Romuald Traugutt

Future political and military figure, one of heads of revolt 1863-64gg was born (the 16th jelly of 1826). in of Shostakovo, the Grodno province, the Brest County (now the Kamenetsky area, the Brest region which was rented by his father Ludwik belonging to enough family of great antiquity Trauguttov, coming from Saxony (modern Germany). Mother of his Alois from Blotsky' family (owning Blot's manor).

At the age of 2 years Romuald lost mother (in 1828) then the family moved to. White (the Pruzhansky County, the Grodno province) and education the granny on the maternal line Yustina Blotskaya was engaged.

Ended a svislochsky gymnasium (existed from 1806 to 1851) in 1861 with a silver medalyom where very many offsprings of a beresteysky shlyakhta among them K. Nemtsevich, Kastus & Victor Kalinovskiye, V. Geltman, Napoleon Orda, T. Kraskovsky studied, and A. E. Chartoryysky popechitelstvovat to this institution. Generally a gymnasium those years — a smithy of revolutionary shots and the supplier of students for Vilensky university.

Then served in the Russian army the cadet in the 3rd engineer battalion billeted in 80 versts from Warsaw (occupational forces in general). In the spring of 1848 was entitled the ensign (those years officer). Same year there is the next misfortune — the father, and a bit later and "the byastsenny granny of Yustsina" as he wrote itself R. Traugutt on June 29 dies.



Then Traugutt is raised in a rank and in 4 years he marries the daughter of the Warsaw jeweler Anna Pikel already in the second lieutenant's rank (and it is already honourable). During service managed to participate in suppression of the Hungarian revolt (the Russian emperor helped the Austrian buddy) and to do some fighting in the Crimean war (1853-56gg.) with the young count L. Tolstoy and the surgeon N. N. Pirogov (at defense of Sevastopol). Later served in the Southern army and it was transferred to St. Petersburg.

In 1859 again misfortune in family Trauguttov: two children and the wife die. Still after a while the brother-in-law on the maternal line and Traugutt as the successor, becomes the owner of his manor in Ostrovye (Maloritsky district, the Brest region now) dies. While accepted inheritance (it lasted 2 years) lived in an inn of Mr. Kobrin. The lieutenant colonel retires and settles in Ostrovye already with the young wife Antonina Kosciusko (yes, the grandniece of Tadeush Kosciusko) and two children.

It would seem, rural measured life of the nobleman: hunting, parties of a local shlyakhta, occupation by physics (Traugutt's hobby), memoirs there everyones, all so if not events of 1863 … 22 jellies 1863 to fate Zhond Narodovy with the lead singer Stefan Bobrovsky published the manifesto and decrees on ownership of land, also requirements about democratization and independence and non-stop drove! Guerrilla groups in the territory of modern Lithuania, Poland, Belarus, Ukraine were created. Generally in February insurgents already took Pruzhana and moved to the pinsky woods (under Antopol).

At this time at the request of the doctor Pavlovsky and Elert's shlyakhtich, Traugutt breaks in the Detkovigsky wood (Pinshchina) where as the skilled fighting officer, directs training of insurgents in field camp at. Hills. The first fight brings a victory: losses of imperial army made 70 people, guerrillas — 1. After such "nespadzyanki" imperial troops, having collected reserves, arrange the most gloomy cleaning of the antopolsky woods. As a result of a strashneyshev of a mochilov from group there were only 43 persons with whom Traugutt decides to depart in the southern direction (to Volhynia). And the dez.information was started up that by Traugutt it is killed. Generally in the created funky conditions the idea to dismiss group ripened and on the single to leave to Bialowieza Forest. Sick and exhausted it came to the estate Lyudvinov where got acquainted with Ozheshko's family.

In July, 1863 by means of Heloise Ozheshko with lime ksivy, under the guise of the dying relative, he moves to Warsaw (saw Traugutt that revolt needs the good organization and strong "center"). Ozheshko's family paid expulsion of the owner of family to the Perm province where he also changed the worlds for this trick, and the manor was appropriated by the authorities.

Means 2 zhnivnya 1863 it is already chosen actually a revolt headliner then looks for the help abroad during the trips. Without special results comes home and decides to take everything in hand, coordinating the actions with K. Kalinovsky. Further there is an opinion that Traugutt shared views "white" more (generally about revival of the Polish state) while "red" Kalinovsky made more extreme observations (on the land question, about peasants, etc.). But in general men continued Kosciusko's business. It seems even many Russian soldiers (and in general, serfs) came over to the side of guerrillas. Till April, 1864 revolt during which Traugutt it was forced to take measures for movement radicalization, strengthening and streamlining of insurgent forces lasted, it is even possible to organize regular army (in total about 320 thousand persons participated in revolt). However finish...

In March Kalinovsky is executed, and in August (the 5th) Romuald Traugutt in the Warsaw Aleksandrovsky citadel was hung up (by the way, constructed by Nicholas I in 1834, we perestremavshitsya mighty well after revolt of 1830; curiously the fact that for stroitelsvo the tsar ordered to unfasten 11 million rublik to Bank of Poland for bad behavior in 1830). Revolt results (at first sad): 128 people are executed, 853 about 40 thousand are sent for penal servitude!!! it is sent from edge, 320 people are sent by privates to army (really already then shtraf.bat was?), about 1600 manors are confiscated (denzhishch darkness). Positive results — are liquidated the serfdom remains, the peasant reform is carried out, there was a strengthening of national consciousness on the Belarusian lands.

The family Trauguttov moved to m Klopotin (within Kobrin now) since the estate in Ostrovye burned by order of the authorities. Further it had to be taken out to St. Petersburg for their room (i.e. children Anna and Heloise) to institute of noble maidens in St. Petersburg (on "reforging" perhaps?). But they managed to be taken out under others names to Warsaw. The twist of fate is that the widow Traugutta (it is worth reminding, in Kosciusko's girlhood) married Alexander Mickiewicz (correctly you thought — the brother Adam Mickiewicz) and lodged in Kobrin, namely in the estate of the count A. V. Suvorov (who suppressed T. Kosciusko's revolt).

It is a little about memory perpetuating: in 1916 in Warsaw on the place of execution established a cross with a thorny wreath with the subsequent renaming of one of city streets. In 1933 the monument to R. Traugutt in Gorodtsa (Kobrin district) at the initiative of the Polish writer M. Rodzevich was established, later the monument was ryzrushen. Same year in of Ostrovye where lived and from where Traugutt, to 70-year anniversary of revolt left to be at war, from Kobrin there arrived the orchestra of the 8th regiment of R. Traugutt, and two living participants of revolt opened a monument in the form of an oak cross, with an inscription on a stone "for Romuald Traugutt — the great son of Polesia" (from these objects too nothing remained). In Brest till 1939 the elite gymnasium (the old case of pedagogical university) bore a name of Traugutt.

There are data on a monument to heads of revolt of 1863-1864 in Lviv (Ukraine) with the cut name of R. Traugutt. In 1928 the monument to the general Traugutt in the item of Svisloch (Grodno region) is open, and it was built to donations of local population, but on arrival of Red Army (it which is stronger than all), it was destroyed to a pedestal. Later half a century by efforts of local historians and enthusiasts it is restored (on the materials taken from archives). In the village of Shestakovo of our area the memorial board is established. Poles besides immortalized Romuald Traugutt on coins. About descendants: the daughter Anna gave rise and brought up three sons (with quite tragic destinies). Average — Adam died in the I World (battled in the Russian army), younger — Boleslav died in September, 1939 at defense of Warsaw. Anna died in 1938 Mr. Aloisa, without having left descendants, died early enough at the age of 50 years.
 

Navigation







Our partners

турбазы малого моря на байкале на карте

Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Ромуальд Траугутт

Родился (16 студня 1826г.) будущий политический и военный деятель, один из руководителей восстания 1863-64гг. в д.Шостаково, Гродненской губернии, Брестского уезда (теперь Каменецкий район, Брестской области, которое арендовал его отец Людвик, принадлежавший к довольно древнему роду Траугуттов, происходившему из Саксонии (современная Германия). Мать же его Алоиза из рода Блоцких (владевшем имением Блота).

В возрасте 2-х лет Ромуальд потерял мать (в 1828г.), после чего семья переехала в д.Белая (Пружанский уезд, Гродненской губернии) и воспитанием занялась бабуля по материнской линии Юстина Блоцкая.

Окончил свислочскую гимназию (существовала с 1806 по 1851гг.) в 1861г. с серебряным медалём, где училось весьма много отпрысков берестейской шляхты среди них К. Немцевич, Кастусь & Виктор Калиновские, В. Гельтман, Наполеон Орда, Т. Красковский, а попечительствовал сему заведению А. Е. Чарторыйский. В общем гимназия в те годы — кузница революционных кадров и поставщик студентов для Виленского университета.

Затем проходил службу в Российской армии юнкером в 3-ем саперном батальоне, расквартированном в 80 вёрстах от Варшавы (оккупационные силы в общем-то). Весной 1848г. получил звание прапорщика (в те годы офицерское). В этом же году происходит очередное несчастье — 29 июня умирает отец, а чуть позже и «бясцэнная бабуля Юсцiна», как писал сам Р. Траугутт.



Затем Траугутта повышают в звании и через 4 года он женится на дочери варшавского ювелира Анне Пикель уже в чине подпоручика (а это уже почётно). За время службы успел поучавствовать в подавлении Венгерского восстания (это российский император подсобил австрийскому корешу) и повоевать в Крымской войне (1853-56гг.) с молодым графом Л. Толстым и хирургом Н. Н. Пироговым (при обороне Севастополя). После служил в Южной армии и перевелся в Санкт-Петербург.

В 1859 опять несчастье в семействе Траугуттов: умирают двое детей и жена. Ещё через некоторое время умирает свояк по материнской линии и Траугутт, как наследник, становится владельцем его имения в Островье (сейчас Малоритский район, Брестской области). Пока принимал наследство (это длилось 2-а года) жил в постоялом дворе г.Кобрина. Подполковником уходит в отставку и поселяется в Островье уже с молодой женой Антониной Костюшко (да-да, внучатой племяннице самого Тадеуша Костюшко) и двумя детьми.

Казалось бы, сельская размеренная жизнь дворянина: охота, тусовки местной шляхты, занятия физикой (хобби Траугутта), мемуары там всякие, всё бы так, если бы не события 1863 года… 22 студня 1863 року Жонд Народовы со своим фронтменом Стефаном Бобровским издало манифест и декреты о собственности на землю, так-же требования о демократизации и независимости и non-stop покатил! Создавались партизанские отряды на территории современной Литвы, Польши, Беларуси, Украины. В общем в феврале повстанцы уже взяли Пружаны и двинулись в пинские леса (под Антополь).

В это время по просьбе врача Павловского и шляхтича Элерта, Траугутт срывается в Детковигский лес (Пинщина), где, как опытный боевой офицер, руководит подготовкой повстанцев в полевом лагере у д.Горки. Первый бой приносит победу: потери царской армии составили 70 человек, партизан — 1. После такой "неспадзянкi" императорские войска, собрав резервы, устраивают мрачнейшую зачистку антопольских лесов. В результате страшнейшева мочилова от отряда осталось всего 43 человека, с которыми Траугутт решает отойти в южном направлении (на Волынь). Причём была пущена дез.информация, что Траугутт убит. В общем в создавшихся стрёмных условиях созрела идея распустить отряд и по одиночке выйти к Беловежской пуще. Хворый и измученный он пришёл в поместье Людвинов, где познакомился с семьёй Ожешко.

Уже в июле 1863г. с помощью Элоизы Ожешко с липовой ксивой, под видом помирающего родственника, он перебирается в Варшаву (видел Траугутт, что восстание нуждается в хорошей организации и сильном «центре»). За эту выходку семья Ожешко заплатила высылкой хозяина семейства в Пермскую губернию, где он и поменял миры, а имение присвоили власти.

Значит 2 жнивня 1863 года он уже избран фактически хедлайнером восстания, после чего ищет помощи за границей во время своих поездок. Без особых результатов приезжает на Родину и решает брать всё в свои руки, координируя свои действия с К. Калиновским. Далее есть мнение, что Траугутт больше разделял взгляды «белых» ( в основном о возрождении Польского государства), в то время как «красный» Калиновский высказывал более крайние соображения (по земельному вопросу, о крестьянах и т.д.). Но в целом мужики продолжили дело Костюшко. Вроде даже многие русские солдаты (а в общем-то, крепостные крестьяне) перешли на сторону партизан. По апрель 1864 года длилось восстание, в течении которого Траугутт был вынужден принимать меры по радикализации движения, усилению и упорядочению повстанческих сил, даже удаётся организовать регулярную армию (в общей сложности в восстании учавствовало около 320 тыс.чел). Однако финиш...

В марте казнён Калиновский, а в августе (5-го числа) был повешен Ромуальд Траугутт в Варшавской Александровской цитадели (кстати, построенной Николаем I в 1834г., неслабо перестремавшимся после восстания 1830г.; любопытно то, что 11 млн. рубликов за строительсво царь приказал отстегнуть Банку Польши за плохое поведение в 1830г.). Итоги восстания (сначала грустные): казнено 128 человек, 853 отправлено на каторгу, около 40 тыс.!!! выслано из края, 320 чел. отправлено рядовыми в армию (неужели уже тогда штраф.бат был?), конфисковано около 1600 имений (деньжищь тьма). Положительные итоги — ликвидированы остатки крепостного права, проведена крестьянская реформа, произошло усиление национального самосознания на белорусских землях.

Семейство Траугуттов переехало в м. Клопотин (теперь в черте Кобрина) т.к. усадьба в Островье спалили по приказу властей. Далее оно должно было быть вывезено в Питер для помещения их (т.е. детей Анну и Элоизу) в институт дворянских девиц в Петербурге (на «перековку» что-ли?). Но их удалось под чужими именами вывезти в Варшаву. Ирония судьбы в том, что вдова Траугутта (стоит напомнить, в девичестве Костюшко) вышла замуж за Александра Мицкевича (правильно вы подумали — родного брата Адама Мицкевича) и поселилась в Кобрине, а именно в усадьбе графа А. В. Суворова (подавившего восстание Т. Костюшко).

Немного об увековечении памяти: в 1916 году в Варшаве на месте казни установили крест с терновым венком с последующим переименованием одной из улиц города. В 1933г. был установлен памятник Р. Траугутту в Городце (Кобринщина) по инициативе польской писательницы М. Родзевич, позже памятник был рызрушен. В этом же году в д.Островье, где жил и откуда уходил воевать Траугутт, к 70-летнему юбилею восстания, из Кобрина прибыл оркестр 8-го полка имени Р. Траугутта, и два живых участника восстания открыли памятник в виде дубового креста, с надписью на камне «Ромуальду Траугутту — великому сыну Полесья» (от этих объектов тоже ничего не сохранилось). В Бресте до 1939 года элитарная гимназия (старый корпус педагогического университета) носила имя Траугутта.

Есть данные о памятнике руководителям восстания 1863-1864гг. во Львове (Украина) с высеченным именем Р. Траугутта. В 1928 году открыт памятник генералу Траугутту в п.Свислочь (Гродненская область), причем возведён он был на пожертвования местного населения, но по приходу Красной Армии (это которая всех сильней), он был разрушен до постамента. Спустя полвека стараниями местных историков и энтузиастов восстановлен (по материалам взятым из архивов). В деревне Шестаково нашего района установлена мемориальная доска. Поляки к тому же увековечили Ромуальда Траугутта на монетах. О потомках: дочь Анна родила и воспитала троих сыновей (с довольно трагическими судьбами). Средний—Адам погиб в I Мировую (сражался в русской армии), младший—Болеслав погиб в сентябре 1939г. при обороне Варшавы. Сама же Анна умерла в 1938г. Алоиза, не оставив потомков, скончалась довольно рано в возрасте 50 лет.
 

Навигация





Наши партнеры

Центр-Тур, Туризм, Путешествие, Кобрин, Беларусь

курсы разговорного английского