Константин Паустовский родился 31 мая 1892
года в Москве. Дед писателя Максим
Григорьевич Паустовский был солдатом, а
бабушка Гонората до принятия христианства
носила имя Фатьма, и была турчанкой. По
воспоминаниям Константина Паустовского его
дед был кротким синеглазым стариком,
любившим петь надтреснутым тенором старинные
думки и казацкие песни, и рассказывавшим
много невероятных, а подчас и трогательных
историй «из самой что ни на есть происшедшей
жизни».
Отец писателя Георгий Паустовский был
железнодорожным статистиком, за которым
среди родственников установилась слава
легкомысленного человека, с репутацией
фантазера, который, по словам бабушки
Константина, «не имел права жениться и
заводить детей». Он происходил из
запорожских казаков, переселившихся после
разгрома Сечи на берега реки Рось около
Белой Церкви. Георгий Паустовский долго не
уживался на одном месте, после службы в
Москве жил и работал в Пскове, в Вильно и
позже осел в Киеве, на Юго-Западной железной
дороге. Мама писателя Мария Паустовская была
дочерью служащего на сахарном заводе, и
обладала властным характером. Она очень
серьезно относилась к воспитанию детей, и
была убеждена, что только при строгом и
суровом обращении с детьми можно вырастить
из них «что-нибудь путное».
У Константина Паустовского были два брата и
сестра. Позже он о них рассказывал: «Осенью
1915 года я перешел с поезда в полевой
санитарный отряд и прошел с ним длинный путь
отступления от Люблина в Польше до городка
Несвижа в Белоруссии. В отряде из
попавшегося мне засаленного обрывка газеты я
узнал, что в один и тот же день были убиты
на разных фронтах два мои брата. Я остался у
матери совершенно один, кроме полуслепой и
больной моей сестры». Сестра писателя Галина
умерла в Киеве в 1936 году.
В Киеве Константин Паустовский учился в 1-й
Киевской классической гимназии. Когда он был
в шестом классе, отец оставил семью, и
Константин был вынужден самостоятельно
зарабатывать себе на жизнь и учебу
репетиторством. В автобиографическом очерке
«Несколько отрывочных мыслей» в 1967 году
Паустовский писал: «Желание необыкновенного
преследовало меня с детства. Мое состояние
можно было определить двумя словами:
восхищение перед воображаемым миром и -
тоска из-за невозможности увидеть его. Эти
два чувства преобладали в моих юношеских
стихах и первой незрелой прозе».
Огромное влияние на Паустовского, особенно в
годы юности, оказало творчество Александра
Грина. О своей юности позже Паустовский
рассказывал: «Учился я в Киеве, в
классической гимназии. Нашему выпуску
повезло: у нас были хорошие учителя так
называемых «гуманитарных наук» - русской
словесности, истории и психологии.
Литературу мы знали и любили и, конечно,
больше времени тратили на чтение книг,
нежели на приготовление уроков. Лучшим
временем - порой безудержных мечтаний,
увлечений и бессонных ночей - была киевская
весна, ослепительная и нежная весна Украины.
Она тонула в росистой сирени, в чуть липкой
первой зелени киевских садов, в запахе
тополе и розовых свечах старых каштанов. В
такие весны нельзя было не влюбляться в
гимназисток с тяжелыми косами и не писать
стихов. И я писал их без всякого удержу, по
два- три стихотворения в день. В нашей
семье, по тогдашнему времени считавшейся
передовой и либеральной, много говорили о
народе, но подразумевали под ним
преимущественно крестьян. О рабочих, о
пролетариате говорили редко. В то время при
слове «пролетариат» я представлял себе
огромные и дымные заводы - Путиловский,
Обуховский и Ижорский, - как будто весь
русский рабочий класс был собран только в
Петербурге и именно на этих заводах».
Первый небольшой рассказ Константина
Паустовского «На воде», написанный в
последний год учебы в гимназии, был
напечатан в киевском альманахе «Огни» в 1912
году. После окончания гимназии Паустовский
учился в Киевском университете, затем
перевелся в Московский университет, летом
по-прежнему подрабатывая репетиторством.
Первая мировая война заставила его прервать
учебу, и Паустовский стал вожатым на
московском трамвае, а также работал на
санитарном поезде. В 1915 году с полевым
санитарным отрядом он отступал вместе с
русской армией по Польше и Белоруссии. Он
рассказывал: «Осенью 1915 года я перешел с
поезда в полевой санитарный отряд и прошел с
ним длинный путь отступления от Люблина в
Польше до городка Несвижа в Белоруссии».
После гибели на фронте двух старших братьев
Паустовский вернулся к матери в Москву, но
вскоре снова начал скитальческую жизнь. В
течение года работал на металлургических
заводах в Екатеринославе и Юзовке и на
котельном заводе в Таганроге. В 1916 году он
стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя
в Таганроге, Паустовский начал писать свой
первый роман «Романтики», который был
опубликован в 1935 году. Этот роман,
содержание и настроение которого
соответствовали его названию, был отмечен
авторским поиском лирико-прозаической формы.
Паустовский стремился создать целостное
сюжетное повествование о том, что ему
довелось увидеть и почувствовать в юности.
Один из героев романа, старый Оскар, всю
жизнь противился тому, что его пытались
превратить из художника в добытчика.
Основным мотивом «Романтиков» была судьба
художника, который стремился преодолеть
одиночество.
Февральскую и октябрьскую революции 1917
года Паустовский встретил в Москве. После
победы советской власти он начал работать
журналистом и «жил напряженной жизнью
газетных редакций». Но вскоре писатель уехал
в Киев, куда перебралась его мать, и пережил
там несколько переворотов во время
Гражданской войны. Вскоре Паустовский
оказался в Одессе, где попал в среду таких
же, как и он, молодых писателей. Прожив два
года в Одессе, Паустовский уехал в Сухум,
затем перебрался в Батум, потом - в Тифлис.
Странствия по Кавказу привели Паустовского в
Армению и северную Персию. О том времени, и
своих странствиях писатель писал: «В Одессе
я впервые попал в среду молодых писателей.
Среди сотрудников «Моряка» были Катаев,
Ильф, Багрицкий, Шенгели, Лев Славин,
Бабель, Андрей Соболь, Семен Кирсанов и даже
престарелый писатель Юшкевич. В Одессе я жил
у самого моря, и много писал, но еще не
печатался, считая, что еще не добился умения
овладевать любым материалом и жанром. Вскоре
мною снова овладела «муза дальних
странствий». Я уехал из Одессы, жил в Сухуме,
в Батуми, в Тбилиси, был в Эривани, Баку и
Джульфе, пока, наконец, не вернулся в
Москву».
Вернувшись в 1923 году в Москву, Паустовский начал работать редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 году вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли». В том же году был написан роман «Блистающие облака». В этом произведении детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу. В год написания романа писатель работал в газете водников «На вахте», с которой в то время сотрудничали Алексей Новиков-Прибой, одноклассник Паустовского по 1-й Киевской гимназии Михаил Булгаков и Валентин Катаев. В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда» и журналов «30 дней», «Наши достижения» и других изданий, побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах - по сути, объездил всю страну. Многие впечатления этих поездок «по горячим следам», описанные им в газетных очерках, воплотились позже в художественных произведениях. Так, герой очерка 1930-х годов «Подводные ветры» стал прототипом главного героя повести «Кара-Бугаз», написанной в 1932 году.
К. Паустовский. 1930-е годы.
История создания «Кара-Бугаза»
подробно описана в книге очерков и рассказов
Паустовского «Золотая роза» в 1955 году -
одном из самых известных произведений
русской литературы, посвященных осмыслению
природы творчества. В «Кара-Бугазе»
Паустовскому рассказаk о разработке залежей
глауберовой соли в заливе Каспия также
поэтично, как о странствиях юноши-романтика
в своих первых произведениях. Преображению
исторической действительности, созданию
рукотворных субтропиков посвящена повесть
«Колхида» в 1934 году. Прототипом одного из
героев Колхиды стал великий грузинский
художник-примитивист Нико Пиросмани. После
выхода в свет «Кара-Бугаза» Паустовский
оставил службу и стал профессиональным
писателем. Он по-прежнему много ездил, жил
на Кольском полуострове и на Украине,
побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и
других великих реках, в Средней Азии, в
Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в
Белоруссии и других местах.
Отправившись санитаром на первую мировую
войну, будущий писатель встретился с сестрой
милосердия Екатериной Загорской, о которой
рассказывал: «Её люблю больше мамы, больше
себя... Хатидже - это порыв, грань
божественного, радость, тоска, болезнь,
небывалые достижения и мучения…». Почему
Хатидже? Екатерина Степановна проводила лето
1914 года в деревушке на крымском берегу, и
местные татарки звали её Хатидже, что
по-русски означало «Екатерина». Летом 1916
года Константин Паустовский и Екатерина
Загорская обвенчались в родной для Екатерины
Подлесной Слободе в Рязани близ Луховиц, а в
августе 1925 года в Рязани у Паустовских
родился сын Вадим. Он позже в течение всей
жизни бережно хранил архив родителей,
кропотливо собирал материалы, касавшихся
родословной Паустовских - документы,
фотографии и воспоминания. Он любил
путешествовать по тем местам, где бывал его
отец и которые были описаны в его
произведениях. Вадим Константинович был
интересным, самозабвенным рассказчиком. Не
менее интересными и содержательными были и
его публикации о Константине Паустовском -
статьи, очерки, комментарии и послесловия к
произведениям отца, от которого он
унаследовал литературный дар. Вадим
Константинович много времени как консультант
посвящал литературному музею-центру
Константина Паустовского, был членом
общественного совета журнала «Мир
Паустовского», одним из организаторов и
непременным участником конференций, встреч,
музейных вечеров, посвященных творчеству его
отца.
В 1936 году Екатерина Загорская и Константин
Паустовский расстались, после чего Екатерина
призналась родственникам, что развод мужу
дала сама, так как не могла вынести, что тот
«связался с полькой», имея в виду вторую
жену Паустовского. Константин Георгиевич
продолжал заботиться о сыне Вадиме и после
развода. Вадим Паустовский о разрыве своих
родителей так написал в комментариях к
первому тому произведений отца: «В «Повести
о жизни» и других книгах отца отражено много
событий из жизни моих родителей в ранние
годы, но, конечно, далеко не все. Двадцатые
годы оказались для отца очень важными. Сколь
мало он печатался, столь много писал. Можно
смело сказать, что тогда то и был заложен
фундамент его профессионализма. Первые его
книги прошли почти незамеченными, потом
сразу последовал литературный успех начала
1930-х годов. И вот в 1936 году, после
двадцати лет совместной жизни, мои родители
расходятся. Был ли удачным брак Екатерины
Загорской с Константином Паустовским? И да,
и нет. В молодости была большая любовь,
которая служила опорой в трудностях и
вселяла веселую уверенность в своих силах.
Отец всегда был скорее склонен к рефлексии,
к созерцательному восприятию жизни. Мама,
напротив, была человеком большой энергии и
настойчивости, пока ее не сломила болезнь. В
ее независимом характере непонятным образом
сходились самостоятельность и беззащитность,
доброжелательность и капризность,
спокойствие и нервозность. Мне рассказывали,
что Эдуард Багрицкий очень ценил в ней
свойство, которое называл «душевная
самоотверженность», и при этом любил
повторять: «Екатерина Степановна -
фантастическая женщина». Пожалуй, к ней
можно отнести слова В.И.Немировича Данченко
о том, что «русская интеллигентная женщина
ничем в мужчине не могла увлечься так
беззаветно, как талантом». Поэтому брак был
прочен, пока все было подчинено основной
цели - литературному творчеству отца. Когда
это наконец стало реальностью, сказалось
напряжение трудных лет, оба устали, тем
более что мама тоже была человеком со своими
творческими планами и стремлениями. К тому
же, откровенно говоря, отец не был таким уж
хорошим семьянином, несмотря на внешнюю
покладистость. Многое накопилось, и многое
обоим приходилось подавлять. Словом, если
супруги, ценящие друг друга, все же
расстаются, - для этого всегда есть веские
причины. Эти причины обострились с началом
серьезного нервного истощения у мамы,
которое развивалось исподволь и начало
проявляться именно в середине 30-х. У отца
следы трудных лет тоже сохранились до конца
жизни в виде тяжелейших приступов астмы. В
«Далеких годах», первой книге «Повести о
жизни», немало сказано о разрыве родителей
самого отца. Очевидно, есть семьи,
отмеченные такой печатью из поколения в
поколение».
К.Г.Паустовский и В.В.Навашина-Паустовская
на узкоколейке в Солотче. В окне вагона: сын
писателя Вадим и приемный сын Сергей Навашин.
Конец 1930-х годов.
С Валерией Валишевской-Невашиной Константин
Паустовский познакомился во второй половине
1930-х годов. Он был женат, она была
замужем, но они оба оставили свои семьи, и
Валерия Владимировна вышла замуж за
Константина Паустовского, став
вдохновительницей многих его произведений -
например, при создании произведений
«Мещерская сторона» и «Бросок на юг»
Валишевская явилась прообразом Марии.
Валерия Валишевская была сестрой известного
в 1920-е годы польского художника Сигизмунда
Валишевского, чьи работы находилось в
собрании Валерии Владимировны. В 1963 году
она передала более 110 живописных и
графических работ Сигизмунда Валишевского в
дар Национальной галерее в Варшаве, оставив
у себя самые любимые.
К.Г.Паустовский и В.В.Навашина-Паустовская. Конец 1930-х годов.
Особое место в творчестве Константина
Паустовского занимал Мещерский край, где он
подолгу жил один или с друзьями-писателями –
Аркадием Гайдаром и Рувимом Фраерманом. О
любимой им Мещере Паустовский писал: «Самое
большое, простое и бесхитростное счастье я
нашел в лесном Мещерском краю. Счастье
близости к своей земле, сосредоточенности и
внутренней свободы, любимых дум и
напряженного труда. Средней России - и
только ей - я обязан большинством написанных
мною вещей. Я упомяну только главные:
«Мещерская сторона», «Исаак Левитан»,
«Повесть о лесах», цикл рассказов «Летние
дни», «Старый челн», «Ночь в октябре»,
«Телеграмма», «Дождливый рассвет», «Кордон
273», «Во глубине России», «Наедине с
осенью», «Ильинский омут». Среднерусская
глубинка стала для Паустовского местом
своеобразной «эмиграции», творческим - а
возможно, и физическим - спасением в период
сталинских репрессий.
В годы Великой Отечественной войны
Паустовский работал военным корреспондентом
и писал рассказы, среди них был «Снег»,
написанный в 1943 году, и «Дождливый
рассвет», написанный в 1945 году, которые
критики назвали нежнейшими лирическими
акварелями.
В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в
Тарусе на Оке. Стал одним из составителей
важнейших коллективных сборников
демократического направления «Литературная
Москва» в 1956 году и «Тарусские страницы» в
1961 году. В годы «оттепели» Паустовский
активно выступал за литературную и
политическую реабилитацию гонимых при
Сталине писателей Исаака Бабеля, Юрия Олеши,
Михаила Булгакова, Александра Грина и
Николая Заболоцкого.
В 1939 году Константин Паустовский
познакомился с актрисой театра имени
Мейерхольда Татьяной Евтеевой - Арбузовой,
которая стала в 1950 году его третьей женой.
Паустовский с сыном Алешей и последней женой Татьяной Арбузовой.
До знакомства с Паустовским Татьяна Евтеева была женой драматурга Алексея Арбузова. «Нежность, единственный мой человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было еще на свете. Не было и не будет, вся остальная любовь - чепуха и бред. Пусть спокойно и счастливо бьется твое сердце, мое сердце! Мы все будем счастливы, все! Я знаю и верю...» - писал Константин Паустовский Татьяне Евсеевой. У Татьяны Алексеевны была дочь от первого брака – Галина Арбузова, а Паустовскому она родила сына Алексея в 1950 году. Алексей рос и формировался в творческой атмосфере писательского дома в сфере интеллектуальных поисков молодых писателей и художников, но не был похож на «домашнего» и избалованного родительским вниманием ребенка. С компанией художников он бродил по окрестностям Тарусы, исчезая порой из дома на два, на три дня. Он писал удивительные и не всем понятные картины, и умер в возрасте 26 лет от передозировки наркотиков.
К.Г.Паустовский. Таруса. Апрель 1955 год.
С 1945-го по 1963-й годы Паустовский писал
свое главное произведение -
автобиографическую «Повесть о жизни»,
состоящую из шести книг: «Далекие годы»,
«Беспокойная юность», «Начало неведомого
века», «Время больших ожиданий», «Бросок на
юг» и «Книга скитаний».
В “Повести о жизни”, во второй ее части —
“Беспокойная юность” — один из разделов
носит название “Местечко Кобрин”. “Из Бреста
мы вышли в местечко Кобрин, — так начинается
повествование. — С нами ехал на своем
помятом и исцарапанном форде пан Гронский.
Брест горел. Взрывали крепостные форты. Небо
вздымалось позади нас розовым дымом…” И
далее: “К вечеру мы вошли в местечко Кобрин.
Земля, черная, как каменный уголь, была
размешана в жижу отступающей армией. Косые
дома с нахлобученными гнилыми крышами
уходили в грязь по самые пороги.
Ржали в темноте лошади, мутно светили
фонари, лязгали расшатанные колеса, и дождь
стекал с крыш шумными ручьями.
В Кобрине мы видели, как увозили из местечка
еврейского святого, так называемого
“цадика”.
Гронский рассказал нам, что в Западном крае
и Польше есть несколько таких цадиков. Живут
они всегда по маленьким местечкам…” В
Кобрине санитары остановились в синагоге. По
улице проходили походные кухни. Голодная
толпа беженцев рвалась к котлам с пищей.
Обезумевшие, голодные люди со стеклянными
глазами затоптали, подмяли мальчика,
которого опекали и хотели накормить
санитары. “Мы со Сполохом кинулись к
мальчику, но толпа отшвырнула нас. Я не мог
кричать. Спазма сжала мне горло. Я выхватил
револьвер и разрядил его в воздух. Толпа
раздалась. Мальчик лежал в грязи. Слеза еще
стекала с его мертвой бледной щеки…”
В середине 1950-х годов к Паустовскому
пришло мировое признание, и писатель начал
часто путешествовать по Европе. Он побывал в
Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции,
Греции, Швеции, Италии и других странах. В
1965 году Паустовский жил на острове Капри.
Впечатления от этих поездок легли в основу
рассказов и путевых очерков 1950-1960-х
годов «Итальянские встречи», «Мимолетный
Париж», «Огни Ла-Манша» и других
произведений. В том же 1965 году чиновникам
из Советского Союза удалось изменить решение
Нобелевского комитета о присуждении премии
Константину Паустовскому и добиться ее
вручения Михаилу Шолохову.
Константина Паустовского большинство
современных читателей знает как певца
российской природы, из-под пера которого
вышли замечательные описания юга и средней
полосы России, Причерноморья и Окского края.
Однако мало кому сейчас известны яркие и
захватывающие романы и повести Паустовского,
действие которых разворачивается в первой
четверти XX века на фоне грозных событий
войн и революций, социальных потрясений и
надежд на светлое будущее. Всю жизнь
Паустовский мечтал написать большую книгу,
посвященную замечательным людям, не только
знаменитым, но и безвестным и забытым. Он
успел опубликовать лишь несколько набросков
коротких, но живописных биографий писателей,
с которыми был либо хорошо знаком лично -
Горький, Олеша, Пришвин, Грин, Багрицкий,
либо тех, чье творчество особо его очаровало
- Чехов, Блок, Мопассан, Бунин и Гюго. Всех
их объединяло «искусство видеть мир», так
ценимое Паустовским, жившим не в лучшее для
мастера изящной словесности время. Его
писательская зрелость пришлась на 1930-е и
1950-е годы, в которые Тынянов нашел
спасение в литературоведении, Бахтин - в
культурологии, Паустовский же - в изучении
природы языка и творчества, в красотах лесов
Рязанщины, в тихом провинциальном уюте
Тарусы.
К.Г.Паустовский с собакой. Таруса. 1961 год.
Константин Георгиевич Паустовский умер в
1968 году в Москве, и согласно завещанию был
похоронен на городском кладбище Тарусы.
Место, где находится его могила, - высокий
холм, окруженный деревьями с просветом на
реку Таруску, - было выбрано самим
писателем.
Автор Татьяна Халина
Использованные материалы:
К.Г. Паустовский «Коротко о себе» 1966г.
К.Г. Паустовский «Письма из Тарусы»
К.Г. Паустовский «Чувство истории»
Наши проеты: Туристический Кобрин | Познай Кобрин Все права защищены © 2011-2017. Все изображения защищены их правообладателями. При копировании материалов активная ссылка на http://ikobrin.ru обязательна.