Кто и когда дал деревне такое название, история не помнит. Первое упоминание этого поселения в Кобринской экономии датируется 1563 годом. Было тогда в селе 11 дворов. В более позднее время Клещи упоминаются как село в Черевачицком ключе, которым владел через управляющего сам польский король. С 1795 года хозяином деревни являлся генерал Суворов, а затем его сын Аркадий, который чуть позже продал село с землей брестскому предводителю дворянства Яну Немцевичу.
С конца ХVIII века селом владел род Шадурских, знаменитых магнатов Речи
Посполитой. Земельных угодий тогда насчитывали здесь более 600 десятин.
На то время в селе проживало около 150 жителей, это, пожалуй, домов под
30, а то и более. Только в самом барском имении проживало 25 человек
прислуги и семья владельца.
Вихри военного лихолетья сохранили в Клещах последний дом Шадурских. Его
помнят еще и сегодня: в 50-е годы там была школа, где не только учились
дети, но и жили учителя. А в 70-е дом разберут, растащат по брёвнышку.
Из добротного бруса будет построено несколько домов, в которых ещё и
сегодня в соседних Ластовках живут люди.
В годы своего процветания огромный господский дом был обсажен сиренью,
конским каштаном и мелколистной липой. Летом он утопал в цветах, и
благоухание фруктового сада разносилось по всей округе. Вся усадьба с
трех сторон была охвачена липовой аллеей, составлявшей панский
прогулочный маршрут. Протяжённость этой аллеи достигала 260 метров.
Неподалеку от имения, по направлению к деревне Ластовки, был водоем с
рыбой, пристанью и беседками. В доме была комната для ежедневной
молитвы. Там висели иконы Богородицы и других святых, зажигались свечи.
А к Рождеству, которое семейство праздновало 25 декабря, в доме
складывали вертеп. В большие праздники паны ездили в костёл в Кобрин.
За «польским часом» деревня увеличилась. На деньги польской власти была
построена начальная школа. Новая Польша ориентировалась на нормы
западноевропейской демократии. В коммуну не загоняли, землю и скот не
забирали. Польская валюта на то время стабилизировалась. Появились
сберегательные банки. Свободные люди ехали на заработки в Америку и
Канаду и так же свободно возвращались домой. Деньги переводили в
ближайшие банки, а по возвращении их забирали и покупали землю,
сельскохозяйственный инвентарь, скот, строили жилье.
С корзинами яблок встретили жители Клещей красноармейцев осенью 1939
года, в дома пригласили и удивились их внешнему виду и виду лошадей. А
когда узнали про коммуны, распространённые в средней полосе России, то
совсем поникли, понимая, что такой уклад жизни неминуемо придёт и к ним.
Хилых своих лошадей красноармейцы заменили в Клещах на сильных, не
спрашивая при этом разрешения хозяев, сала с собой прихватили и через
неделю уехали. Но семья Шадурских уехала в неизвестном направлении
раньше, чем в селе появились красноармейцы с винтовками. Перед отъездом
Шадурские раздали большую часть своего имущества соседям из Клещей и
Ластовок, оставили на память. А через полгода, в 1940-ом, крестьян
начали высылать в Казахстан, причём делалось это без суда и следствия. К
счастью, из Клещей не забрали никого. Видно, там не было активистов,
которые бы подсказали НКВД «врагов народа». А они, по меркам того
времени, в деревне явно были.
А летом 1941 года над железной дорогой появились самолеты с крестами на
крыльях, бомбы бросали в районе деревни, и не один день. Но сами фашисты
в Клещи практически не заглядывали, ведь деревня стоит в стороне от
дороги. В партизаны из деревни никто не пошёл, как, впрочем, не пошли
клещевецкие мужики и в полицаи. В пожаре войны дома не горели. Но в
1944-ом, после освобождения Белоруссии, в Красную Армию забрали больше
десяти мужчин. С войны не вернулись трое. А те, что вернулись, снова
стали работать на земле: пахали, сеяли, платили налоги и радовались
жизни.
В 1948 году новая власть начала создавать коммуну. Мало кому хотелось
отдавать землю, лошадь, корову, но отдали – кто со слезами, а кто и
молча, потому что помнили весну 1940-го, когда инакомыслящих из соседних
сёл высылали в казахстанские степи. Созданный в Клещах колхоз назвали
«Красный богатырь». Через некоторое время несколько таких «богатырей»
объединились в колхоз «Путь к коммунизму». В 60-ые годы к крестьянским
домам подвели «лампочку Ильича» и радио. Всё это время в колхозе
работали без денег, за «палочки» – трудодни. Только в 1966 году была
введена денежная оплата труда.
И потихоньку люди начали покупать телевизоры, мебель, мотоциклы. А в
конце 80-ых высыпали гравейку до Кобрина. Где-то в это время ближе к
Клещам, в Столпы, перенесли железнодорожную остановку. Ввели отпуска.
Профсоюз давал возможность съездить «на юга» в санатории. Наконец в
Клещах появилась первая (на сегодня та же и единственная) легковушка. В
90-ые сделали проект под газификацию природным газом. Возле Клещей
наметили и место под стационарное газохранилище. Первый секретарь
райкома А.Н.Кривецкий в клубе уже поздравлял колхозников с «голубым
топливом». И вдруг развал СССР...
На сегодня в Клещах постоянно проживает одна семья пенсионеров, а летом
несколько дачников. Ещё три года назад паслась одна на все село корова,
с которой недавно хозяевам пришлось проститься: не стало сил и здоровья
содержать свою бурёнку. Два раза в неделю в Клещи заезжают частники:
один с хлебом, второй с ширпотребом. Одно счастье: есть телефон и
телевизор.
И еще интересные сведения. Однажды, лет так пятнадцать назад, из Польши
приезжали сюда потомки последнего владельца Клещей – из рода Шадурских.
Ходили на кладбище. Я не видела их и не говорила с ними. Но я видела и
вижу, в каком состоянии находится сегодня захоронение знаменитого
некогда рода. Этот польский некрополь «принял» первых Шадурских в конце
ХVIII века. Последнее захоронение датируется 1939 годом. Хоронили тогда
богатых в семейных склепах. Глубоко в земле из кирпича выкладывали
сооружение размером примерно 3 на 3 метра, с нишами в сторону. В нишу
ставили гроб и замуровывали. К замурованному месту крепили мемориальную
доску с надписью об умершем. В склепе висели иконы святых, было место
для зажигания свечей и место, где можно было преклонить колени перед
иконами. Выход из склепа прикрывали двое дверей. Захоронения более
поздних времён стали совершать в склепах, которые полностью
замуровывались.
В Первую мировую войну кайзеровские солдаты, по-видимому, по некрополю
не ходили. Местные также считали святотатством трогать места последнего
приюта мертвых. Не наблюдалось признаков вандализма и в годы Великой
Отечественной войны, ведь местные тогда знали и помнили, что Шадурские
хоронили своих мертвых без украшений и в простом одеянии. Зато в более
позднее время ластовецкий польский некрополь не один десяток лет
раскапывали вандалы. В Ластовках знают тех, кто разбирал склепы на
кладбище для построения в своих домах печей. Кирпич, надгробные камни и
ограждение клали в фундаменты новостроек. Видно, искали и золото, потому
что многие могилы были раскопаны. Сейчас же там все заросло травой,
кустарником и березняком. Дорогу к кладбищу перепахали. Кругом колхозное
поле. Еще и сегодня валяются остатки чугунного изваяния ангела на могиле
одного из Шадурских. Вросли в траву куски чугунной ограды... Пустота и
уныние царят на месте старинного польского некрополя.
Но одно живое существо кто-то из Шадурских оставил на кобринской земле.
Старики говорят, что одна из местных горничных родила от пана дочь. Было
это в 1939 году. И росла эта красавица в соседних Ластовках. Она была
настолько хороша собой, умна и изящна, что один из председателей
местного колхоза ради нее свою жену оставил... Уже нет на этом свете ни
председателя, ни той красавицы. Но у них родилась дочь, которая, по
мнению местных старожилов, проживает где-то в Кобрине, может, и не
догадываясь, что является наследницей знатного рода польских магнатов,
некогда владевших клещевецкими землями.
А в последние несколько лет на месте бывшего родового поместья
древнейшего дворянского рода Шадурских расположилась агроусадьба «Купалiнка».
Благодаря стараниям предприимчивого украинского парня Анатолия Цапука в
вымирающей деревне, кажется, затеплилась жизнь. Вековые липы «панских»
времен, молодая дубовая рощица, лес и поля, окружающие «Купалiнку» и
обещающие романтическое уединение в любое время года, влекут сюда
туристов, которые едут в Клещи, чтобы отдохнуть от суеты и шума
современного мира.
Источник информации: Кобрин-информ
Наши проеты: Туристический Кобрин | Познай Кобрин Все права защищены © 2011-2017. Все изображения защищены их правообладателями. При копировании материалов активная ссылка на http://ikobrin.ru обязательна.