Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Щукин Лев Кириллович

Лев Кириллович Щукин - 15 воздушных побед в корейской войне, третий советский ас корейской войны, полковник, Герой Советского Союза.

Л. К. Щукин родился 29 октября 1923 года в Ногинске Московской области в семье служащего. Вскоре семья переехала в Краснодар. В 1939 году он поступил в аэроклуб. В июне 1941 года Лев Щукин оканчивает 1 О классов, аэроклуб и получает направление в Одесскую военную авиационную школу. Через месяц немцы и румыны были уже под Одессой, и курсантов повезли сначала в Тбилиси, потом в Сталинград и затем в Среднюю Азию. Начались проблемы с горючим, которое остро требовалось фронту, и курсантов большей мере занимались теорией, чем практикой. Только в середине 1942 года начались регулярные полеты на УТ-2, УТИ-4, И-16.

В начале 1944 года сержант Щукин закончил обучение и был направлен в 13-й запасной авиаполк, расположенный в Бобруйске, на должность летчика-конструктора. Только в августе 1945 года лейтенант Щукин попал в боевую часть - в 18-й Витебский дважды Краснознаменный ордена Суворова 11 степени гвардейский иап на должность старшего летчика.

Уже в 1947 году вся 303-я авиадивизия, куда входил и 18-й гвардейский иап, базируясь на аэродромах под Брестом (г. Кобрин), получила на вооружение и приступ ила к освоению новой реактивной авиатехники - реактивные истребителиЯк-15 и МиГ-9. В числе первых, кто освоил эти реактивные истребители в полку, был и лейтенант Щукин. К началу 1949 года дивизия полностью перевооружилась на более совершенные МиГ-15. Летчики дивизии принимали участие в авиационных парадах над Красной площадью. В числе лучших летчиков полка числился и старший лейтенант л. К. Щукин.

В июле 1950 года 303-ю дивизию в срочном порядке перебросили на Дальний Восток и передали в состав 54-й отдельной армии ПВО. Вскоре эшелоны с техникой и личным составом прибыли в крупный город Мукден, расположенный в Северо-Восточном Китае.


До мая летчики 303-й авиадивизии готовились к боям в небе Кореи: изучали район военных действий, тактику и стратегию применения авиации США на этом театре военных действий, а также отрабатывали технику пилотирования и другие приемы воздушного боя.

В эту командировку Щукин убыл опытным летчиком, старшим лейтенантом, на должности командира звена 1-й эскадрильи 18-го гвардейского полка, которой тогда командовал капитан А. Ф. Мазнев. Щукину из-за некомплекта летчиков в начале боев пришлось летать старшим летчиком в звене капитана А. А. Калюжного. Именно летчики 18-го гвардейского полка первыми в дивизии вступили в бой с американскими пилотами, когда 8 мая 1951 года, в канун Дня Победы, все три эскадрильиприземлились на пограничный аэродром Аньдун, где уже базировались два полка 324-й дивизии Кожедуба. Уже во второй половине дня старший лейтенант Щукин выполнил первый боевой вылет, но встречи с противником пока не имел.

Первая у Щукина произошла 28 мая 1951 года. В 15.30 на прикрытие моста в районе Аньдуня вылетела в полном составе l-я эскадрилья в составе 8 МиГ-15бис во главе с комэском капитаном Мазневым. В районе Аньдуня, на высоте 9000 метров, они встретились с 8 истребителями ф-86 «Сейбр», но те пикированием ушли в
южном направлении.

1 июня 1951 года, в 13 часов дня, на перехват вражеских самолетов была поднята l-я эскадрилья в составе восьми экипажей под командой капитана Мазнева. Недалеко от Аньдуна они обнаружили 6 «Мустангов», и Мазнев приказал звену капитана Калюжного атаковать их. Разделившись на пары, наше звено перешло в атаку на «Мустанги», которые летели на небольшой высоте. Щукину удалось с первой же атаки выйти на короткую дистанцию и двумя очередями сбить ведущего второй пары «Мустангов», который загорелся и упал в сопки.

Следующую победу старший лейтенант Щукин одержал вечером 6 июня и снова в группе со своими товарищами. Звено подняли в воздух в начале седьмого вечера, по команде с КП на прикрытие самолетов дивизии Кожедуба, которые с малым остатком топлива возвращались домой. После посадки летчиков из дивизии Кожедуба с КП приказали просмотреть малые высоты в районе Сяренкана. Вскоре они обнаружили два звена штурмовиков ф-80 «Шутинг стар», которые работали по участку шоссейной дороги. После атаки «мигов» сверху строй «Шутинг старов» рассыпался, и они поодиночке стали уходить в сторону залива. Нашей группе удалось добить одного Ф-80.

Так на счету Щукина появился еще один сбитый в группе, но теперь уже реактивный штурмовик ф-80 «Шутинг стар» - «шут». Но боевой опыт давался нелегко, иногда за него приходилось платить. Так произошло в бою 17 июня, когда с аэродрома Аньдун были подняты последовательно два наших полка. Первыми в начале девятого утра ушли 18 экипажей 176-го гвардейского полка из дивизии Кожедуба, а через несколько минут вслед за ними ушли 16 экипажей из состава 18-го гвардейского. Среди них и Щукин, который СО своим ведомым старшим лейтенантом В. Акатовым входил в звено капитана А. А. Калюжного.

В районе Сенсена их группа была атакованы сверху группой из 16 истребителей ф-86 «Сейбр», и нашим летчикам пришлось вступать в бой. В ходе энергичного маневра звено капитана Калюжного разделилось на пары. Бой проходил на вертикалях с перепадом высот от 9000 до 2000 метров. На этих маневрах от Щукина оторвался его ведомый Акатов. После боя Щукин пристроился К паре капитана Калюжного. При возвращении в районе Сенсена самолет Щукина был неожиданно атакован четверкой ф-86. Один из них, сблизившись на короткую дистанцию, открыл огонь.

Удар оказался точным: на самолете перебито управление, сам Щукин ранен осколками в лицо и был вынужден катапультироваться. Приземлился он удачно, вскоре его подобрали китайцы, распознали, что он «свой», И отвезли в госпиталь, где тот пролежал до конца августа.

Только в середине августа Щукин прибыл в свой полк, хотя имел полное право уехать в Союз, так как по решению нашего командования каждый летчик после получения ранения в бою или после катапультирования имел полное право вернуться на Родину. Многие так и делали, но у Льва Кирилловича бьши свои счеты с американскими летчиками, и он отказался от возвращения на Родину и вернулся в полк для продолжения участия в боях против авиации ООН.

Прибыв в полк, который базировался на аэродроме Мяогоу, он застал изменения в составе своей эскадрильи: убыл с повышением капитан Калюжный, а по ранению капитан А. Д. Скидан - заместитель командира. Прибыл капитан Н. В. Бабонин, а на место Калюжного был поставлен старший лейтенант Щукин. Свой первый после ранения боевой вылет Л. Щукин совершил 29 августа на прикрытие Супхун ГЭС на реке Ялуцзян.

Тогда на перехват самолетов противника ушла восьмерка МиГ-15 под командованием капитана Бабонина, и в составе этой группы была и пара Щукина. Щукин со своим ведомым В. Н. Акатовым были сзади и выше основной группы. Около II часов утра в районе Чонгджу они обнаружили 8 реактивных истребителей «Метеор», шедших на высоте 9000 метров. Имея преимущество в высоте, наши летчики перешли в атаку на «Метеоры» парами. Летчики противника, уступая «мигам» В скорости, стали применять горизонтальный маневр, а наши летчики пытались их подловить.

Щукину удалось сблизиться с одним из «Метеоров» на дистанцию 100 метров и огнем из всех пушек поразить его левое крыло и двигатель, который загорелся. После этого звено Щукина, разбив звено «Метеоров», ушло на свой аэродром, а звено Бабонина атаковало второе звено «Метеоров » и, сбив еще одного, заставило остальных выйти из боя. Наши самолеты не имели повреждений. Так была одержана третья победа Льва Щукина в небе Кореи.

Под удар «мигов» В этот день попали летчики 77-й истребительной авиаэскадрильи Австралийских Королевских ВВС, которых вел тогда командир Р. Уилсон (Wilson). Его самолет и попал под удар Щукина. Машина Уилсона получила серьезное повреждение, а сам летчик был ранен, но все же сумел на одном двигателе под прикрытием своих ведомых долететь до базы и посадить ее. На земле в левом крыле его самолета была обнаружена большая пробои на от 37-мм снаряда пушки МиГ-15.

2 сентября 1951 года состоялось грандиозное воздушное сражение летчиков 303-й иад с пилотами 4-й иаг ВВС США, вооруженной истребителями ф-86. В этот день врайоне Ансю разгорелись сражения, в которых участвовали в общей сложности более 200 истребителей с обеих сторон. На пере хват самолетов противника последовательно поднимались все полки 303-й иад. В районе Хакусен 24 «мига»братского 523-го иап атаковали 30 Ф-86. На поддержку к ним пришли летчики 17- го и 18-го авиаполков. Американцы, в свою очередь, также направили в район сражения еще две большие группы «Сейбров». По сути, в этом сражении на ограниченном пространстве и на высотах до 13 тысяч метров сражалось более двух дивизий истребителей.

В один из моментов боя рядом с самолетом Щукина прошла трасса - это стрелял ведомый «Сейбр». На выручку своего ведущего поспешил Акатов и отбил атаку, но сам попал под удар второй пары ф-86. Ведомый Щукина, гвардии старший лейтенант Виктор Акатов, погиб.

В этом сражении летчиками 303-й дивизии уничтожено 9 истребителей ф-86, 7 из которых на счету летчиков 18-гополка. Но и полк понес тяжелые потери: было потеряно два самолета и погибли оба пилота. После гибели Акатова ведомым у Щукина стал летать недавно прибывший в полк гвардии старший лейтенант А. Астаповский. Самым результативным для Льва Кирилловича стал октябрь. Именно в этот период резко активизировалась авиация ООН, и в небе Северной Кореи
разгорелись ожесточенные воздушные баталии. 2 октября Щукин сбил очередного «Сейбра». Но самые жаркие деньки выдались в двадцатых числах октября, когда американское командование уничтожало строящиеся аэродромы северокорейцев в районе Намси, Саамчхан и Течхон. Чтобы воспрепятствовать вводу в строй этих объектов, американцы бросили в бой бомбардировщики Б-29 под усиленным прикрытием истребителей.

Настоящие сражения разгорелись 22, 23 и 24 октября. Перед l-й эскадрильей 18-го полка была поставлена задача сковывания истребителей прикрытия, в то время как летчики других полков должны были «заняться» Б-29. За эти три напряженнейших дня гвардии старший лейтенант Л. Щукин сбил три истребителя противника: 22 и 23 октября - по одному ф-84 «Тандерджет», а 24 октября - еще один «Метеор» из состава все той же 77-й австралийской АЗ.

Последнюю, пятую, победу в октябре Щукин одержал 30-го, когда полковую группу 18-го гиап по наведению с КП вывели на 36 ф-84. Завязался серьезный бой, который вскоре распался на отдельные пары и звенья. Щукину в конце концов удалось на вертикальном маневре выйти в хвост одному из ф-84 и с дистанции в 150 метров ударить из всех огневых точек.

В этом бою Лев Щукин подбил ф-84, и тот разбился при посадке на своей базе, что подтверждают и американские источники. В ноябре сражения в небе Северной Кореи велись в основном с истребительно-бомбардировочной авиацией ВВС США, которая пыталась парализовать движение по всем транспортным магистралям КНДР и наносила бомбоштурмовые удары по автотранспорту и железнодорожным станциям на территории Северной Кореи.

18 ноября 1951 года американцы организовали массированный налет на один из участков шоссейной дороги в районе Ансю. Для осуществления своего плана они отрядили 48 ф-84, которые атаковали последовательно группами по восемь машин. Причем выход в район цели осуществлялся с моря, куда нашим летчикам запрещалось заходить. Вылетев по тревоге в составе полка и придя в этот район, наши летчики обнаружили ниже себя, на высоте 4000 метров, восьмерки ф-84 с истребительным прикрытием. Времени на раздумье уже не было, и ведущий полка подполковник Сморчков приказал экипажам l-й и 2-й эскадрилий атаковать«Тандерджеты», а летчики 3-й аэ капитана П. Н. Антонова занялись «Сейбрами», которые появились вверху.

Атака наших летчиков получилась с ходу, с поворотом влево-вниз и очень скоростная. Уже в первом заходе Щукин и его ведомый Астаповский поразил и по одному ф-84. После этой атаки противник рассыпался, и в воздухе завязался маневренный бой, в котором управление с обеих сторон был крайне затруднено, потому строй «мигов» также распался на пары и звенья. В ходе дальнейшего боя Щукину удалось сбить еще одного ф-84. Это был единственный вылет за все время командировки, когда Льву Кирилловичу удалось поразить сразу два самолета противника.

13 ноября 1951 года Щукин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза и одновременно повышен в звании. Поэтому на дежурство 18 ноября летчик заступил в звании гвардии капитана на должности заместителя командира l-й эскадрильи 18-го гвардейского полка. В конце ноября Щукин и ряд других летчиков полка были направлены на отдых в санаторий, расположенный в г. Дальнем на Ляодунском полуострове, где провели месяц.

23 декабря капитан Щукин приступ ил к выполнению боевых заданий, и уже в этот же день на втором вылете он участвовал в бою с «Сейбрами». Вылет был дивизионный на отражение налета вражеской авиации. Однако в воздушном бою с Ф-86 участвовала только часть летчиков 18-го полка.

В ходе этого боя Щукин в паре с ведомым заставили звено «Сейбров» перейти с горизонтали на вертикальный маневр, где МиГ превосходил «Сей бра», и на восходящей правой спирали нашим летчикам удалось сблизиться с противником, и с дистанции 120 метров Щукин расстрелял своего четвертого «Сейбра».

До конца года асу довелось поучаствовать еще в трех воздушных боях: два с «Сейбрами» и один со штурмовиками Ф-80. Результативным выдался именно последний в 1951 году воздушный бой с группой Ф-80. На преследовании противника пара Щукина снизилась ниже вершин сопок, войдя в одно из горных ущелий, и обнаружила пару штурмовиков Ф-80, которые, таясь, возвращались на базу.

Подойдя снизу к противнику, Щукин расстрелял самолет ведущего. С I и по II января капитан Щукин совершил 17 боевых вылетов, участвовал в 6 воздушных боях: пять раз дрался с «Сейбрами» и один раз с «Тандерджетами». 6 января капитан Щукин сбил в небе Кореи последний самолет противника - им оказался Ф-86 (это был пятый сбитый им «Сейбр» и 17-й самолет, сбитый в небе Кореи).

Война закончилась для Льва Кирилловича II января 1952 года во время боевого вылета на перехват самолетов противника. В том вылете в бою сошлось несколько десятков истребителей из состава 303-й и 324-й истребительных авиационных дивизий с примерно таким же количеством истребителей из состава недавно прибывшего в Корею 51-го авиакрыла ВВС США, вооруженного новыми Ф-86Е.

В этом бою был сбит МиГ-15бис капитана Щукина, летчик сумел катапультироваться. У американцев также был сбит один из «Сейбров», пилот которого, 1-й лейтенант Тиль Ривз, погиб. Кто сбил самолет Льва Щукина, точно пока неизвестно, но на эту победу претендуют сразу четыре летчика 51-го авиакрыла, в том числе и командир двойной ас полковник Ф. Габрецки.

После излечения капитан Щукин вернулся в полк, но на боевые задания уже не летал. 24 февраля полк убыл в Советский Союз. В ходе корейской войны Герой Советского Союза капитан Щукин совершил 121 боевой вылет с боевым налетом 99 часов 49 минут, провел 37 групповых воздушных боев, лично сбил 15 и в группе два самолета противника: 5 ф-86, 5 ф-94, три Ф-80, два «Метеора» и два «Мустанга». В боях в Корее Л. К. Щукин был дважды сбит, легко ранен.

Он оказался самым высоконагражденным советским летчиком «за Корею». Щукину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, через несколько дней после присвоения высокого звания ему была вручена медаль «За боевые заслуги», ранее, в октябре 1951 года, он был удостоен ордена Красного Знамени, а в сентябре 1952-го награжден вторым орденом Ленина. После возвращения на Родину капитан Щукин направлен в Военно-воздушную академию. Окончив академию в 1957 году, майор Щукин был направлен в Белоруссию, где,прослужив до 1977 года, решил остаться.

На фото слева направо: капитан Л. К. Щукин, капитан А. А. Литвиновский (из 523-го ИАП), и ст. лейтенант А. А. Свинтицкий на отдыхе в санатории Кошегавры. Ноябрь 1951 года.

 На истребителях он летал до 1975 года, затем служил командиром полка, затем старшим инспектором ВВС округа. Последние освоенные типы - МиГ-21 и МиГ-23, общий налет - более 2700 час. Ушел в отставку в звании полковника. После увольнения из армии Лев Кириллович стал работать старшим преподавателем в Белорусском государственном институте народного хозяйства в г. Минске.

Пенсионер союзного значения, Герой Советского Союза полковник авиации Лев Кириллович Щукин жил и работал в столице Белоруссии городе-герое Минске. Принималбольшое участие в общественной жизни города, активно участвовал в ветеранских мероприятиях, встречался с молодежью. Умер 2 мая 2009 года.

Герой Советского Союза (13.11.1951) полковник Л. К. Щукин награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалями.

Источники:

1. Величайшие воздушные асы XX века. Год: 2011. Автор: Бодрихин
2. Сейдов И. Советские асы корейской войны. – М.: Фонд «Русские Витязи», 2010

Навигация





Наши партнеры

У нас широкий ассортимент различных украшений для зала и автомобилей, а также большой опыт по подготовке и монтажу видеоматериалов.

деофшоризация экономики