Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Здание кобринской почтовой станции

До возникновения железных дорог долгое время в Европе, а также и в России, функционировала государственная конная почта, которая совмещала почтовое обслуживание населения с общественным транспортом. В Российской империи, куда входила и Кобринщина, работа почты прослеживается с середины XIX века, когда по установленным маршрутам регулярно отправлялись неуклюжие почтово-пассажирские дилижансы, в какой-то степени прототипы современных автобусов. Почтовые отправления сопровождались почтальоном, который носил форму и был вооружен на случай нападения грабителей.

В 1842-1846 гг. велось интенсивное строительство участка шоссе Бобруйск – Брест, который проходил через Кобрин и был частью важной магистрали международного значения Москва – Варшава. Одновременно с дорожными работами через каждые 40 - 50 вёрст возводились каменные здания почтовых станций со вспомогательными помещениями – конюшнями, сараями, свинарниками. Между основными станциями располагались промежуточные, так называемые «полустанки», как, например, в деревне Запруды.

В Кобрине в конце улицы Советской сохранилось здание такой станции (ныне учебно-производственный комбинат). В дальнейшем оно было существенно перестроено и в значительной мере утратило первоначальный вид. В штате Кобринской почты 1-й категории были 32 лошади (для сравнения – Брестская имела 40 лошадей). Кроме основной магистрали она обслуживала проселочные направления на Городечно – Пружаны – Слоним и оживленный Пинский тракт с тремя почтовыми станциями, на каждой из которых было 8 лошадей и 4 ямщика. Непрерывный перегон составлял в среднем 21 версту.

Движение по новому шоссе открылось 1 декабря 1846 г., однако «почтовая гонка» началась только с 1 января 1848 г. Сначала каждое письмо принималось и оплачивалось непосредственно в почтовой конторе, причем тариф весьма существенно менялся в зависимости от расстояния. Только с 1844 года плата была унифицирована. Тогда же поступили в продажу маркированные конверты с рельефными овальными знаками почтовой оплаты стоимостью 7 и 8 копеек (первая российская почтовая марка стоимостью 10 копеек за лот появилась в 1857 г., а самая первая в мире марка была выпущена в Англии в 1840 году).

После строительства в 1870-е гг. Московско-Варшавской железной дороги, а через 10 лет – Либаво-Роменской, которая проходила через Кобрин, почтовая станция была ликвидирована. Сначала ее здание использовалось под военный госпиталь, потом здесь размещалась больница. Согласно новому положению в Кобрине открылась почтово-телеграфная контора 5-го класса. Для неё почтовое ведомство арендовало у помещика Гана деревянный дом по улице Брестской (современная Советская). Позже рядом с этим домом Ган построил каменный для сдачи в аренду почтовому ведомству (сейчас здесь располагается нарсуд).

В начале XX в. начальником почты был И.А.Войтковский. А весь штат состоял из 4 служащих, не считая 2-3 почтальонов. Кроме кобринской конторы в уезде, который включал современные Кобринский, Жабинковский, Дрогичинский и Ивановский районы, почтово-телеграфные отделения имелись в Иваново, Дрогичине, Антополе, Закозельске и Жабинцы с общей численностью служащих 11 человек. Кроме того, почтовые отделения без телеграфа были в Городце, Дивине, Мотоле и Хомске.

Во время 1-й мировой войны в августе 1915 г. в связи с приближением фронта кобринская почтовая контора была эвакуирована в г. Мосальск Калужской губернии, где потом произошла ее ликвидация. После занятия Кобрина в 1919 г. польскими войсками почтовое отделение арендовало частный дом № 7 на площади Свободы. В дальнейшем для учреждений связи был передан дом № 8 по Первомайской улице, в котором до 1915 находилась канцелярия военного начальника (военкомат). В довоенные годы штат городской почты доходил до 30 служащих, в том числе четырех почтальонов. Возглавлял почту Довгерд. Появилась новинка – телефонный коммутатор на 120 номеров, который обслуживали 6 телефонисток. Половина номеров предназначалась для внутригородского пользования, остальные – для сельских учреждений и междугородной связи.

Поскольку почтовый тариф был чрезмерно высок – простое письмо 30 грошей, заказное 60 (тогда как яйцо стоило 5 грошей), в 1930-е гг. серьезную конкуренцию официальной почте составила хорошо организованная нелегальная. Специальные «курьеры» доставляли деловую корреспонденцию и даже денежные суммы в главные торговые центры страны по значительно сниженным тарифам. Борьба с ней не давала ощутимых результатов.

Польские почтовые отделения одновременно выполняли функции сберегательных касс, причем вклады можно было получить в любом месте. Вообще связь работала слаженно. Например, посылку со свежими цветами, отправленную из Кобрина вечером, получали в Вильно утром следующего дня. Причём посылки доставлялись домой, в Кобрине их развозили на подводе. В связи с дороговизной газет и журналов подписка на них была очень мала. На весь город имелся единственный маленький киоск агентства «Движение», который монопольно торговал периодическими изданиями. А поскольку цены на газеты «кусались» (10 – 25 грошей), то малоимущие любители чтения придумали хитрый выход. По договоренности с киоскером брали у него за небольшие комиссионные напрокат нужный номер, который, прочитав, возвращали. Для борьбы с возвращением, которое резко увеличилось, встревоженные редакции принимали контрмеры: сложенная вчетверо газета прошивалась специальными пистонами, которые использовались в обуви. Они оберегали газету от «браконьеров».

В 1930-е годы в быт кобринчан вошло радиовещание. Приобрести ламповый радиоприёмник – «Телефункен», «Филипс» (отечественных не было) – могли только состоятельные люди: стоимость составляла полугодовой заработок неквалифицированного рабочего. Правда, торговцы давали длинную рассрочку выплаты. Абонентная плата была также высокая – 5 злотых в месяц. Поэтому небогатая прогрессивная молодежь пользовалась самодельными детекторными приемниками с наушниками. Чтобы не платить налог, использовалась многометровая антенна, которую прятали на чердаке. По такому приемнику можно было слушать не только близкие станции, но и московскую «Коминтерн».

В памятные дни 2-й половины сентября 1939 г. мне поручили возглавить отдел связи при Временном управлении Кобринского уезда. Прежнее руководство сбежало, однако подавляющее большинство рядовых почтовиков оставалась на месте. Организовать их не составляло большого труда, а в компетентности каждого не было сомнения.

В течение недели безвластия в помещении почты похозяйничали любители поживиться «ничейным» добром. Много оборудования было растянуто и уничтожено. В это время о налаживании нормальной работы связи можно было только мечтать. Не работала железная дорога, колею у которой нужно было приводить к общесоюзным стандартам. Работа наших специалистов заключалась в оказании содействия полевой почте. Особенно велика была нагрузка на линейные службы при восстановлении поврежденных линий телеграфной и телефонной связи в городе и сельской местности. Только в конце октября 1939 года начала более-менее налаживаться работа связи, после чего я смог сдать дела профессионалу Краснощёкову.

Несравненно выросли по всем показателям масштабы деятельности связи в наше время. Прежде всего, надо отметить, что впервые за долгую историю нашей почты она не ютится в случайном помещении. Специальное просторное здание связи украшает центральную часть Кобрина. Что касается цифр, то они еще более впечатляют, ведь дореволюционный Кобринский уезд занимал значительно большую площадь, чем современный район. Население города также выросло в несколько раз. Теперь в районе 43 отделения связи, в том числе 5 городских.

Действуют 10 киосков Белсоюзпечати. Они обеспечивают население свежими газетами и журналами. За последние десятилетия усилилась телефонная сеть Кобринщины. Так, в пользовании горожан зарегистрировано 6160 телефонов, а в сельской местности насчитывается 4470 абонентов. В городе имеется 19 070 радиоточек, на селе – 17 100.

A.M. Мартынов.

Фотографии

Контактная информация

Адрес: Кобрин, ул. Советская, 106
Координаты: 52°12.6418' N, 24°20.3558' E

Расположение на карте


Навигация

Поиск по сайту



Наши партнеры

У нас широкий ассортимент различных украшений для зала и автомобилей, а также большой опыт по подготовке и монтажу видеоматериалов.

керамика на кузов автомобиля