Since the end of the 16th century as "Grushov" it is known — the settlement on eastern frontier of the Kobrin principality. One of possession of princes Kobrin, a sort of the coat of arms the Pursuit of which originates from the grand duke of VKL Olgerd. According to the diploma of 1404 of the grand duke Vitovt becomes possession of the prince Roman Fedorovich. In 1495 the letter of the prince Alexander confirmed the right for possession to the princess Anna Fedorova which to it Semenovaya Romanovich's mother wrote down "... on svosm zhivot with vsim, z people and s a tribute, with vent" s tym that a zdavna... k Pear to prislukhayet". In 1509 the princess Ulyana Semenova wrote down a manor together with Cherevachichami Yury Patsevich (Patsu) and his wife. According to "a vyrok of 1522", Grushovaya and Cherevachichi which illegally departed Ventslavu Kostevichu. become Andrey Aleksandrovich's property, princes Vasily and Andrey Sangushko "with vsim with tym, kak sya ty imenya a zdavna in a soba mayut". Then, according to the copy from books of public affairs of Lithuania for 1528, Grushovaya was recognized by the royal letter of Sigismund the queen Bona belonging "to the hereditary lock Kobrin", and taken away" from Sangushko.

In 1677 Grushevo's yard in Gorodetsky a key of Kobrin economy was bought by Samuil Lukovskoy married to Barbara from Siodlov. After the section of the Speech of Pospoli-toy Grushevo endured destiny of many local manors. It was presented by Catherine II to A.V. Suvorov. In 1812 it was bought by Anthony Rodzevich, horunzhy kobrinskiya. Rod Rodzevichey is known from 15th century, came from Oshmyanshina. On Pinshina in 1613 Severin moved. The beginning of a branch in this region, on family tree materials, was put by Yury who used privileyam of the king John III and in 1708 bought from Mikhail Sventsitsky a manor Zamosc. The line which went from Karl, the son Yury became especially branched.

From Anthony, according to Stock for 1845, Grushevo departed to the eldest son Theodor (Fedor). Penyugi (Peyuodzi), Morochno, Kiyakovichi, Senchitsa, Dubchitsa became property of the second son Heinrich. Heinrich became related with influential childbirth. He was married to Amelia Kuzhenetskaya, Józef and Aemilia's daughter from Ordov. One of sisters became a countess Krasitskoy, Anna married Charnetsky; Falition — for Rishard (1779-1862), the younger son M. Butrimovich.

Heinrich's manors were confiscated and, according to case of audit of the reporting under management of the confiscated and sequestered manors of 1863, are leased under the contract. In 1867 Penyugi for 28784 rubles was bought by V. Davydov. Davydova owned a manor till 1914. Then it was raspartsellirovano, but the farmstead house, fragments of the estate remained. Owners of manors, Heinrich and Amelia Rodzevichi, for participation in revolt of 1863-1864 were sentenced to the Siberian penal servitude. According to the local, the former farm laborer, Amelia killed the Cossack from the group pursuing R. Traugutt. Due to the pregnancy she received a monthly delay on sending to Siberia. The sentence was executed after the birth on January 30, 1864 in Penyugakh of the daughter in time — future writer who was named Maria. The monthly child together with the senior children was transported to the house of the grandfather on mother in Zamoshye's manor near Ivanov (the estate is lost). However Kuzhenetskiye soon die, and children are taken away by the aunt Carolina Skirmunt (1824-1916), the most oldest daughter Aleksandra Skirmunta and Constantius Sulistrovskoy from Molodov. Carolina was married to the cousin Boleslav Skirmunt (1817-1857) of Velyatichey, marshalky the Pinsky County, and owned Kozhenevo's manor in Pinshchina. (In 2278 tithes) remind only single trees along the road of the former big manor and garden fragments now.

In 1871 Rodzevichi returned from exile in Tobolsk, but it was not necessary to live in native manors. They moved to Warsaw. Maria studies in board of Sisters Nepokalyanok in Yadlovtsa. In 1875 Theodor who had no successors dies, and Grushevo passes to Heinrich Rodzevich. Its land possession with Studenk and Belolesye's forest dachas made 1741 tithes. With the father Maria moves to a manor after long years of wandering on others yards, without remembering herself for the first real pleasure in life: "... Ours! The ogorodnina, the sadovina, the eaves over the head, reliable and silent, and milk smells of herbs, warm after a yield of milk... all the! Daily, forever".
Maria Rodzevich (1864 — 1944) was the last owner of a manor which passed with her in 1881. Its land grounds made 1533 hectares. She diligently conducted economy, wrote books, restored the estate after full plunder in war of 1914. At the age of 75 years in September, 1939 together with the girlfriend Yadvigoy Skirmunt it was necessary to leave well-loved by Grushevo and to reach not without effort Warsaw, to Konstantin Skirmunt, to test difficult years of war. Her last words: "... so there was a wish to wait". Died on November 6, 1944 and it is buried on the Avenue of honored people of Poland in Povonzkakh (Warsaw) though wished to be based in Grushevskaya to the earth near parents and the sister upon a local cemetery. Amelia's burials (died in 1893), Heinrich (died in 1892) and the sister Tselina are improved in recent years by Bronislava Artishevskaya from Warsaw.

The estate in 1825 was put by Anthony Rodzevich on the flat slightly lowered district. With special spiritual contents it was filled by Maria. According to the inventory description of 1845, the estate occupied 25 tithes, the yard included sound stone constructions: two-storeyed manour house, the house-keeper — one-storeyed, two two-storeyed barns, a glacier, a wing, etc. The sheep-fold was pise-walled.

The ceremonial part of the estate had symmetric and axial creation (scheme). The farmstead house stood on an axis of the entrance avenue. Before it the orchestra seats and Bramah settled down. Its photo is provided by M. Marshak. The facade of the building had a massive four-columned Tuscan portico with a triangular pediment. Symmetrically it at walls of a ceremonial facade of the building from two parties trees in the form of the lateral scenes grew. A decor of smoothly plastered white walls sandrik and round sockets over windows of the first floor made the pro-thinned-out eaves with croutons. The table walled in a wall said: "My God, bless inhabitants. This house is built in anniversary 1825 by Antoniyem and Eleonora from Gelgudov Rodzevichami. The first floor of the building adapted for modern needs remained.

The situation in the house was rather simple. There were tiled furnaces and fireplaces, furniture generally from an oak of local execution, family portraits, meeting of the Polish and foreign porcelain, library, archive. The drawing room called "Swedish" with the furniture made in Grushev according to the drawings brought by Maria from Scandinavia was distinguished from rooms. The original bed case had no doors, in it conducted steps. More expensive ancient furniture arranged salon in which family portraits hung.

Maria loved wise sayings, itself composed precepts. In the hall the text of ten precepts composed by Maria for guests in a visible place hung. They were filled with the simple vital wisdom directed to education of the best human qualities. Maria urged to esteem and observe silence and rest in the house; ignored disorders, turmoil, increase of a voice, except singing and laughter; reminded of need of continuous work on a measure of forces, abilities and hobbies, was against devilish honoring of money; asked not to profane thoughts the speech about bad, empty, angry, to care for God's creations — animals and to patiently transfer such different punishments dominical as hunger, trouble, an illness.

In the yard were on the left side lyamus with ten columns along a facade, from right — a siikhler, the big two-storeyed building with small windows, a roof from zalobka and four tetrahedral columns on a lateral facade. And though buildings had economic appointment, existence of columns, a roof structure community, the uniform height, character of their arrangement favored to perception of the yard as uniform ensemble.

The park behind the house was considered rather as a garden in which old trees grew, the reservoir, an apiary, a greenhouse in an environment of a rosary and a garden of flower plants settled down. Many components had symbolical value. A beehive of an apiary bore names of the Polish kings and queens; in depth the "hatka of forest people" postponed from the wood settled down. The sculpture from a tree of the apostle Pyotr stood on the island of a reservoir. The 500-year oak of "Dewajtis" which became the hero of the same name, one of the first stories of the writer written in 1889 and who brought it popularity was pride, the most favourite tree of park.

The tree transferred all adversities, having reached height of 25-26 m, diameter of 175 cm. Also former arbor remained. It has a rectangular shape (5-4 m) and about two old oaks, approximately, of age-mates of an oak "Devaytis" was created by replanting of a maple and ash-tree (6 trees grow). The territory will bear traces, fragments of the former superficial channels, podsypny paths with a linear obsadka which were created in connection with remoisture content of the district. Water came to a reservoir with the island of rounded shape on the bank of which the old willow zolotistopobegovy grows. Trees single or in the form of small groups, massifs grow in park. Protective landing (along the highway) on the expressed shaft with two ditches is well expressed. Unusually arranged estate drew attention of tourists who were kindly accepted by the writer, always treating with a loaf of bread and fresh milk from a big jug.

Became Grushevo for Maria an earthly paradise. And not only itself Grushevo, and Polesia, this surprising "edge of dense forests and bogs" which filled soul with daily pleasures and cares absorbed so what at one time she lived in the log hut which is specially constructed in 1911 among the wood as a local poleshuchka together with Yadvigoy Skirmunt (1874 — 1950?) Heinrich and Maria's daughter from Tvardovsky who will write the memories of Maria Rodzevich later. In communication with the nature the talent of future writer was born. Her life to Polesia is a rare example of service to this edge. Even Maria refused to go to difficult years of World War I when peasants, becoming refugees, left deep into Russia, flatly. Refused and not only because in eyes there was a difficult way of the father and mother, chained in shackles, and could not leave rather that loved above all. She remained faithful to the earth which brought happiness, gave deep terrestrial roots, accepted on eternal rest of her ancestors. Did not leave later Polesia when got a small manor in Poland. Motto of life of already famous writer: "There are two forces which should give everything, without demanding for it anything - it is Fatherland and God".

Carolina Skirmunt who told children not only fairy tales and legends, but also edge history, history INCL. was the first spiritual teacher of Maria. Acquainted with his heroes. In the small room of the small house, wooden with a simple porch, Skirmuntov in Kozhenev near an icon of the Mother of God stood a portrait of Romuald Traugutt near which the candle burned. Impressionable Maria not just listened with delight, and since childhood realized the price of this history, fight for freedom, constantly thinking of the most expensive to it the people banished to far Siberia. Later, when parents returned to a manor, she listened from the father who was a part of group of Roman Roginsky, about heroism of insurgents, their torments and deprivations in exile in Siberia.

Impressions, and together with them deep respect for makers of history were not jammed by time. On the eve of the 70th anniversary of revolt of 1863 — 1864 Maria Rodzevich will become the active initiator of establishment of a monument in the next Gorodtsa. The oak cross on a concrete pedestal was solemnly placed in 1933 into a central square of the town (it is demolished in 1939).

The local poleshuk-forester Vasily Fedchenko who took away it in the backwoods forest to lodges of beavers, settlements of otters, black storks entered Maria into the world of the Polesia nature, its sacraments and beauty, acquainted with the world of birds, herbs, mushrooms. Maria was a capable schoolgirl. She well knew and loved the crane in which she lived, was a defender and the trustee of all live. Highly appreciated manual skills of peasants, collected different objects of a household purpose. Was fond of festive women's national suits and itself sometimes put on them.

In the stories and novels ("The terrible old man", 1887: "Девайтнс", 1888; "Grivda", 1891; "From a solitude", 1895; "On hills", 1896; "Heather", 1903: "Belozor nest", 1931; "Summer of forest people", * Valuable stone", "Fires and ashes", "Black bread", etc.) Maria addressed the Belarusian subject, sang of work of simple people-poleshukov, beauty of the Polesia nature. In Grushev its public and religious work proceeded. Maria took active part in return of a church to Catholics in Gorodtsa, fundovat repair of the temple. In 1939 with se participation are under construction a church in Antonole to which the management of an award of Jesuits sent relics of the former Polesia missionary Andrey Baboli known in the 17th century of the preacher of Catholicism which is brutally tortured by Cossacks after canonized and canonized. Its sacrificial image since childhood deeply sank down in her soul.

The estate in Grushev remained almost in former borders, but more than others lost lines of that special farmstead Polesia environment created by Maria Rodzevich. Peasants treated it with deep respect, descendants do not forget. In day of the 50 anniversary peasants presented an album with dedication of "The fair lady Maria for 50 years of joint work". They bought bells and free of charge brought a brick to the church which is under construction in Antopole (now the building of the temple is used by a fire brigade). Maria had high government awards — the awards "Restituta Militari" of the fourth and third degree.

On A. T. Fedoruk's materials. Ancient estates of Beresteyshchina


Grushevo. Pond

Grushevo. Pond

Grushevo. Farmstead house. On old photos it is two-storeyed

Grushevo. The avenue in park

Grushevo. Economic construction of a manor Radevichey

Grushevo. Economic construction of a manor Radevichey

Oak Devaytis and the remains of the farmstead house of Maria Rodzevich in Grushov

Oak Devaytis

The scheme of park in Grushevo

Grushevo. Farmstead house. Photo of 1939.

Grushevo. Spikhler. A photo till 1939.

Contact information



Search in the website

Our partners

Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Грушево

C конца XVI в. как «Грушова» известно — поселение на восточной границе Кобринского княжества. Одно из владений князей Кобринских, род герба Погоня которых берет начало от великого князя ВКЛ Ольгерда. По грамоте 1404 г. великого князя Витовта становится владением князя Романа Федоровича. В 1495 г. письмо князя Александра подтвердило право на владение княгине Анне Федоровой, которое ей мать Семеновая Романовича записала «... по свосмъ животъ со всимъ, зъ людми и съ данью, со вент» съ тымъ, што здавна ... къ Грушовой прислухаеть». В 1509 г. княгиня Ульяна Семенова записала имение вместе с Черевачичами Юрию Пацевичу (Пацу) и его жене. Согласно «выроку от 1522 г. », Грушовая и Черевачичи, незаконно отошедшие Венцлаву Костевичу. становятся собственностью Андрея Александровича, князей Василия и Андрея Сангушко «со всимъ с тымъ, какъ ся тые именя здавна в собе мають». Затем, согласно копии из книг публичных дел Литвы за 1528 г., Грушовая королевским письмом Сигизмунда была признана принадлежащей «к наследственному замку Кобрин королевы Боны», и «отобрана» у Сангушко.

В 1677 г. двор Грушево в Городецком ключе Кобринской экономии купил Самуил Луковской, женатый на Барбаре из Сиодлов. После раздела Речи Посполи-той Грушево пережило судьбу многих местных имений. Было подарено Екатериной II А.В. Суворову. В 1812 г. его купил Антоний Родзевич, хорунжий кобринский. Род Родзевичей известен с XV в., происходил из Ошмяншины. На Пиншину в 1613 г. переселился Северин. Начало ветви в этом крае, по материалам родословной, положил Юрий, который пользовался привилеями короля Иоанна III и в 1708 г. купил у Михаила Свенцицкого имение Замость. Особенно разветвленной стала линия, пошедшая от Карла, сына Юрия.

От Антония, согласно Инвентарю за 1845 г., Грушево отошло старшему сыну Теодору (Федору). Собственностью второго сына Генриха стали Пенюги (Пеюодзи), Морочно, Кияковичи, Сенчицы, Дубчицы. Генрих породнился с влиятельными родами. Был женат на Амелии Куженецкой, дочери Юзефа и Эмилии из Ордов. Одна из сестер стала графиней Красицкой, Анна вышла замуж за Чарнецкого; Фалиция — за Ришарда (1779-1862), младшего сына М. Бутримовича.

Имения Генриха были конфискованы и, согласно делу о ревизии отчетности по управлению конфискованными и секвестрированными имениями 1863 г., сданы в аренду по контракту. В 1867 г. Пенюги за 28784 рубля купил В. Давыдов. Давыдовы владели имением до 1914 г. Затем оно было распарцеллировано, но усадебный дом, фрагменты усадьбы сохранились. Владельцы имений, Генрих и Амелия Родзевичи, за участие в восстании 1863-1864 гг. были приговорены к сибирской каторге. По словам местного жителя, бывшего батрака, Амелия убила казака из отряда, преследовавшего Р. Траугутта. В связи с беременностью она получила месячную отсрочку на отправку в Сибирь. Приговор был исполнен в срок после рождения 30 января 1864 г. в Пенюгах дочери — будущей писательницы, которую назвали Марией. Месячного ребенка вместе со старшими детьми перевезли в дом деда по матери в имение Замошье под Ивановом (усадьба утрачена). Однако Куженецкие вскоре умирают, а детей забирает тетя Каролина Скирмунт (1824-1916), самая старшая дочь Александра Скирмунта и Констанции Сулистровской из Молодова. Каролина была замужем за кузеном Болеславом Скирмунтом (1817-1857) из Велятичей, маршалком Пинского уезда, и владела имением Коженево на Пинщине. О бывшем большом имении (в 2278 десятин) теперь напоминают только одиночные деревья вдоль дороги и фрагменты сада.

В 1871 г. Родзевичи вернулись из ссылки в Тобольске, но жить в родных имениях не пришлось. Они переехали в Варшаву. Мария учится в пансионе Сестер Непокалянок в Ядловце. В 1875 г. умирает Теодор, у которого не было наследников, и Грушево переходит Генриху Родзевичу. Его земельные владения с лесными дачами Студенка и Белолесье составляли 1741 десятину. С отцом в имение после долгих лет скитания по чужим дворам переезжает Мария, не помня себя от первой настоящей радости в жизни: «... Наше! Своя огороднина, своя садовина, своя стреха над головою, надежная и тихая, и молоко пахнет травами, теплое после удоя ... все свое! Ежедневно, навсегда».
Мария Родзевич (1864—1944) являлась последней владелицей имения, которое перешло ей в 1881 г. Его земельные угодья составляли 1533 га. Она старательно вела хозяйство, писала книги, восстановила усадьбу после полного разграбления в войну 1914 г. В возрасте 75 лет в сентябре 1939 г. вместе с подругой Ядвигой Скирмунт пришлось оставить любимое Грушево и не без труда добраться до Варшавы, к Константину Скирмунту, испытать тяжелые годы войны. Ее последние слова: «... так хотелось дождаться». Умерла 6 ноября 1944 г. и похоронена на Аллее заслуженных людей Польши в Повонзках (Варшава), хотя желала покоиться в грушевской земле рядом с родителями и сестрой на местном кладбище. Захоронения Амелии (умерла в 1893), Генриха (умер в 1892) и сестры Целины облагорожены в последние годы Брониславой Артишевской из Варшавы.

Усадьбу в 1825 г. заложил Антоний Родзевич на плоской слегка пониженной местности. Особым духовным содержанием ее наполнила Мария. Согласно инвентарному описанию 1845 г., усадьба занимала 25 десятин, двор включал добротные каменные постройки: дом господский двухэтажный, эконома — одноэтажный, два двухэтажных амбара, ледник, флигель и др. Глинобитной была овчарня.

Парадная часть усадьбы имела симметрично-осевое построение (схема). Усадебный дом стоял на оси въездной аллеи. Перед ним располагался партер и брама. Его фотография приводится М. Маршаком. Фасад здания имел массивный четырехколонный тосканский портик с треугольным фронтоном. Симметрично ему у стен парадного фасада здания с двух сторон росли деревья в виде боковых кулис. Декор гладко оштукатуренных белых стен составляли профилированный карниз с сухариками, сандрики и круглые розетки над окнами нижнего этажа. Вмурованная в стену таблица гласила: «Боже, благослови жителей. Дом этот построен в юбилейном 1825 г. Антонием и Элеонорой из Гелгудов Родзевичами. Сохранился нижний этаж здания, приспособленного для современных нужд.

Обстановка в доме была сравнительно простой. Имелись кафельные печи и камины, мебель в основном из дуба местного исполнения, семейные портреты, собрание польского и иностранного фарфора, библиотека, архив. Среди комнат выделялась гостиная, называемая «шведской», с мебелью, сделанной в Грушеве по чертежам, привезенным Марией со Скандинавии. Оригинальная кровать-шкаф не имела дверей, в нее вели ступеньки. Более дорогой старинной мебелью был обставлен салон, в котором висели семейные портреты.

Мария любила мудрые изречения, сама сочиняла заповеди. В холле на видном месте висел текст десяти заповедей, сочиненных Марией для гостей. Они были наполнены простой жизненной мудростью, направленной на воспитание лучших человеческих качеств. Мария призывала почитать и соблюдать тишину и покой в доме; игнорировала беспорядки, суматоху, повышение голоса, кроме пения и смеха; напоминала о необходимости постоянной работы по мере сил, способностей и увлечений, была против сатанинского почитания денег; просила не осквернять мысли речью о плохом, пустом, злом, заботиться о божьих созданиях — животных и терпеливо переносить такие разные наказания господние, как голод, беда, болезнь.

Во дворе находились с левой стороны лямус с десятью колоннами вдоль фасада, с правой — сиихлер, большое двухэтажное здание с маленькими окнами, крышей с залобками и четырьмя четырехгранными столбами на боковом фасаде. И хотя здания имели хозяйственное назначение, наличие столбов, общность строения крыши, единая высота, характер их расположения благоприятствовали восприятию двора как единого ансамбля.

Парк за домом скорее считался садом, в котором росли старые деревья, располагались водоем, пасека, оранжерея в окружении розария и сада цветочных растений. Многие компоненты имели символическое значение. Улья пасеки носили имена польских королей и королев; в глубине располагалась перенесенная из леса «хатка лесных людей». Скульптура из дерева апостола Петра стояла на острове водоема. Гордостью, наиболее любимым деревом парка был 500-летний дуб “Dewajtis”, ставший героем одноименной, одной из первых повестей писательницы, написанной в 1889 г. и принесшей ей известность.

Дерево перенесло все невзгоды, достигнув высоты 25-26 м, диаметра 175 см. Сохранилась также бывшая беседка. Она имеет прямоугольную форму (5-4 м) и была сформирована около двух старых дубов, примерно, ровесников дуба «Девайтис» подсадкой клена и ясеня (растет 6 деревьев). Территория несет следы, фрагменты бывших неглубоких каналов, подсыпных дорожек с линейной обсадкой, которые создавались в связи с переувлажненностью местности. Вода поступала в водоем с островом округлой формы, на берегу которого растет старая ива золотистопобеговая. В парке растут деревья одиночные или в виде небольших групп, массивов. Хорошо выражена защитная посадка (вдоль шоссе) по выраженному валу с двумя кюветами. Необычно устроенная усадьба привлекала внимание туристов, которых любезно принимала писательница, всегда угощая караваем хлеба и свежим молоком из большого жбана.

Грушево стало для Марии земным раем. И не только само Грушево, а Полесье, этот удивительный «край пущ и болот», который наполнял душу ежедневными радостями и заботами, поглотил настолько, что одно время она жила в специально построенной в 1911 г. избе среди леса как местная полешучка вместе с Ядвигой Скирмунт (1874—1950?), дочерью Генриха и Марии из Твардовских, которая позже напишет свои воспоминания о Марии Родзевич. В общении с природой рождался талант будущей писательницы. Ее жизнь на Полесье — это редкий пример служения этому краю. Даже в тяжелые годы первой мировой войны, когда крестьяне, становясь беженцами, уезжали вглубь России, Мария уехать отказалась наотрез. Отказалась и не только потому, что в глазах стоял тяжелый путь отца и матери, закованных в кандалы, а скорее не могла расстаться с тем, что любила больше всего на свете. Она сохраняла верность земле, которая принесла счастье, дала глубокие земные корни, приняла на вечный покой ее предков. Не оставила и позже Полесье, когда приобрела небольшое имение в Польше. Девиз жизни уже известной писательницы: «Есть две силы, которым надо отдать все, не требуя за это ничего — это Отчизна и Бог».

Первым духовным учителем Марии была Каролина Скирмунт, которая рассказывала детям не только сказки и легенды, но и историю края, историю ВКЛ. Знакомила с его героями. В маленькой комнате небольшого деревянного с простым крыльцом дома Скирмунтов в Коженеве рядом с иконой Божьей Матери стоял портрет Ромуальда Траугутта, возле которого горела свеча. Впечатлительная Мария не просто заслушивалась, а с детских лет осознавала цену этой истории, борьбы за свободу, постоянно думая о самых дорогих ей людях, сосланных в далекую Сибирь. Позже, когда родители вернулись в имение, она слушала от отца, который входил в состав отряда Романа Рогинского, о героизме повстанцев, их муках и лишениях в ссылке в Сибири.

Впечатления, а вместе с ними глубокое уважение к творцам истории небыли затерты временем. Накануне 70-й годовщины восстания 1863—1864 гг. Мария Родзевич станет активным инициатором установления памятника в соседнем Городце. Дубовый крест на бетонном постаменте был торжественно установлен в 1933 г. на центральной площади местечка (снесен в 1939).

В мир полесской природы, ее таинств и красот ввел Марию местный полешук-лесник Василий Федченко, который уводил ее в самую глухомань лесную к домикам бобров, поселениям выдр, черных аистов, знакомил с миром птиц, трав, грибов. Мария была способной ученицей. Она хорошо знала и любила кран, в котором жила, была защитником и опекуном всего живого. Высоко ценила ручной труд крестьян, собирала разные предметы бытового назначения. Увлекалась праздничными женскими народными костюмами и сама иногда их одевала.

В своих повестях и романах («Страшный дедок», 1887: «Девайтнс», 1888; «Гривда», 1891; «Из глуши», 1895; «На холмах», 1896; «Вереск», 1903: «Гнездо белозора», 1931; «Лето лесных людей»,* Ценный камень», «Пожары и пепелища», «Черный хлеб» и др.) Мария обращалась к белорусской тематике, воспевала труд простых людей-полешуков, красоту полесской природы. В Грушеве протекала ее общественная и религиозная деятельность. Мария принимала активное участие в возвращении костела католикам в Городце, фундовала ремонт храма. В 1939 г. с се участием строятся костел в Антоноле, в который руководство ордена иезуитов переслало реликвии бывшего полесского миссионера Андрея Баболи, известного в XVII в. проповедника католицизма, зверски замученного казаками, позднее канонизированного и причисленного к лику святых. Его жертвенный образ с детских лет глубоко запал в ее душу.

Усадьба в Грушеве сохранилась почти в прежних границах, но больше других утратила черты той особой усадебной полесской среды, созданной Марией Родзевич. К ней с глубоким уважением относились крестьяне, не забывают потомки. В день 50-летия крестьяне преподнесли альбом с посвящением «Справедливой пани Марии за 50 лет совместного труда». Они купили колокола и бесплатно подвезли кирпич к строящемуся в Антополе костелу (теперь здание храма используется пожарной частью). Мария имела высокие правительственные награды — ордена «Реститута Милитари» четвертой и третьей степени.

По материалам А. Т. Федорука. Старинные усадьбы Берестейщины
 

Фотографии

Грушево. Пруд

Грушево. Пруд

Грушево. Усадебный дом. На старых фото он двухэтажный

Грушево. Аллея в парке

Грушево. Хозяйственная постройка имения Радевичей

Грушево. Хозяйственная постройка имения Радевичей

Дуб Девайтис и остатки усадебного дома Марии Родзевич в Грушове

Дуб Девайтис

Схема парка в Грушево

Грушево. Усадебный дом. Фото 1939 г.

Грушево. Спихлер. Фото до 1939 г.

Контактная информация


Навигация



Поиск по сайту

Наши партнеры

Животный мир Кобринщины, Кобрин, Беларусь