Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Арсений Иванович Морозов      

В июле 1944 г. самолёты авиаполка, в котором служил старший лейтенант Арсений Морозов, появились в небе Брестчины и Кобрина. Тогда наши войска, освобождая от фашистов Белоруссию, вышли на государственную границу. Самолёты этого полка, по свидетельству майора запаса Е. Жаркова, имели отличие: на фюзеляжах-орден Красного знамени, на кабинах самолётов тоже алели звёздочки, обозначавшие количество сбитых самолётов. У лейтенанта Морозова их было больше всех в полку.

Неспроста он возглавил группу, которой было поручено очистить небо от фашистских истребителей. Итог боя - 2 сбитых мессера. 16 июля Морозов вновь в воздушном бою между Кобрином и Брестом. «Месиры» появились неожиданно. Видны были 2 самолёта, а 3-ий вынырнул из облаков. Они атаковали Морозова слева, справа, с тыла, но безуспешно. Морозов не дрогнул, он продолжал свою «карусель». Разворот то вправо, то влево. И вот в прицельной рамке «мессер». Морозов дал ему подойти поближе. Выстрелы - и «Мессер» задымил, пошёл вниз, потом рухнул второй, 3-ий решил удалиться.

20 июля 1944 г. он получил задание фронта произвести в области воздушную разведку. Морозов быстро установил места скопления противника, его оборонительные сооружения. Задание выполнено, переданы по рации данные разведки. Можно и возвращаться. И он, и напарник взяли курс на аэродром. И вдруг Морозов увидел внизу колонну немецких автомашин, доложил обстановку, получил разрешение на атаку. Многих машин и солдат не досчитались, тогда фашисты. Ещё в детстве Морозов мечтал стать лётчиком. В 1940 г. добровольцем пошёл в Батайскую школу военных лётчиков. Затем, не закончив её, добился своего и пошёл лётчиком-истребителем на фронт. Начинал и закончит свой путь он в составе авиаполка, получил название «померанского».

Е.Жарков (воспоминания его находят в музее Суворова) писал о своём боевом друге, что Морозов одним из лучших лётчиков не только полка, дивизии, но и корпуса. Его знали в штабах армии и фронта, доверяли самые ответственные задания. Он был любимцем полка, дивизии, душевным человеком, бесстрашным командиром и лётчиком.

В этом полку Морозов прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира эскадрильи, сражаясь в боях на Южном, Западном, и Белорусском фронтах. Совершил 271 боевой вылет, сбил 23 немецких самолёта, много уничтожил их на аэродромах.

Последний и тяжёлый бой Морозова был 27 июля в небе Брестчины. Это был не первый неравный бой. Его самолёт оказался окружённым. Морозов мог уйти, но принял бой, бил самолёт врага и сам был тяжело ранен. Несмотря на тяжёлую рану (по свидетельству Жаркова), он нашёл в себе силы и посадил самолёт в поле «на живот» без шасси.

А когда подбежали люди, Морозов был уже мёртв. 23 февраля 1945 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Его славное имя навечно занесено в списки одной из авиачастей. В Калининском областном краеведческом музее один из уголков посвящён Морозову. Обращает на себя внимания фото. Смотрит с него Морозов глазами, полными воли и мужества.

Земляки свято чтут память героя - земляка. В Тургеневском районе есть колхоз его имени (в Калининской области) в семье крестьянина в 1922 г. Захоронен герой в Кобрине. Именем Морозова названы сквер и одна из улиц.

Из биографии. Член КПСС с 1943 г. Окончил 7 классов и школу ФЗУ, работал слесарем на фабрике в г.Калинине; в Советской Армии с 1940 г. В 1941 г. окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов. На фронтах ВОВ с октября 1941 г.

Навигация





Наши партнеры

Виртуальное путешествие по всему городу Кобрину