископу
Войно-Ясенецкому, который был с мая 1931 г.
в ссылке в Архангельске и оперировал в
амбулатории больницы по 40 человек за прием.
Епископ Лука «не мог без храма», иногда
ходил на службы в сергианский храм, поэтому
Ксении, общаясь с владыкой, надлежало
избегать подходить под его благословение.
Советская власть продолжала нещадно
преследовать отца Николая. Основываясь на
спокойном, без всякого трагизма рассказе
самой Ксении, поведаю о дальнейшей судьбе
семьи. Ссыльным сносную работу в
Архангельске не давали, отец Николай работал
сторожем на кирпичном заводе, а Ксению «по
блату» устроили туда чернорабочей, затем она
работала на стройке. Весной 1934 г. с
Соловков в Архангельск направили «матушку»,
приезжает и шестнадцатилетний брат Коля —
наконец семья воссоединилась, хотя бы и в
ссылке. Но вскоре, в начале 1935 г., вновь
арестован отец Николай — он служил дома, и,
очевидно, это и было главным обвинением
против него. На этот раз подорванный
организм не выдержал — отец Николай умирает
10 апреля 1935 г. в тюрьме во время
следствия. Мнение Дмитрия Сергеевича: «Жизнь
отца Николая была сплошным мучением, а может
быть и мученичеством». С похоронами помогли
духовные дети отца Николая, имевшие доступ в
тюремную больницу — скорее всего, это был
ссыльный профессор Никитин, яснополянский
врач Льва Николаевича, крупный медик, среди
пациентов которого были высокие чины
краевого НКВД. Тело отдают семье для
погребения, и на городском кладбище
появляется скромная могила с надписью на
кресте «Н.Н.Пискановский» и не особо
обращающей на себя внимание маленькой
предшествующей буквой «о» …
В.Волков, "Брестский Курьер", 20 мая 2010
Наши проеты: Туристический Кобрин | Познай Кобрин Все права защищены © 2011-2017. Все изображения защищены их правообладателями. При копировании материалов активная ссылка на http://ikobrin.ru обязательна.