Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Тайна старого чердака

Случайная находка напомнила забытую историю

Роман Иосифович Остромецкий прибирался на чердаке своего дома по улице Красноармейской в Кобрине. В полумраке не смог рассмотреть, что за камень попался под руку. Когда вынес на свет, не поверил своим глазам... та самая скульптура — рыжий грустный мальчик. Уже лет пятьдесят как он не стоит на старой тумбочке. Так неожиданно Бальбина напомнила о себе и будто снова вернулась в город.

– В 1905–м ее привезли к Станиславе Витковской, учительнице, которая жила по соседству с моими родителями, — говорит Остромецкий.

Осиротевшая трехлетняя дочь дальних родственников заменила одинокой учительнице семью. Станислава первая заметила, с каким азартом девочка с утра до вечера лепит из глины, причем не простейшие фигурки, а даже людей. Окончив местную школу, она уехала учиться в гимназию в Брест. Однажды вернувшись на каникулы, увидела все свои произведения аккуратно расставленными в самой просторной комнате. В эту галерею, с любовью устроенную Станиславой, зрители приходили до самой войны.

... Большой дом со старыми ставнями сохранился до сих пор. После войны в нем сделали коммуналку, поселив сразу шесть семей военных. Все эти люди были приезжими, они почти ничего не знали о прежних хозяевах, но еще несколько лет в подвале и на чердаке находили куски разбитых фигур.

После гимназии Бальбина окончила Краковскую художественную академию и вернулась в Кобрин. Первым делом она приспособила небольшую баньку в пристройке под мастерскую, где пропадала целыми днями. И сегодня на заброшенном старом кладбище города находят фигурки скорбящих ангелов и молодых девушек. Старожилы утверждают, что их делала Бальбина.

          Бальбина Свитич-Видацкая

В 1932 году она изваяла бюст Тадеуша Костюшко. Этой самой известной ее скульптуре суждено было проделать длинный путь сквозь бремя славы и забвения. Сначала его водрузили на высокий гранитный постамент в городе. Тот, на котором в 1912 году в память 100–летия победы над Наполеоном возвышался двуглавый бронзовый орел. Больше 10 лет, в том числе всю Великую Отечественную войну, простоял мятежный революционер на этом пьедестале, а после Победы его убрали в подсобку местного музея, водрузив на постамент другого орла, на этот раз одноглавого. Из кобринских фондов бюст повстанца отправили в Брестский областной музей. И только в 1988 году он нашел свое последнее пристанище в родовом имении Костюшко, деревне Сехновичи Жабинковского района, где и стоит на постаменте у входа в местную школу по сей день. Любопытно, в начале года в канун дня рождения Тадеуша Костюшко бывший посол США в Беларуси Джордж Крол похвастался журналистам, что в посольстве в 2005 году появился памятник легендарному освободителю — первый на территории Беларуси. Все–таки не первый.

Ее мужем стал местный помещик Ивон Видацкий, семья которого была самой знаменитой в городе. В это время Бальбине поступало много заказов из близлежащих музеев на портреты композиторов, писателей, исторических деятелей. Неизвестно, кто именно вывез работы Свитич–Видацкой в Италию, только, оценив их, мастеру даже назначили стипендию. В 1941 году ее композиция «Полешучка с ребенком» была представлена на выставке в Москве. Сейчас эта скульптура находится в музее им. Юзефа Пилсудского в Польше. Говорят, портреты Свитич–Видацкой не просто отличались удивительным сходством с персонажами, но и передавали их внутренний мир.

— Мой отец помогал грузить на машину «Полешучку с ребенком», когда работу увозили на выставку в Москву, — вспоминает Роман Иосифович.

— В 1940 году пани Баля преподавала рисование в нашей гимназии, но относились к ней все не просто как к учителю, а, отдавая должное ее таланту, даже называли «пани профессор», — рассказывает Павел Дмитриевич Гилевич. — Мы все бывали на ее выставках. Часто видели прогуливающимися вместе Бальбину с Ивоном и дочками. Лвита и Карина тогда были совсем маленькими — лет 4 — 5.

В 1944 году Видацкие переехали в Польшу. На прощание Бальбина дарила соседям свои работы, словно хотела оставить в этом городе частичку себя.

— Бюст мальчика Бальбина отдала моей сестре Гале, — вспоминает Остромецкий.

Говорят, его звали Стефан Ясинский. Жил он в этом доме с начала 1930–х до войны. По одной из версий, это был внебрачный сын служанки Станиславы Витковской, по другой — такой же дальний родственник, как и Бальбина. Больше жители улицы Красноармейской ничего не знали о мальчике, печальные глаза которого заставили их вспомнить события почти семидесятилетней давности. Бюст маленького Стефана передали в районный музей.

...Вступив в Союз польских скульпторов, Бальбина Свитич–Видацкая занималась творчеством до последних дней. Она ваяла серии фольклорных героев и незабываемые образы полешуков — все, что было мило сердцу. В 1972 году скульптор умерла. Сегодня в Ольштынском университете Бальбине Свитич–Видацкой открыта мемориальная доска, спроектировала которую художница доктор Лвита Видацкая.

Тамара ЗЕНИНА, «СБ».
Нина МАРЧУК, краевед.

Газета «Советская Белоруссия», 2006 год