Kobrin military and historical museum of A. V. Suvorov

The Kobrin military and historical museum of Suvorov was founded in June, 1946 in the house which in the 18th century belonged to the great Russian commander and where he lived in 1797 and 1800. After Suvorov's death the house repeatedly changed the owners. The building gradually decayed, but even centuries did not make on it such destructive impact to what it underwent in the years of fascist occupation. In July, 1944 before the soldiers freeing the city only the building skeleton with the warped walls and a shabby gontovy roof appeared.

The house was restored and at the same time exhibits gathered. Alexey Mikhaylovich Martynov was the first director and the only employee of the museum at that time. Opening of the first exposition in the Suvorov house took place on May 1, 1948. Five halls of the museum had three sections: "Our great ancestors", "A. V. Suvorov" and "Patriotic war of 1812".

The display area of the museum was expanded that allowed to add the subject "Patriotic War of 1812." and to enter the new section of an exposition "Suvorov traditions in the Russian army". It is necessary to mention Nikolay Martynovich Vasilevsky's contribution, the research associate of the museum which worked in the museum more than 30 years to creation of an exposition.

By the beginning of the 1970th the Kobrin military and historical museum occupied the space of 385 sq.m. Military history of the Russian state since X century was reflected in the exposition placed in 16 halls and finishing with the period of the Great Patriotic War. Six halls were devoted to life and A. V. Suvorov's activity. Popularity of the museum grew. By 1977 attendance reached it 130 thousand people a year at population of the city in 27 thousand people. By this time rich collections kolodny and firearms, numismatics, regimentals and equipment of the Russian army and armies of those countries which in various times opposed the power to the Russian state were collected.

Honourable citizens of Kobrin: commander of the 1282nd army antiaircraft and artillery regiment Dmitry Kuzmich Borisov and former director of the museum of Suvorov Alexey Mikhaylovich Martynov.

In 1978, in connection with retirement of A. M. Martynov, Nina Mefodiyevna Plisko is appointed the director of the museum. The same year the museum was closed for restoration works. The building was completely reconstructed. According to the found documents and oral certificates it was succeeded to recreate former planning partially. Unfortunately, the plan of the house of the 18th century did not remain and to restore all building in its original form there is no opportunity. When dismantling the house in one of its rooms designs of a figured arch were found. Restorers restored an arch and now it divides an exposition of the first hall into two parts. In one of rooms again as in Suvorov times, the fireplace appeared.

On November 15, 1980, to the 250 anniversary since the birth of A. V. Suvorov, the exposition in the Suvorov house was reopened for visitors. Now it was devoted only to life and activity of the great commander. As the profile of the museum was defined as military and historical, collecting exhibits was conducted purposefully in two directions: objects by means of which it is possible the reflections of events of life and A.V. Suvorov's activity i.e. limited to time frames of the middle end of the 18th century and the objects concerning military history of ancient Russia-Russia-USSR. First of all the weapon, regimentals, equipment of the Russian army and armies of those states with which military operations in the territory of Russia and beyond its limits during the period were conducted with XVIII on the head of the 20th century was bought.

Much attention when completing funds was paid also to documentary material. It should be noted one more important direction of completing of funds of the museum to which much attention was paid. It is about collections of numismatics and a faleristika. Exactly thanks to the fact that coins, awards, medals and signs of distinction are always attached to certain eras and separate events they were of considerable interest to the museum. In the first years of existence of the museum relations with the central museums which had rich collections of numismatics and thanks to their kind arrangement to recently created museum were established, it was succeeded to collect a numismatics collection, not perfect, but rare for the regional museums. The close contacts with veterans of war come further helped collecting a collection of awards and medals of the period of the Great Patriotic War.

The museum of Moscow, Leningrad, Minsk and many other museums were the main sources of completing of museum funds central. Close contacts with secondhand and antique shops, owners of private collections were come. Most often through them rare books of the 18-19th centuries, documents, engravings and lithographs were acquired. During the 1950th - the head of the 60th the foundation of those collections which continued to gather further on an extent of the next years were laid. The most part from etik exhibits was included in the exposition of the museum operating since 1948.

In 1990 construction of the new building of the museum where in several years registration of the second part of an exposition began was finished. As the exposition of the memorial Suvorov house remained former and is devoted only to life and Suvorov's activity, and the saved-up material allowed to consider much more wide range of subjects, the basis of a new exposition was formed by city history in the context of military history IX-XX of Belarus of centuries though the narration begins since settling of the territory of Belarus by the person and is based in this section on archaeological material. To the 50 anniversary of the Victory over the German fascism the exposition in the new building was open. Veterans of the Great Patriotic War, city heads, museum workers from Minsk and St. Petersburg and other guests took part in opening of an exposition.

Thus, today the Kobrin military and historical museum is presented by two expositions, one of which is placed in the Suvorov house which is a monument history of the 18th century of republican value, and the second - in the new building of the museum. In 2006 the museum celebrated 60-year anniversary.

According to a military and historical profile, from the date of foundation of the museum collecting exhibits was conducted purposefully in two directions: objects by means of which reflection of events of life and A. V. Suvorov's activity, and the objects concerning military history of ancient Russia - Russia – the USSR is possible were selected. The largest museums of Moscow and Leningrad became the main sources of completing of museum funds. First of all collections of the weapon, regimentals, numismatics, documents and the fine arts were completed. During the 1940th – the head of the 60th the foundation of those collections which continued to be replenished further with new exhibits were laid. The great interest was shown to collecting local history material, and from 1980th the museum conducted completing of funds non-core ethnographic materials. Thanks to them with input in a system of the new building the possibility of creation of ethnographic exhibitions appeared.

Today funds of the museum make about 51 thousand museum objects from which about 23 thousand units – objects of fixed assets (2009). Funds are divided into 20 collections. In each of them there are unique objects. As the basis of expositions is made by collections of the weapon, regimentals, numismatics and the fine arts, will give the most interesting and rare objects from these collections.

Weapon collection: a zatynny wick arquebuse of the 16th century, wick and kolestsovy guns of the 17-18th centuries, a two-handled Western European sword of the 16th century, the Polish sabers with east blades of the 17-18th centuries, the Tula silicon guns of 1813, the first kaznozaryadny guns of the middle of the 19th century, the gun Mauser of the Head of the 20th Century., Maxim's machine gun of a sample of 1910 and the German machine gun of MG of a sample of 1915, Shpagin, Sudayev, Shmaysser, Thompson's submachine guns of the period of World War II.

Collection of regimentals and equipment: knightly armor of the 16th century; chain armors; regimentals of the Russian, Prussian and Austrian armies of the 18th century; uniforms of Hussars of Russia and Napoleon's army of the period of war of 1812; regimentals of the Soviet and German army of the period of 1941-1945.

From objects of numismatics it is possible to note the ancient Polish coins of the 16-18th centuries found in the territory of Kobrin district as a part of treasures; coins of Russia of times of Alexey Mikhaylovich, Peter I and Catherine II. Besides, as a part of funds is several objects belonging to the Russian emperors. The collection of the fine arts includes works of the Belarusian artists S. Romanov, V. Stelmashonk, A. Shibnev, E.Tikhanovich, I. Rudchik, P. Drachev, etc.

In the museum the constant exhibition sale of works of Kobrin artists and souvenirs works.

The next exhibitions are offered visitors of the museum: "Tsuda Belarusi"; "Victory Weapon"; "Historical and cultural heritage of Kobrin district".


New building of the museum

Farmstead house of Suvorov

Kobrin 1987. A. V. Suvorov's house estate

Exposition "Seven centuries of Kobrin"

"Seven centuries Kobrina" (15 halls) formed city history in the context of the military history XIII-XX of Belarus the exposition basis centuries. The exposition is presented by the original materials narrating about centuries-old history of Kobrin: emergence and first annalistic mention; periods of blossoming of the city and its decline; time of peaceful life and weight of military tests. Continuation of an exposition is the open area of military equipment on which the artillery piece and samples of armored machinery of the Soviet Army are presented.

Sections of an exposition:

1 hall. Kobrin's emergence, first annalistic mention of 1287.
Gryunvaldsky fight of 1410 (participation of the Kobrin regiment).
2 hall. As a part of VKL and the Polish-Lithuanian Commonwealth (the XV-XVII centuries)
3 hall. Events in Kobrin district in the years of Northern war of 1700-21.
Sections of the Polish-Lithuanian Commonwealth, game. 18th century.
4-6 halls. Patriotic war of 1812 Kobrin fight of 15.07.1812.
7 hall. Revolt of 1863-64, R. Traugutt. A development of the city in the second floor. 19th century.
8 hall. Russian-Japanese war 1904-05gg. World War I of 1914-1918, Kobrin's occupation.
9 hall. Events of 1918-21.
10 hall. As a part of the Polish state of 1921-1939. Reunion with BSSR, 1939.
11 hall. First days of the Great Patriotic War.
12 hall. Underground and guerrilla movement of 1941-1944.
13 hall. Liberation of Belarus and Kobrin, 1944.
14 hall. Great Victory, 1945.
15 hall. Memorial lists of the dead in days of the SECOND WORLD WAR. War in Afghanistan of 1979-1989.

Photos of halls (photo archive)

It is interesting to read

Contact information

Address: Brest Region, Mr. Kobrin, Suvorov St., 14
Phones: +375 (1642) 2-37-94; +375 (1642) 2-56-94; +375 (1642) 2-59-11
Operating mode: from 10:00 till 17:45
Days off: Monday, Tuesday
E-mail: museum-suvorov@mail.ru

Arrangement on the card


Search in the website

Our partners

Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Кобринский военно-исторический музей им. А.В.Суворова

Кобринский военно-исторический музей им. Суворова был основан в июне 1946 г. в доме, который в XVIII в. принадлежал великому русскому полководцу и где он проживал в 1797 и 1800 гг. После смерти Суворова дом неоднократно менял своих владельцев. Здание постепенно ветшало, но даже века не оказали на него такого разрушительного воздействия, какому оно подверглось в годы фашистской оккупации. В июле 1944 г. перед воинами, освобождавшими город, предстал лишь остов здания с перекошенными стенами и ветхой гонтовой крышей.

Восстанавливался дом и одновременно собирались экспонаты. Первым директором и единственным сотрудником музея в то время был Алексей Михайлович Мартынов. Открытие первой экспозиции в суворовском доме состоялось 1 мая 1948 г. Пять залов музея имели три раздела: "Наши великие предки", "А.В.Суворов" и "Отечественная война 1812 г.".

Экспозиционная площадь музея была расширена, что позволило дополнить тему "Отечественная война 1812 г." и ввести новый раздел экспозиции "Суворовские традиции в русской армии". Нельзя не упомянуть вклад Николая Мартыновича Василевского, научного сотрудника музея, проработавшего в музее более 30-ти лет, в создание экспозиции.

К началу 1970-х гг. Кобринский военно-исторический музей занимал площадь 385 кв.м. В экспозиции, размещенной в 16-ти залах, отражалась военная история российского государства начиная с Х в. и заканчивая периодом Великой Отечественной войны. Шесть залов посвящались жизни и деятельности А.В.Суворова. Популярность музея росла. К 1977 г. посещаемость его достигла 130 тысяч человек в год при численности населения города в 27 тысяч человек. К этому времени были собраны богатые коллекции колодного и огнестрельного оружия, нумизматики, обмундирования и снаряжения русской армии и армий тех стран, которые в различные времена противопоставляли свою мощь русскому государству.

Почётные граждане Кобрина: командир 1282-го армейского зенитно-артиллерийского полка Дмитрий Кузьмич Борисов и бывший директор музея имени Суворова Алексей Михайлович Мартынов.

В 1978 году, в связи с уходом на пенсию А.М.Мартынова, директором музея назначена Нина Мефодиевна Плиско. В том же году музей закрылся для реставрационных работ. Здание было полностью перестроено. По найденным документам и устным свидетельствам удалось частично воссоздать прежнюю планировку. К сожалению, план дома XVIII в. не сохранился и восстановить все здание в его первоначальном виде нет возможности. При разборке дома в одной из его комнат были обнаружены конструкции фигурной арки. Реставраторы восстановили арку и сейчас она разделяет экспозицию первого зала на две части. В одной из комнат вновь, как в суворовские времена, появился камин.

15 ноября 1980 г., к 250-летию со дня рождения А.В.Суворова, экспозиция в суворовском доме была вновь открыта для посетителей. Теперь она была посвящена исключительно жизни и деятельности великого полководца. Поскольку профиль музея был определен как военно-исторический, то сбор экспонатов велся целенаправленно по двум направлениям: предметы, посредством которых возможно отражение событий жизни и деятельности А.В. Суворова, т.е. ограниченные временными рамками середины-конца XVIII в., и предметы, имеющие отношение к военной истории древней Руси-России-СССР. В первую очередь приобреталось оружие, обмундирование, снаряжение русской армии и армий тех государств, с которыми велись боевые действия на территории России и за ее пределами в период с XVIII по нач. XX в.

Большое внимание при комплектовании фондов уделялось и документальному материалу. Следует отметить еще одно важное направление комплектования фондов музея, которому было уделено большое внимание. Речь идет о коллекциях нумизматики и фалеристики. Именно благодаря тому, что монеты, ордена, медали и знаки различия всегда привязаны к определенным эпохам и отдельным событиям, они представляли значительный интерес для музея. В первые годы существования музея были налажены связи с центральными музеями, имевшими богатые коллекции нумизматики, и благодаря их доброму расположению к недавно созданному музею, удалось собрать далеко не совершенную, но редкую для районных музеев коллекцию нумизматики. Налаженные в дальнейшем тесные контакты с ветеранами войны помогли сбору коллекции орденов и медалей периода Великой Отечественной войны.

Основными источниками комплектования музейных фондов были центральные музей Москвы, Ленинграда, Минска и многие другие музеи. Налаживались тесные контакты с букинистическими и антикварными магазинами, владельцами частных коллекций. Чаще всего через них приобретались редкие книги ХVIII-ХIХ вв., документы, гравюры и литографии. В течение 1950-х - нач. 60-х гг. были заложены основы тех коллекций, которые в дальнейшем продолжали собираться на протяжении последующих лет. Большая часть из этик экспонатов была включена в экспозицию музея, действовавшую уже с 1948 г.

В 1990 г. было закончено строительство нового здания музея, где через несколько лет началось оформление второй части экспозиции. Поскольку экспозиция мемориального суворовского дома осталась прежней и посвящена исключительно жизни и деятельности Суворова, а накопленный материал позволял рассматривать гораздо более широкий круг тем, то в основу новой экспозиции легла история города в контексте военной истории Беларуси IХ-ХХ вв., хотя повествование начинается со времени заселения территории Беларуси человеком и основано в этом разделе на археологическом материале. К 50-летию Победы над германским фашизмом была открыта экспозиция в новом здании. В открытии экспозиции принимали участие ветераны Великой Отечественной войны, руководители города, музейные работники из Минска и Санкт-Петербурга и другие гости.

Таким образом, на сегодняшний день Кобринский военно-исторический музей представлен двумя экспозициями, одна из которых размещена в суворовском доме, который является памятником истории XVIII в. республиканского значения, а вторая - в новом здании музея. В 2006 году музей отпраздновал 60-летний юбилей.

В соответствии с военно-историческим профилем, со дня основания музея сбор экспонатов велся целенаправленно по двум направлениям: отбирались предметы, посредством которых возможно отражение событий жизни и деятельности А.В.Суворова, и предметы, имеющие отношение к военной истории древней Руси - России – СССР. Основными источниками комплектования музейных фондов стали крупнейшие музеи Москвы и Ленинграда. В первую очередь комплектовались коллекции оружия, обмундирования, нумизматики, документов и изобразительного искусства. В течение 1940-х – нач. 60-х гг. были заложены основы тех коллекций, которые в дальнейшем продолжали пополняться новыми экспонатами. Большой интерес был проявлен к сбору краеведческого материала, а с 1980-х гг. музей вел комплектование фондов непрофильными этнографическими материалами. Благодаря им с вводом в строй нового здания появилась возможность создания этнографических выставок.

Сегодня фонды музея составляют около 51 тыс. музейных предметов, из которых около 23 тыс. единиц – предметы основного фонда (2009 г.) Фонды делятся на 20 коллекций. В каждой из них есть уникальные предметы. Поскольку основу экспозиций составляют коллекции оружия, обмундирования, нумизматики и изобразительного искусства, то приведем наиболее интересные и редкие предметы из этих коллекций.

Коллекция оружия: затынная фитильная пищаль XVI в., фитильные и колесцовые пистолеты XVII-XVIII вв., двуручный западно-европейский меч XVI в., польские сабли с восточными клинками XVII-XVIII вв., тульские кремневые пистолеты 1813 г., первые казнозарядные ружья середины XIX в., пистолет Маузер нач. XX в., пулемет Максим образца 1910 г. и немецкий пулемет МG образца 1915 г., пистолеты-пулеметы Шпагина, Судаева, Шмайссера, Томпсона периода Второй мировой войны.

Коллекция обмундирования и снаряжения: рыцарские доспехи XVI в.; кольчуги; обмундирование русской, прусской и австрийской армий XVIII в.; мундиры гусарских полков России и армии Наполеона периода войны 1812 года; обмундирование советской и немецкой армии периода 1941-1945 гг.

Из предметов нумизматики можно отметить старинные польские монеты XVI-XVIII вв., найденные на территории Кобринщины в составе кладов; монеты России времен Алексея Михайловича, Петра I и Екатерины II. Кроме того, в составе фондов находится несколько предметов, принадлежавших российским императорам. В коллекцию изобразительного искусства входят произведения белорусских художников С.Романова, В.Стельмашонка, А.Шибнева, Е.Тихановича, И.Рудчика, П.Драчева и др.

В музее действует постоянная выставка-продажа произведений Кобринских художников и сувениров.

Посетителям музея предлагаются следующие выставки:  «Цуды Беларуси»; «Оружие Победы»; «Историко-культурное наследие Кобринщины».

Фотографии

Новое здание музея

Усадебный дом Суворова

Кобрин 1987 г. Дом-усадьба А.В.Суворова

Экспозиция «Семь столетий Кобрина»

В основу экспозиции «Семь столетий Кобрина» (15 залов) легла история города в контексте военной истории Беларуси ХIII – ХХ вв. Экспозиция представлена подлинными материалами, повествующими о многовековой истории Кобрина: возникновение и первое летописное упоминание; периоды расцвета города и его упадка; время мирной жизни и тяжесть военных испытаний. Продолжением экспозиции является открытая площадка боевой техники, на которой представлены артиллерийское орудие и образцы бронетехники Советской Армии.

Разделы экспозиции:

1 зал. Возникновение Кобрина, первое летописное упоминание 1287 г.
Грюнвальдская битва 1410 г. (участие Кобринского полка).
2 зал. В составе ВКЛ и Речи Посполитой (ХV – ХVII вв.)
3 зал. События на Кобринщине в годы Северной войны 1700-21 гг.
Разделы Речи Посполитой, кон. ХVIII в.
4-6 залы. Отечественная война 1812 г. Кобринский бой 15.07.1812 г.
7 зал. Восстание 1863-64 гг., Р. Траугутт. Развитие города во второй пол. ХIХ в.
8 зал. Русско-японская война 1904-05гг. Первая мировая война 1914-1918 гг., оккупация Кобрина.
9 зал. События 1918-21 гг.
10 зал. В составе польского государства 1921-1939 г. Воссоединение с БССР, 1939 г.
11 зал. Первые дни Великой Отечественной войны.
12 зал. Подпольное и партизанское движение 1941-1944 гг.
13 зал. Освобождение Белоруссии и Кобрина, 1944 г.
14 зал. Великая Победа, 1945 г.
15 зал. Мемориальные списки погибших в годы ВОв. Война в Афганистане 1979-1989 гг.

Фотографии залов (фотоархив)

Интересно прочитать

Контактная информация

Адрес: Брестская обл., г. Кобрин, ул. Суворова, 14
Телефоны: +375 (1642) 2-37-94; +375 (1642) 2-56-94; +375 (1642) 2-59-11
Режим работы: с 10.00 до 17.45
Выходные: понедельник, вторник
E-mail: museum-suvorov@mail.ru

Расположение на карте


Навигация

Поиск по сайту



Наши партнеры

Кобрин, Беларусь, Достопримечательности, Интересные места