School No. 1 of the city of Kobrin | to the Tourist | Tourist Kobrin

School No. 1 of Mr. Kobrin

Building history where now there is a school No. 1 of Mr. Kobrin, traces the roots back by the end of the 19th century. In those days there was a state wine warehouse. The second floor was not. The building with other constructions which are in the school yard where now workshops of labor training and library are placed belonged to the Ministry of Finance. History of school as educational institution begins since 1910. According to archival documents the 1st men's 2nd cool school is located since August, 1910 in the separate stone wing belonging earlier to the Ministry of Finance, and then Kobrin transferred to the Ministry of National Education after closing in of a wine warehouse.

In 1911 the cool men's school in the separate stone wing constructed in 1897 at the expense of treasury opens 2 2nd. By 1915 in the 1st men's 2nd cool school 99 boys were trained. There was a female change where 42 girls studied. In the second 2nd cool men's school – 85 pupils. In the first 5 teachers, in the second – 3 worked. In each of them there was a religious teacher, the orthodox confessor. Schools gave only primary education. Within two years of training pupils mastered reading, the letter, the account, Scripture bases. Also the gymnastics was taught. (You watch data on structure of teachers and pupils).

From the beginning of World War I (August, 1914) in a type of the martial law of occupation in parish schools stopped, and buildings of present school were transferred under economic needs. From 1915 to 1916 training of 60 children was carried out in the house of the parson Hotkovsky. In 1917 the school was renamed into a public gymnasium of Mr. Kobrin. Tutorial council allowed training of pupils of various religions. In 1919 with arrival of the Polish army the public gymnasium was renamed into the Polish high school. Study was paid. For every month parents of pupils had to pay from 40 to 50 zloties (For comparison: at that time 400 kg of wheat or 50 kg of meat costed so much). In 1923 there was a full nationalization of school. It happened thanks to vigorous efforts of parental committee in the Commission of Education in Diet, and also with assistance of the Ministry of Foreign Affairs. The parental committee undertook to prepare apartments for teachers and the respective schoolhouse. On student's contributions, with support and the help of regional diet and Magistrate of Mr. Kobrin in 1924 the construction of the second floor begun on money of the Polish writer Maria Rodzevich was complete.

The first release took place in 1925-1926. School-leaving certificates received 23 persons. In 1926-1927 academic year the banner of school was in a festive atmosphere consecrated. In 1927 the Ministry of Public Education appropriated to a gymnasium the name: "The state gymnasium of M. Rodzevich". In a gymnasium all conditions for receiving strong knowledge, all-round development of interests of pupils were created. Maria Rodzevich is the extraordinary personality with philosophical mentality reflecting on sense of human life, on a patriotism essence, on morality, education problems. It made the significant contribution to development of a gymnasium of Mr. Kobrin. And as we already know, in 1927 the name "The State Gymnasium of M. Rodzevich" was appropriated to a gymnasium. Except an office building and the educational case there was an apartment of the director of a gymnasium (the whole house belonged).

By the way, through the central entrance to the building of a gymnasium could come the director and the faculty. Pupils came only from the school yard. Cool rooms were big and light, tables and chairs wooden. On light walls – pictures and portraits of scientists. No excesses existed in a teacher's room: a big long table and chairs, nearby cases for books and magazines, on walls – pictures. At the beginning of the existence by teachers of a gymnasium there were natives of the local intellectuals. Lawyers, priests, military worked here. The Polesia voivodeship had no HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS therefore the Ministry directed to Polesia the students from Poznan, Krakow, Warsaw. Occupations were joint for boys and girls. Since 1929 Mikhail Fanfara, the physicist by training became the director of a gymnasium. 19 subject teachers annually trained 250-300 grammar-school boys. Except the main objects Polish, natural study and questions of modern life, gymnastics were taught Latin. The important place was allocated to religion. Considering interests of pupils from families of various faiths, priests taught religion orthodox, Catholic, Judaic.

On Sunday the assembly hall turned into a chapel – on a scene there was a portable altar and there passed the school liturgy. All grammar-school boys wore a uniform: a dark blue uniform with the postponed boards, a white collar, a dark tie. Girls wore a dress with a white collar. Each grammar-school boy had a ticket and a badge which was carried on a headdress. Work of a gymnasium was interrupted forever by World War II. In 1939 the gymnasium was headed by companion Zubov. On September 1, 1939 World War II began with attack of nazi Germany on Poland. On September 17, 1939 the Red Army crossed the Soviet-Polish border and entered the Western Belarus, and on September 22 entered Kobrin. In November, 1939 the territory of the Western Belarus was included in structure of the USSR and reunited with BSSR. Cultural and educational work along with economic transformations was at once developed.

The order No. 6 of November 29, 1939 companion Zubov was appointed the director of a gymnasium since December 1, 1939, and companion Fanfara M (the director of the Polish gymnasium) from this number is appointed the associate director on a teaching department. Teaching Belarusian began what the order No. 7 of December 19, 1939 confirms "Companion Kvitkevich Alexander is appointed the teacher of Belarusian in the Kobrin gymnasium, at the same time in combination the manager of pedkurs in to Kobrina". The wife Aleksandra Zubova Maria Petrovna taught Belarusian too. Since August, 1940 the free high school to which admitted 120 pupils opened. From competent local population trained elementary school teachers, directed teachers of the senior classes from east regions of Belarus. About premilitary school days wrote in memoirs "Education – a decisive factor of public activity of the personality" the veteran of war and work, the pupil of a gymnasium in premilitary years Sushchuk Alexey Mikhaylovich (the certificate of December 03, 1939 for No. 1315 signed by the director Alexander Zubov remained).

Alexey Mikhaylovich Sushchuk remembered "Thirst for education was improbable. With 4 classes of povshekhny (Polish) school of seven-year term of training I was enlisted in 5 C. Studied in 5 and 6 classes. Began with the alphabet of the Belarusian and Russian languages. Became engrossed in reading of Ya. Kupala, Ya. Kolos, A.S. Pushkin, M. Lermontov, used libraries. The persistence overcame difficulties. After studies were engaged in the militarized circles. Studied a fighting rifle, a gas mask, chemical toxic agents, made multikilometer cross-countries on a cross-country terrain, seized skills of first aid. Equaled on those who already had the Voroshilovsky Shooter badge. From garrison in the evenings military commissioners came to school, gave lectures about world situation, the running high wars. Everything submitted to patriotic education, devotion and protection of the Homeland".

These years the considerable attention was paid to school discipline. The labor mode and an order at school were the cornerstone of teaching and educational process, concerned both teachers, and pupils. For an indiscipline, violation of the rules of the internal schedule of pupils could expel from school what orders on the area confirm. Some intensity was felt. And occurred. On June 22, 1941 peaceful life kobrinchan was interrupted by a rumble of enemy planes. On June 23 in the evening Hitlerites entered the city and began to establish a so-called "new order". For its maintenance the German civil, and also local auxiliary administration was created. The power in the city belonged to Gebitskomissar. In the schoolhouse settled down gebitskomissariat. The Pravitelstvenny Vestnik newspaper in German and Ukrainian in which orders and orders of the regional commissioner Pantser were brought to the attention of the population was issued.

Interest is caused by the facts from memoirs of the schoolgirl of a gymnasium of M. Rodzevich, the inhabitant of Mr. Kobrin who endured the period of the German occupation of Maria Vladimirovna Kritskaya. Maria Vladimirovna remembers: "Before the Great Patriotic War there took place population census. From 13 thousand population about 10 thousand inhabitants were Jews, 3 thousand all other nationalities: Belarusians, Russians, Poles, Turks, Tatars, even Germans and 1 family – French. From 5 German families one family was the German spies. It became clear in 1939 when World War II began and Kobrin there left the German family living in the house where now kindergarten opposite to Belarus hotel. This house was transferred for housing to the 3rd families. New residents were going to bake later pies to note housewarming. When opened the furnace, saw some wires, caused militia. The militia found the transmitter there – the witness about the German spy. Remained in memory of the citizens who endured the occupational mode, the facts of the brutal attitude towards residents. To cajole fascist invaders, Jews presented to the German authorities a gold watch in the form of the carriage harnessed by the four of horses. In the carriage there were a clockwork and a barometer. The German authorities were glad to gifts, and lives did not spare them.

Several facts concern school. With arrival of Hitlerites from city hospital took out Red Army men to the school No. 1, having freed places for soldiers of Wehrmacht. When places for Hitlerites in hospital began not to be enough, Red Army men were thrown out from school. Nobody provided to them medical care, except nurses. Many fighters died. They were buried in holes which dug near school. And to the pilot Udovikov Dmitry the nurse who risking life helped to survive nursed him in house conditions. He returned to a system, victoriously finished the Great Patriotic War and until the end of life remained is grateful to it, wishing happy birthday and on March 8, visiting with gifts. Was the Chairman of Pinsky society of guerrillas veterans. In August under the pretext of registration for delivery of grants in the schoolhouse brought together 180 disabled and sick Jews. They were shipped in cars, taken out to the area of. A name-day also shot. The genocide put to Kobrin's population terrible losses. On July 20, 1944 became in the memorable afternoon for Kobrin's inhabitants. This day troops of the 1st Belarusian front during the Lublin-Brest operation released Mr. Kobrin.

From 1944 to 1945 in the schoolhouse the hospital for the Soviet soldiers was placed, and the Russian-language high school opened on the basis of the former gymnasium was placed down the street May Day (the building of an old kozhvendispanser). 15 classes with 1 on 9 worked. Release of pupils in 1944/45 academic year was not. Our former mathematics teacher Klimuk Lyudmila Vladimirovna remembered those the first post-war school days: "We, pupils, helped wounded of hospital, wrote letters, cleaned and washed the dishes, addressed them with concerts". Since October 1945/1946 academic year began in the school No. 1, and Kondratenko Vasily Petrovich, the participant of the Great Patriotic War headed it. It is awarded the order the Red Star (information of 2011). At that time it was the only high school. In the history of a development of education of school the new stage began. School education developed in the conditions of the Soviet system, reforms, but at all stages the school was "average" with the status, had some features.

The materials taken from the website of SSh No. 1 of Mr. Kobrin are partially used

Photos

Navigation





Search in the website







Our partners

Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Здание школы №1 г. Кобрина

История здания, где сейчас находится школа №1 г. Кобрина, своими корнями уходит к концу 19 века. В те времена здесь был казенный винный склад. Второго этажа не было. Здание с другими постройками, находящимися во дворе школы, где теперь размещаются мастерские трудового обучения и библиотека, принадлежало Министерству финансов. История школы как образовательного учреждения начинается с 1910 года. Согласно архивных документов 1-е мужское 2-х классное училище помещается с августа месяца 1910 года в отдельном каменном флигеле, принадлежащем ранее Министерству финансов, а затем переданном Министерству Народного Просвещения после закрытия в г. Кобрине винного склада.

В 1911 году открывается 2-е 2-х классное мужское училище в отдельном каменном флигеле, построенном в 1897 году за счет казны. К 1915 году в 1-м мужском 2-х классном училище обучались 99 мальчиков. Существовала женская смена, где учились 42 девочки. Во втором 2-х классном мужском училище – 85 учащихся. В первом работало 5 учителей, во втором – 3. В каждом из них был законоучитель, православный исповедник. Училища давали только начальное образование. В течение двух лет обучения учащиеся осваивали чтение, письмо, счет, основы закона Божьего. Преподавалась также гимнастика. (Смотрите сведения о составе учителей и учащихся).

С началом Первой мировой войны (август 1914 г.), в виду военного положения занятия в приходских училищах прекратились, а здания нынешней школы передались под хозяйственные нужды. С 1915 по 1916 год обучение 60 детей осуществлялось в доме приходского священника Хотковского. В 1917 году школу переименовали в общественную гимназию г. Кобрина. Опекунский совет разрешил обучение учащихся различных вероисповеданий. В 1919 году с приходом польской армии общественную гимназию переименовали в польскую среднюю школу. Учеба была платной. За каждый месяц родители учеников должны были платить от 40 до 50 злотых (Для сравнения: в то время столько стоило 400 кг пшеницы или 50 кг мяса). В 1923 году произошла полная национализация школы. Это произошло благодаря энергичным стараниям родительского комитета в Комиссии Просвещения в Сейме, а также при поддержке Министерства иностранных дел. Родительский комитет обязался подготовить квартиры для учителей и соответствующее здание школы. На ученические взносы, при поддержке и помощи районного сейма и Магистрата г. Кобрина в 1924 году было завершено строительство второго этажа, начатое на деньги польской писательницы Марии Родзевич.

Первый выпуск состоялся в 1925-1926 году. Аттестаты зрелости получили 23 человека. В 1926-1927 учебном году в торжественной обстановке было освящено знамя школы. В 1927 году Министерство Просвещения присвоило гимназии название: «Государственная гимназия им. М.Родзевич». В гимназии были созданы все условия для получения прочных знаний, всестороннего развития интересов учащихся. Мария Родзевич – неординарная личность с философским складом ума, размышляющая о смысле человеческой жизни, о сути патриотизма, о нравственности, проблемах воспитания. Она внесла значительный вклад в развитие гимназии г. Кобрина. И как нам уже известно, в 1927 году гимназии было присвоено название «Государственная гимназия им. М. Родзевич». Кроме административного здания и учебного корпуса имелась квартира директора гимназии (принадлежал целый дом).

Кстати, через центральный вход в здание гимназии могли зайти директор и профессорско-преподавательский состав. Учащиеся заходили только со двора школы. Классные комнаты были большими и светлыми, столы и стулья деревянные. На светлых стенах – картины и портреты ученых. Никаких излишеств не было в учительской: большой длинный стол и стулья, рядом шкафы для книг и журналов, на стенах – картины. В начале своего существования учителями гимназии были выходцы из местной интеллигенции. Работали здесь юристы, священники, военные. Полесское воеводство не имело ВУЗов, поэтому Министерство направляло на Полесье своих студентов с Познани, Кракова, Варшавы. Занятия были совместными для мальчиков и девочек. С 1929 г. директором гимназии стал Михаил Фанфара, физик по образованию. 19 учителей-предметников ежегодно обучали 250-300 гимназистов. Кроме основных предметов преподавались латинский, польский язык, природоведение и вопросы современной жизни, гимнастика. Важное место отводилось религии. Учитывая интересы учащихся из семей различных конфессий, священники преподавали религию православную, католическую, иудейскую.

В воскресенье актовый зал превращался в часовню – на сцене появлялся переносной алтарь и проходила школьная литургия. Все гимназисты носили форму: тёмно-синий мундир с отложенными бортами, белый воротничок, тёмный галстук. Девочки носили платье с белым воротничком. У каждого гимназиста был билет и значок, который носили на головном уборе. Работу гимназии навсегда прервала Вторая мировая война. В 1939 году гимназию возглавил товарищ Зубов. 1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война с нападения нацистской Германии на Польшу. 17 сентября 1939 года Красная Армия перешла советско-польскую границу и вступила в Западную Белоруссию, а 22 сентября вошла в Кобрин. В ноябре 1939 года территория Западной Беларуси была включена в состав СССР и воссоединилась с БССР. Сразу же развернулась культурно-просветительная работа наряду с экономическими преобразованиями.

Приказом №6 от 29 ноября 1939 года товарищ Зубов был назначен директором гимназии с 1 декабря 1939 года, а товарищ Фанфара М (директор польской гимназии) с этого числа назначен помощником директора по учебной части. Началось преподавание белорусского языка, о чём свидетельствует приказ №7 от 19 декабря 1939 года «Товарищ Квиткевич Александр назначается учителем белорусского языка в Кобринскую гимназию, одновременно по совместительству заведующим педкурсов в г. Кобрине». Жена Александра Зубова Мария Петровна преподавала тоже белорусский язык. С августа 1940 года открылась бесплатная средняя школа, в которую приняли 120 учеников. Из грамотного местного населения готовили учителей начальной школы, учителей старших классов направляли из восточных районов Беларуси. О предвоенных школьных годах писал в воспоминаниях «Образование – решающий фактор общественной активности личности» ветеран войны и труда, ученик гимназии в предвоенные годы Сущук Алексей Михайлович (сохранилось удостоверение от 03 декабря 1939 года за №1315 за подписью директора Александра Зубова).

Алексей Михайлович Сущук вспоминал «Тяга к образованию была невероятной. С 4-мя классами повшехной (польской) школы семилетнего срока обучения меня зачислили в 5 кл. Учился в 5 и 6 классах. Начинали с азбуки белорусского и русского языков. Зачитывались Я. Купалой, Я. Колосом, А.С. Пушкиным, М. Лермонтовым, пользовались библиотеками. Упорство преодолевало трудности. После учебных занятий занимались в военизированных кружках. Изучали боевую винтовку, противогаз, химические отравляющие вещества, совершали многокилометровые кроссы по пересеченной местности, овладевали навыками первой медицинской помощи. Равнялись на тех, кто уже имел значок «Ворошиловский стрелок». Из гарнизона вечерами приходили в школу военные комиссары, читали лекции о международном положении, разгорающихся войнах. Всё подчинялось патриотическому воспитанию, преданности и защите Родины».

В эти годы значительное внимание уделялось школьной дисциплине. Трудовой режим и порядок в школе лежали в основе учебно-воспитательного процесса, касались как учителей, так и учеников. За недисциплинированность, нарушение правил внутреннего распорядка учащихся могли исключить из школы, о чём свидетельствуют приказы по районо. Чувствовалась какая-то напряженность. Так и произошло. 22 июня 1941 года мирная жизнь кобринчан прервалась гулом вражеских самолётов. 23 июня вечером гитлеровцы вошли в город и начали устанавливать так называемый «новый порядок». Для его поддержания была создана немецкая гражданская, а также местная вспомогательная администрация. Власть в городе принадлежала Гебитскомиссару. В здании школы располагался гебитскомиссариат. Выпускалась газета «Правительственный вестник» на немецком и украинском языке, в которой до сведений населения доводились приказы и распоряжения районного комиссара Панцера.

Интерес вызывают факты из воспоминаний ученицы гимназии им. М. Родзевич, жительницы г. Кобрина, пережившей период немецкой оккупации Марии Владимировны Крицкой. Мария Владимировна вспоминает: «Перед Великой Отечественной войной проходила перепись населения. Из 13 тыс. населения около 10 тыс. жителей были евреи, 3 тыс. все остальные национальности: белорусы, русские, поляки, турки, татары, даже немцы и 1 семья – французы. Из 5 немецких семей одна семья была немецкими шпионами. Это выяснилось в 1939 году, когда началась Вторая мировая война и из Кобрина уехала немецкая семья, проживающая в доме, где сейчас детский сад напротив гостиницы «Беларусь». Этот дом передали для жилья 3-м семьям. Новые жильцы собрались позже печь пироги для того, чтобы отметить новоселье. Когда открыли печь, то увидели какие-то провода, вызвали милицию. Милиция нашла там передатчик – свидетель о немецком шпионе. Остались в памяти горожан, переживших оккупационный режим, факты бесчеловечного отношения к жителям города. Чтобы задобрить фашистских оккупантов, евреи подарили немецким властям золотые часы в виде кареты, запряженной четверкой лошадей. В карете были часовой механизм и барометр. Немецкие власти подаркам рады были, а жизни их не щадили.

Несколько фактов касается школы. С приходом гитлеровцев из городской больницы вынесли красноармейцев в здание школы №1, освободив места для солдат вермахта. Когда стало не хватать мест для гитлеровцев в больнице, красноармейцев выбросили из школы. Никто не оказывал им медицинской помощи, кроме санитарок. Многие бойцы умерли. Их хоронили в ямах, которые копали недалеко от школы. А лётчику Удовикову Дмитрию помогла выжить санитарка, которая рискуя жизнью выхаживала его в домашних условиях. Он вернулся в строй, победно закончил Великую Отечественную войну и до конца жизни оставался благодарен ей, поздравляя с днем рождения и 8 Марта, навещая с подарками. Был Председателем Пинского общества партизан-ветеранов. В августе под предлогом регистрации для выдачи пособий в здании школы собрали 180 нетрудоспособных и больных евреев. Их погрузили в машины, вывезли в район д. Именины и расстреляли. Политика геноцида нанесла населению Кобрина чудовищные потери. 20 июля 1944 стал памятным днём для жителей Кобрина. В этот день войсками 1-го Белорусского фронта в ходе Люблин-Брестской операции был освобождён г. Кобрин.

С 1944 по 1945 гг. в здании школы размещался госпиталь для советских солдат, а русскоязычная средняя школа, открытая на базе бывшей гимназии, размещалась по улице Первомайской (здание старого кожвендиспансера). Работало 15 классов с 1 по 9. Выпуска учащихся в 1944/45 учебном году не было. Наша бывшая учительница математики Климук Людмила Владимировна вспоминала те первые послевоенные школьные годы: «Мы, ученики, помогали раненым госпиталя, писали письма, убирали и мыли посуду, выступали перед ними с концертами». С октября 1945/1946 учебный год начался в здании школы №1, а возглавил её Кондратенко Василий Петрович, участник Великой Отечественной войны. Награжден Орденом Красной Звезды (информация 2011 года). В то время это была единственная средняя школа. В истории развития образования школы начался новый этап. Школьное образование развивалось в условиях советской системы, реформ, но на всех этапах школа была со статусом «средняя», имела некоторые особенности.

Частично использованы материалы, взятые с сайта СШ №1 г. Кобрина

Фотографии

Навигация

Поиск по сайту



Наши партнеры

Бенто Суши, Кобрин, Роллы, Суши, Беларусь

септики канализация монтаж очистных сооружений