Витольд Туркевич был художником, графиком,
рисовальщиком, делал пластические
изображения. Но больше всего его вдохновляла
работа с таким хрупким и уникальным
материалом, как стекло. Его причудливые
работы с филигранной гравировкой несли не
только декоративную функцию, но были
настоящими произведениями искусства и
хранятся теперь в лучших художественных
музеях Польши.
Вопреки романтической традиции, художник редко хочет быть в центре общественного внимания, глашатаем каких бы то ни было идей. Его жизнь, как правило, не богата на внешние проявления, он не желает быть объектом разговоров и пересудов, ибо как никто другой знает цену напряженной внутренней жизни, когда замысел, родившийся в твоей голове, воплощается твоими руками, вызывая к жизни некое новое чудо. Что еще нужно для счастья? Такова и была жизнь польского художника из Кобрина Витольда Туркевича.
Родился он 26 февраля 1926 года. Вскоре
семья переехала в Дрогичин, где и прошло его
детство. В Дрогичине Витольд пошел в школу
при католическом монастыре. Однако, как и
всему поколению, к которому он принадлежал,
доучиться не довелось – началась Вторая
мировая война. Она застала его на каникулах
в лагере для скаутов возле Люблина.
Тринадцати лет от роду Витольд ушел в
партизаны. Группа, в которую он входил,
занималась ликвидацией немецких полицейских
постов, освобождением заключенных, сбором
разведывательной информации о передвижениях
немецкого транспорта на восток на железной
дороге. Война для него закончилась только с
приходом в Польшу Советской Армии.
По-видимому, она отложила глубокий отпечаток
в душе еще не окрепшего юноши – он не любил
о ней вспоминать, и даже когда ему вновь
пришлось спустя несколько лет служить в
армии, совершил попытку побега. Однако и эта
история для него благополучно закончилась.
С 1944 по 1946 год Витольд жадно учится,
занимается не только в школе, но и берет
частные уроки, то тут, то там на них
подрабатывая. В 1946 году его призывают в
армию, определяют в военно-морской флот, где
и случилась упоминавшаяся выше попытка
побега. Никаких санкций к бывшему партизану
применено не было, и через три года, по
выходе на гражданку, Витольд поступает в
университет Николая Коперника в Торуни на
математический факультет. Но уже через год
бросает грызть бетон математической науки и
поступает в Национальную академию
изобразительных искусств во Вроцлаве. Здесь
учится на курсе известного польского
художника, приверженца «чистого» искусства,
в будущем ректора Национальной академии,
профессора Станислава Давского. Именно
здесь, на кафедре керамики и стекла, Витольд
Туркевич впервые познакомился с работами
Эмиля Галле и братьев Даум и навсегда
остался их горячим поклонником и
продолжателем тех традиций, которые они
заложили.
Витольд Туркевич с внуком Стасом. Фото из семейного архива.
В 1955 году Витольд оканчивает академию,
защищает диплом с отличием. В этом же году
он женился, а еще через два года родилась
дочь Джоанна. Ему предлагают место учителя
рисования и дизайна в художественной школе в
Строне Гута, в Силезии. Через три года он
становится директором этой школы.
Но никакая преподавательская и
организационная деятельность не может
заменить жизнь в искусстве. Витольд Туркевич
постоянно находится в поиске новых идей и
способов их воплощения: придумывает новые
приборы для работы со стеклом, ищет новые
химические соединения и сплавы. Параллельно
участвует во всевозможных выставках в Польше
и за рубежом. В конце концов, он решает
отойти от преподавательской деятельности и
принимает приглашение стать директором
художественного музея в Клодзко Быстрице.
Этот небольшой город в Нижней Силезии
славится своим богатым культурным и
историческим наследием. Будучи директором
музея, Витольд Туркевич может больше времени
отдавать искусству. Это был один из самых
плодотворных периодов его творчества. Он
работает в графике, в плакатной живописи,
делает иллюстрации к книгам.
Витольд Туркевич во время пребывания в Дрездене. Фото из семейного архива.
В 1976 году под давлением властей Витольд
Туркевич вынужден покинуть пост директора
музея. Он никогда не был членом Польской
объединенной рабочей партии (аналог
компартии в СССР), и до поры до времени
власти закрывали на это глаза. Его поставили
перед выбором – членство в партии или в
отставку. Витольд Туркевич предпочел жизнь
«вольного» художника. Вместе с семьей он
переезжает в Зелену Гуру, где посвящает себя
исключительно искусству. Он словно бы и не
заметил бурных событий начала восьмидесятых,
да и развал соцлагеря тоже. Он по-прежнему
участвовал в польских и международных
выставках, его работы приобретали
художественные музеи Польши и Европы, он
продолжал свои эксперименты со стеклом и в
графике. По-видимому, когда создаешь
красоту, все остальное уходит на второй
план. Как сказал один поэт о другом: «Не
знаю – счастливую ли, но честную жизнь
художника он прожил».
Умер Витольд Туркевич 13 мая 1993 года в
Познани и похоронен на кладбище в городе
Карпач.
Владимир ГЛАЗОВ, Газета "Брестский Курьер", 21.02.2011
Наши проеты: Туристический Кобрин | Познай Кобрин Все права защищены © 2011-2017. Все изображения защищены их правообладателями. При копировании материалов активная ссылка на http://ikobrin.ru обязательна.