Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Православные храмы и история села Тевли Кобринского района

Из церковных документов известно, что в 1567 году под cтроительство православного храма в этом селении был выдан земельный надел, который подписал настоятель королевских столовых имений Кобринского повета некто Девойна. А вот в инвентарной книге за 1764 год тевельская Свято-Дмитриевская деревянная церковь числится как униатская. Чтобы разобраться в этом, сделаем экскурс в историю.

Раскол христианской церкви на православие и католицизм произошел в 1054 году. И причины были не только в вероисповедных расхождениях, а скорее всего в ощутимых земных факторах. Но уже в 12 веке православный мир стал нуждаться в поддержке католиков Запада, особенно под ударами мусульман. Правящие круги Короны (Польша) и ВКЛ хотели в церковной сфере укрепить и процесс объединения этих государств.

14 августа 1385 года была оформлена актом Кревская уния. По её условиям правящие круги Польши и ВКЛ договорились о династическом союзе между Великим княжеством Литовским и Польшей, по которому литовский великий князь Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королём. Кревская уния была подписана в замке Крево. Ягайло с братьями обязался принять католичество вместе со всеми подданными, присоединить к Польше земли ВКЛ и способствовать возвращению утраченных Польшей земель. Но в первую очередь этот союз мог уже постоять агрессии Тевтонского ордена. Были упрочнены и восточные границы. А в 1596 году в Бресте, при церкви Святителя Николая (на сегодня это территория Брестской крепости) проходил Собор западно-русских епископов и представителей Папы Римского.

Согласно Брестской унии православная церковь нынешних Украины и Беларуси признали своим главой Папу Римского, при этом сохранили богослужение на славянском языке и православную обрядность. Но против униатства выступила значительная часть православного духовенства. Однако православная церковь продолжила существовать нелегально, вплоть до 1633 года, наряду с униатской церковью. Фактический отход от унии массово начался только в 1839 году и официально решения Брестской унии были расторгнуты только на церковном соборе в 1946 году во Львове. Однако вернемся в 1567 год. Тогда церковь построили невдалеке от села, на небольшой природной возвышенности. Была она деревянной и маленькой. Но время никого не щадит. Здание ветшало и не раз перестраивалось. Похоже, что к 1600 году тевельская церковь была униатской. И первым униатским священником Свято-Дмитриевской церкви был сын первого в наших краях униата-священника Иоанна Кургановича.

В 1795 году происходит последний раздел Речи Посполитой. И наши, в том числе и Кобринские, земли вошли в состав Российской империи. В 1870-ых годах принимается решение о строительстве в Тевлях новой православной каменной церкви. Государство на строительство храма выделило 7 тысяч рублей золотом, остальные собирали прихожане. Заклад был 26 октября 1872 года в день памяти Святого великомученника Дмитрия Мироточивого. Через два года в 1874 году храм был построен и 28 августа освящен в Свято-Успенскую церковь, а старую деревянную церковь попозже перенесли на местное кладбище.

Свято-Успенская церковь

И Свято-Дмитриевская церковь стала кладбищенской. За почти 120 лет кладбищенская Дмитриевская церковь ремонтировалась и не раз. Перестояла Первую мировую, оккупацию фашистов в сороковые. А в 60-ые прошлого столетия была снята с учета. Но не пустовала. Там сделали склад запчастей для с/х техники. Благо – колхозный мехдвор через дорогу. Потом ее оставили догнивать.

Свято-Дмитриевская церковь

Но в 80-ые с участием местного сельсовета, прихожан и настоятеля Свято-Успенского храма о. Александра храм отремонтировали и в октябре 2007 года там прошло первое богослужение. Свято-Дмитриевская церковь стоит на местном тевельском кладбище, которому на сегодня наверно лет так четыреста. Но знамениты эти кладбища не годами, а воинскими захоронениями, одно из которых не обозначено за давностью лет. Летом 13 августа (по н. ст.) 1812 года здесь происходили бои между наполеоновскими (саксонцы и австровенгры) драгунами и кавалерийской бригадой русских.

24 июля 1812 года Наполеон начал переход через Неман, служивший границей с российской империей. Война не была неожиданностью для России. И спровоцировала ее Россия, в лице императора Александра I. Французы двинули свои войска несколькими «рукавами». В боевой готовность Наполеона здесь уже ждали три русские армии. 3-я российская армия Тормасова была на Волыни. Французы уже стояли в Кобрине, когда 27 июля русские начали штурм города. Бой длился 9 часов, город охватил пожар.

Саксонцы Наполеона потеряли 2 тысячи убитыми и около 3-х тысяч пленными. Потери русских: 77 убитых и 182 раненых. Но... цена этой локальной победы - 80% сгоревших домов Кобрина и до тысячи убитых и раненых местных жителей. Потери колоссальные за несколько часов боя! От сгоревшего Кобрина 3-я армия Тормасова 31 июля направилась к Городцу. 3 августа австрийский корпус наполеоновской армии находился в Слониме. Узнав об этом Тормасов приказал перекрыть дорогу французам, послав в направлении Пружан отряд под командованием Ламберта. Но утром 10 августа авангард саксонцев атаковал русских в Пружанах, а 12 августа произошло знаменитое Городечнское сражение, затем в д. Поддубно другое сражение.

А вечером 12 августа русские стали отступать к деревне Тевли. Локальные бои шли до 13 августа, пока саксонцы не заняли вторично Кобрин, 16 августа Дивин и 18 августа Малориту. На поле брани оставались лежать солдаты обеих армий: и в Тевли, и в Стригово, и в Ластовках, и Клещах и в Легатах и Глинянках. Никто не считал убитых и раненых. Не было похоронных команд. Как могло помогало раненым местное население. Оно же и хоронило убитых. Из воспоминаний старожилов известно, что хоронили солдат обеих армий на тевельских кладбищах в братских (или братской) могиле. Этого уже никто не помнит. Говорят, есть могилы солдат наполеоновской кампании в Глинянках, Ластовках и Клещах, не говоря уже о Стригово. А вот о воинских захоронениях Первой мировой известно больше.

Первая мировая коснулась Кобринщины уже летом 1915 года, когда все дороги вглубь России были забиты беженцами из Польши, к которым позднее присоединилась половина местного населения. Из белорусских губерний бежало больше 1 миллиона человек. Продолжалась мобилизация в действующую армию. Население массово привлекалось и к постройке военных сооружений, дорог и окопов.

А 14 августа 1915 года немецкие цеппелины (дирижабли) бомбили кобринский железнодорожный вокзал и город. А 18 августа кайзеровцы были в Бресте, а 22 августа немецкая армия «Буг» взяла Кобрин. В эти же дни на территории Кобринского района шли упорные бои. Одним из таких боев был вблизи д. Тевли. Немое свидетельство тому воинский некрополь. На местном погосте, на котором вечный покой нашли кайзеровцы и русские. Кайзеровцы, оккупировавшие Тевли в течении трёх лет, на каждой могиле своего солдата положили каменную плиту, с именем солдата и датой смерти, на немецком. (Обозначения могил русских до настоящего времени не сохранились)

В 20-ые годы сюда подзахоронили еще 50 убитых красноармейцев (в 3-х братских могилах) и польских жовнежей. На их могилах в 1925-26 годах поляки установили надгробья. Все было без изменений до «хрущевской» оттепели. Но поступила команда свыше: «засыпать тевельский военный некрополь». Сказано – сделано. Но пока выполнялась команда, часть надгробий «перекочевала» в фундаменты местного населения и колхозную стройку. В более позднее время поступила команда: «откопать» военный некрополь. Сказано-сделано. А в 90-ые силами Тевельского сельского совета был поставлен Крест примирения – в смерти мы все равны перед Богом! Однако вернемся в 1872 год. Тевельскую церковь строили из местного красного кирпича, благо глины в наших краях много. Затем ее внутри и снаружи отштукатурили и покрасили в белый цвет.

Кладбище солдат 1-й мировой войны

Кладбище солдат 1-й мировой войны

Архитектурная композиция храма интересна тем, что в основе фундамента этой церкви лежит крест. Церковь двухярусная с восьмигранной колокольней и четырехскатной крышей из жести. Храмы существовали уже во время написания Ветхого Завета. Для прославления Бога создали храмы и христиане. Храм является местом собрания верующих на молитву, особенно на божественную литургию. Иконостас – это состоящая из икон стена, которая отделяет алтарь от средней части храма. Алтари всегда обращены к востоку, т.к. с востока пришло спасение, с востока вместе с солнцем приходит свет и тепло. Храмы строятся обычно в виде корабля или креста, или круга (в древности). Корабль (базилика) напоминает нам, что церковь является кораблем, на котором спасаются верные в житейском море. Крест – это знак Господа нашего, на котором он был распят, чтобы спасти нас от греха и смерти.

Круглая форма (ротонда) есть символ бесконечности. Купол церкви символизирует пылающую свечу. Наша Тевельская церковь двукупольная. Один из куполов надстроен на восьмигранном барабане звонницы. По удлиненной оси на восток построена полукруглая апсида. Плоскость фасадов прорезана оконными проемами. В интерьере с деревянный подшивкой крашеный потолок.

На середине храма подвешено паникадило (церковная люстра), которое зажигается в особо торжественные моменты богослужения. Меньшего размера паникадило висит ближе к притвору. Его в 2004 году нашли на чердаке церкви, восстановили и повесили (не исключено, что оно некогда принадлежало Свято- Симеоновской церкви соседнего села Стригово).

Судьба щадила эту церковь, и в войны и в мирное время. Правда в 1943 году фашисты сняли со звонницы колокол и переправили его в Германию. И вместо колокола звонили в металлическую рельсу. Новый колокол для Свято-Успенского храма покупали «на мирские». Это было в 2004 году. Как ни странно, самую большую сумму – 50 % стоимости колокола внес мусульманин, директор соседней страусиной фермы Мусса Шоров (ныне покойный). Тевельский колокол 109 кг. Освятили его в большом присутствии народа 6 апреля 2005 года. И торжественно занесли на церковную звонницу. И вот уже восемь лет над околицей Тевлей как молитва в бронзе слышен звон этого колокола. И еще о двух интересных событиях, связанных с тевельским храмом стоит рассказать.

В марте 2000 года средь бела дня из Свято-Успенского храма села Тевли украли старинную икону Святителя Николая Чудотворца. Эта икона в 1962 году была привезена из соседней Свято-Симеоновской церкви села Стригово, когда стриговский храм власть закрыла и сняла с учета. Но вор сам вернул икону, в Великую пятницу перед пасхой, в том же году. Это был молодой мужчина. В храме тогда была единственная прихожанка. Мужчина посвятил что-то завернутое в ткань, стал на колени и шептал: «Господи, прости меня!» и молча удалился...

В церкви было темно. Но развернув ткань женщина увидела икону Святителя Николая Чудотворца, правда уже без красивого металлического оклада. До 2000 года в Свято-Успенском храме с. Тевли заступницей и покровительницей села считалась икона Святителя Николая Чудотворца. Икона старинная, писаная еще в начале 19 века, писаная маслом по дереву. Размер ее 80х100 см; теперь в деревянной оправе и во Свято-Владимирской церкви села Стригово. Художественную ценность в Свято-Успенском храме села Тевли представляет икона «Рождество Христово», датируемая 19 столетием. Возвращение никольской иконы и стало началом возрождения нового храма в селе Стригово, заклад которого произошел в июле 2000 года. А в 2003 году в селе Стригово, уже в Новой Свято-Владимирской церкви прошло первое богослужение.

А перед этим, настоятель Свято-Успенского храма села Тевли вернул большую часть имущества и икон, которые хранились здесь с 1962 года. Побольше бы нам добра! История самого села Тевли не менее интересная, чем тевельских храмов. Хотя история села в письменных источниках начинается только с 1795 года, после третьего раздела Речи Посполитой и вхождения его в состав Российской империи. На это время в селе 28 дворов и порядка 300 жителей.

Где-то в 1890-ых годах по Тевлям прошла первая ветка железной дороги и была построена железнодорожная станция. В Тевельском православном приходе тогда больше 1500 прихожан. Начальная школа стояла напротив Свято-Успенской церкви (школу сожгли в 1944 году), корчма, рядом хутор, хозяином которого был некто Дяконский, владеющий 390 десятинами земли (прибл. 400 га) и столько же земли у крестьян, порядка 10-12 га на семью.

Подальше от села усадьба некого Высоцкого, с 325 десятинами земли. Более мелкие землевладельцы околиц села Тевли:

Семья Снегурских – 24 десятины;
Немцевичей – 42 десятины;
Саковичей – 26 десятин;
Стржалковских – 11 десятин;
Окуневских –10 десятин.

К 1900 году в селе уже 42 двора, хлебозапасный магазин, 2-е ветряные мельницы, постоялый двор (гостиница рядом с корчмой), ж/д станция, две церкви, почтовая станция, народное училище и порядка 500 жителей. С 1921 года Тевли в составе Польши. Количество домов уже 62, к 1939 году – 120 домов и около 800 человек жителей. Были построены новые мельницы, нефте- и газогенераторная. Одна из них в два этажа (где-то за сегодняшним тевельским магазином. Сгорела в 1944 году, путем умышленного поджога двумя «люмпенами» из д. Новоселки). В это время ученики учились уже в неполной средней школе. Действовала небольшая «хата-чытальня», ветпункт, медпункт, гмина. Рядом процветала помещичья усадьба в урочище Туличи. (По акту королевской ревизии за 1563 год имение имело 20 волок (на сегодня почти 430 га) пашни и столько же леса.

В 1845 году принадлежало Пусловским. Затем владели Деконские (некоторые из них покоятся на кладбище возле консервного завода в Кобрине). После Первой мировой войны имение «по кудели» (по женской линии) перешло роду Черны. Последним совладельцем имений Туличи и Тевли были Мстислав и Ядвига из Деконских. (Кстати, Вацлав Деконский знаменитый художник (1879-1944).

Довольно-таки большая усадьба Туличи размещалась среди поля, в отдалении от села Тевли. Центром композиции был простой одноэтажный дом с мансардой и крыльцом на парадном фасаде. Перед ним имелся газон с традиционным подъездным кругом, декорированным сиренью. Дом окружал парк. И вся эта красота сгорела летом 1944-го. Был поджог теми же, кто уничтожил и школу, и мельницу и панскую усадьбу в Стригово. В войну фашисты вывезли в Германию из Тулич оборудование бровара (спиртзавода). А само здание после войны местные разобрали на кирпич.

На сегодня там поле, остатки садов и насаждений. Особое внимание привлекает миндаль низкорослый, единственный такого вида в парках Беларуси. И еще интереснее находки из описания карты, изданной в 1840 году под названием «Покровский». «...в районе села Тевли в 150 саженях от Брест-Пружанского тракта у деревни Чапли – четырехугольная возвышенность, под местным названием «могильник». Наверху камень, со следами искусственной отделки, в виде человеческого корпуса в вертикальном положении». «Есть курган и в сторону деревни Залесье. На нем камень в форме «дойницы» и курган с этим названием». Однако вернемся в Тевли. В 1941 ом фашисты расстреляли всех жителей села еврейской национальности. Погибли и пропали без вести на фронтах ВОВ 30 жителей. А в 45-ом осудили на 10 лет тюрьмы Василия Колодица (1909 г.р.) и Калиша Василия. На 20 лет каторжных работ был осужден Котлярны Константин. Все они работали на местной железной дороге. И все они будут реабилитированы в 1955-64 гг. Но никто им не возместил ни здоровья, ни моральных ран, ни материального ущерба.

В 1949 году 36 сельских дворов «добровольно» объединились в колхоз, с именем летчика Чкалова. Возглавил колхоз самый зажиточный сельчанин, некто Г.П. Калиш. Без радости он расставался со своим добром и землей. Уверена, что с проклятьями. Но тюрьмы боялся больше. О «счастливой» колхозной жизни писать не буду. Её ещё многие помнят, особо до 1966 года, когда работали за «палочки».

Апрель 2013 года