Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Вымершие и умирающие профессии

Поражает быстрота, с которой у нас в относительно короткое время исчезло множество занятий, а между тем без них ещё совсем недавно люди не могли представить своего существования. Некоторые из этих занятий возникали в дремучем прошлом и неторопливо совершенствовались по мере растущего спроса, затем постепенно вырождались и исчезали за ненадобностью. Например, холодное оружие и защитное вооружение - луки, стелы, копья, мечи, кольчуги и др. - совершенствовалось и изживалось столетиями. Другие древние занятия исчезли буквально на глазах, в рекордно короткое время. И что еще характерно: некоторые профессии в Кобрине извечно считались исключительно еврейскими, тогда как к иным эта активная прослойка горожан веками питала явную неприязнь. Цель настоящих беглых заметок - напомнить читателям об исчезнувших занятиях, значительная часть которых была сметена Первой мировой войной, тогда как второй части удалось благополучно пережить и Вторую мировую.

ГОНЧАРЫ
Не в столь отдаленном прошлом в Кобрине была такая профессия. Именно от нее пошло старинное название нынешней Пролетарской улицы - Горшечная, или Гончарная. В разговорной речи даже было в ходу выражение «сходить на Гончары». Этим ремеслом занимались несколько семейств, проживавших на смежных улицах. Примитивные горны для обжига горшков, мисок, макитр, кувшинов возводились на огородах, подальше от строений. Кстати, необходимая добротная глина залегала рядышком, между Гончарной и Железнодорожной улицами, в урочище Глинищи. Там теперь высится храм евангельских христиан-баптистов. Гончарное ремесло исчезло вместе с поголовной эвакуацией населения в 1915 г. Предпринимались неоднократные попытки возродить древнее ремесло в 1940-41 гг., однако они были безуспешными.

ФОНАРЩИКИ
Дореволюционный Кобрин по благоустройству занимал в Гродненской губернии второе место после губернского города. В частности, это касалось и уличного освещения. Для этой цели служили примитивные керосиновые лампы, помещенные в застекленные жестяные фонари, установленные на невысоких деревянных столбах. Исходя из экономии, фонари размещались редко, поэтому практическая польза от них была небольшая. При наступлении сумерек фонарщик с переносной лестницей и бидоном керосина обходил вверенный ему участок. Заправлялась лампа, очищалось от копоти стекло, и зажигался фонарь. В начале первого десятилетия 20 века в центре города появилось несколько луговых фонарей, дающих несравненно более яркий свет. Один из них запечатлен на открытке того времени. Для опять-таки ручного зажигания с помощью рычага фонарь опускался с высокого столба. Уместно напомнить, что первое электрическое освещение наших улиц появилось лишь в двадцатые годы прошлого века. Кстати, на Мухавце, когда он еще был судоходным, аналогичную функцию выполняли бакенщики, объезжавшие на лодке сигнальные фонари.

ШАБЕСГОИ
До тотального еврейского погрома, учиненного гитлеровцами, большинство населения Кобрина составляли евреи. А поскольку иудейская религия строжайше запрещает верующим выполнять любую работу начиная с вечера пятницы и в течение всего субботнего дня («шабес»), то даже малоимущие евреи, свято чтившие закон, для выполнения в запретное время самых неотложных работ вынуждены были пользоваться услугами наемников, называемых «шабесгоями». Обычно на этом деле подрабатывали подростки из соседних христианских семей. За небольшое вознаграждение они в субботу неоднократно навещали «заказчика», чтобы зажигать ритуальные свечи, топить печи, приносить воду, кормить домашних животных и др. Обычно шабесгой обслуживал еврейские семьи нескольких соседних домов.

СТЕКОЛЬЩИК
Кажется, еще совсем недавно с утра до вечера по городским улицам неторопливо прохаживалась колоритная фигура еврея-стекольщика в длиннополом лапсердаке. Обычно стекольщиков было несколько. Эти уже немолодые бородачи громкими возгласами оповещали о своем появлении. В специальном деревянном ящике, приспособленном для ношения под рукой, имелись «разнокалиберные» куски стекла и оконная замазка, называемая у нас «китом». Любо-дорого было наблюдать, с какой виртуозностью мелькал в их руках стеклорез, а затем «китовалось» подогнанное до миллиметра стекло. Последняя операция проводилась на один либо на два «кита», т.е. первая замазка накладывалась на паз рамы, на нее помещалось стекло, после чего его еще раз промазывали сверху. Закрепленное таким образом стекло держалось на славу. Если требовалось стекло большего размера, чем то, что было в ящике, стекольщик в условленное время являлся к заказчику. Без лишних хлопот работы выполнялись в срок, качественно, притом за весьма умеренный гонорар. Как бы пригодились и в наши дни такие стекольщики!

ЦЕГЕЛЬЩИКИ
Может ли читатель вообразить, что некогда в одном лице одновременно совмещалось несколько, на первый взгляд, несовместимых профессий? Вполне респектабельный предприниматель одновременно был чернорабочим -заготовителем сырья, а также изготовителем продукции и, наконец, торговцем. Такие умельцы жили в Кобрине еще в начале столетия. Это были владельцы кустарных кирпичных заводиков, которые летом дымили на южных задворках Кобрина - Заводской (ныне Красноармейской) улице. В более отдаленном прошлом аналогичные промыслы имелись в противоположном конце города, напротив железнодорожного вокзала. Владельцы миниатюрных «заводов» в зимний период собственноручно добывали глину, заготавливали сырье на теплый сезон. По весне всей семьей трудились над формовкой и обжигом кирпича в примитивной печи. Сбыт готовой продукции велся в течение всего года. Замухавецкие полевки исчезли вследствие проложенной здесь в 80- х годах минувшего столетия Либаво-Роменской железной дороги. Тогда как на южной окраине Кобрина одна благополучно коптила еще в 20-х гг.

ИЗВОЗЧИКИ
Одной из характерных примет довоенного Кобрина можно назвать наемного извозчика, прототипа нынешнего таксиста. Обычно из дюжины их на дежурство поочередно выезжала половина. Узаконенной «извозчичьей биржей» служила площадка у аптеки Шидловского (ныне №17). На козлах выстроенных в ряд легковых одноконных пролеток с подъемными кожаными «будами» от дождя в зной и стужу восседали извозчики, терпеливо поджидавшие не столь уж частых клиентов. Использовали их услуги главным образом те, кому надо было срочно добраться до отдаленного конца города либо доставить не особенно громоздкую кладь. (Каламбуром звучало общепринятое выражение «поехать на извозчике»). Естественно, неизменным успехом пользовался маршрут к редким поездам. В тридцатые годы традиционные, с железными обручами, колеса, нещадно сотрясающие седоков на ухабах булыжной мостовой, все чаще заменялись резиновыми, что существенно отражалось на тарифах проезда. Попытка некоторых самозабвенно влюбленных в свое дело извозчиков в первые послевоенные годы восстановить старую профессию потерпела неудачу, хотя до появления на наших улицах современных легковых такси было еще ой как далеко.

МОЛОТЕБЩИКИ
Не все мещане, занимавшиеся земледелием, могли сами по той или иной причине обмолачивать выращенные зерновые. А ведь это вплоть до двадцатых годов делалось исключительно вручную. Орудием труда служил деревянный цеп, состоявший из длинной рукоятки - «пепильни» - и более короткого ударного «бича», который изготавливался из твердых древесных пород. Обе части связывались сыромятным гужом. Молотебщики, а это обычно были малоземельные или безземельные крестьяне, нанимались либо поденно, либо сдельно, жили обычно на хозяйских харчах, а нередко и ночевали у хозяина. В течение осенне-зимнего сезона молотебщики переходили поочередно от одного к другому мещанину-земледельцу. Причем те же молотебщики не только молотили, но и веяли обмолоченное зерно при помощи деревянной «шуфли». Лишь в 30-е г.г. все большее распространение получили сначала ручные молотилки, а затем молотилки с конным приводом, а также ручные веялки.

 А. Мартынов

Мартынов, А. Вымершие и умирающие профессии : история / А. Мартынов // Кобрин-информ. – 2010. – 1 июля. – С. 6.

Навигация



Наши партнеры

Виртуальное путешествие по всему городу Кобрину