Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Статьи о Кобрине: В составе ВКЛ и РП

Великая победа под грюнвальдом

... Убитый крестоносец, упавший навзничь. Чуть поодаль – молодой воин в кольчуге заносит топор над головой поверженного врага, рядом – воин-знаменосец верхом на белом коне отражает атаку. Таков сюжет картины Анатолия Демьяновича Шибнева «Берестейская хоругвь в битве при Грюнвальде». Эта работа представлена в экспозиции «Семь столетий Кобрина» музея им. А.В. Суворова и рассказывает об одной из самых героических страниц нашей истории. 15 июля 2010 года общественность Беларуси, Польши, Украины, России и Литвы отмечает 600-летие битвы под Грюнвальдом. В жестоком, кровавом сражении наши предки положили конец военной агрессии Тевтонского ордена на Восток. Эта битва стала кульминацией в многолетнем противоборстве ордена с Великим княжеством Литовским и Польским королевством.

Что знаем мы об этой грозной силе под названием «Тевтонский орден»? Чтобы осознать масштаб и значение одержанной победы, надо представлять с каким врагом свела история наших предков. Для этого вернемся в далекое прошлое…

«ВО ИМЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ГРОБА ГОСПОДНЯ»

В последней трети XI в. турки-сельджуки захватили многие владения Восточной Римской империи (Византии), в том числе Палестину и Святой город Иерусалим. Церковные иерархи Византии обратились к христианам Европы с призывом оказать военную помощь в борьбе с иноверцами, попирающими христианские святыни. В ответ на эту просьбу Папа римский Урбан II в 1095 году в городе Кпермоне на юге Франции призвал всех добрых христиан к походу на Восток во имя «освобождения Гроба Господня» из рук «неверных» и ради поддержки братьев-христиан Востока, обещая отпущение грехов всем участникам похода. Папа мог быть доволен: уже ранней весной 1096 года европейское войско выступило в поход. Позже походы эти будут названы крестовыми из-за прикрепленных к одеяниям рыцарей матерчатых крестов как символов побуждений «воинов Христовых».

Созданные в Малой Азии христианские государства вели непрерывные войны с мусульманами, что требовало наличия постоянных вооруженных сил, а не периодически собираемых армий феодалов. Решением этой задачи стало создание духовно-рыцарских орденов – братств воинов-монахов. Как монахи они давали тройной обет: воздержания, послушания и бедности; как воины – носили оружие и участвовали в боевых действиях. Тевтонский орден был учрежден в 1190 году во время 3-го крестового похода. В осаждавшей Акру армии крестоносцев хватало воинов, а вот медицина была крайне неэффективна. Болезни косили войско. Солдаты из Северной Европы не были привычны к местной жаре, воде и пище, а санитарные условия были просто ужасны. Крестоносцы, выходцы из Бремена и Любека, решили основать госпитальный орден. Рыцарь, вступающий в орден, приносил клятву: «Я обещаю блюсти целомудрие моего тела, и бедность, и смирение перед Богом, святой Марией, и перед тобой, магистр Тевтонского ордена, и перед твоими преемниками, согласно правилам и обычаям ордена, я обещаю послушание до самой смерти».

Как только рыцарь произносил клятву, ему уже ничего не принадлежало лично, все имущество в ордене было общим. Братья жили в казарме все вместе, спали на твердом ложе, ели в общей трапезной два раза в день, в постные дни – один раз, строго соблюдали все посты, неукоснительно посещали воскресные мессы. Каждый имел хорошего боевого коня и закаленное оружие, но без украшений. Жесткий устав регламентировал все стороны жизни тевтонских рыцарей. В мирное время, чтобы не терять воинских навыков, рыцари должны были заниматься фехтованием и упражняться с копьем, стрелять из луков и арбалетов, охотиться. Войско Тевтонского ордена отличала образцовая дисциплина, а также высокий уровень военной подготовки рыцарей. Крестоносцы умели строить и штурмовать замки, имели хорошо налаженную систему разведки. Действительно, грозная сила!

РЫЦАРИ МЕНЯЮТ СВОИ ПРИОРИТЕТЫ

Дальняя и опасная дорога, трудности и неудачи походов в Святую землю побуждали рыцарей обращать свои взоры на более близкие земли. К середине XIII столетия многие считали, что враги христианства существуют не только в Святой земле. Польский князь Конрад Мазовецкий вел тяжелые оборонительные войны с язычниками-пруссами. В рыцарях Тевтонского ордена он разглядел ту силу, которая могла оказать помощь в деле защиты польской земли. В 1225 г. он приглашает рыцарей ордена, обещая дать во временное владение Хелминскую землю, а все остальное «братья сами добудут у язычников». Каждый год небольшие армии крестоносцев приходили в Пруссию, и каждый год владения ордена увеличивались. К1283 г. все прусские земли были захвачены рыцарями Тевтонского ордена. В это время в ряды ордена охотно вступали и мелкие дворяне, и крупные феодалы Европы. Здесь можно было обрести власть, почетную должность и большую добычу. Суровый устав не выдержал испытания богатством и властью. Орден перестал быть собранием фанатиков-аскетов.

ВОЙНА ШЛА НЕПРЕРЫВНО

На восточных берегах Балтийского моря, в Ливонии, ко времени появления в Пруссии тевтонцев уже три десятилетия велись крестовые походы. Там действовал орден Меченосцев, который в 1237 г. объединяется с Тевтонским орденом, увеличивая силы и земельные владения последнего. Захватывая все новые и новые земли, Тевтонский орден создал обширное государство, представлявшее огромную угрозу соседям. Весь XIV век орден воевал то с Великим княжеством Литовским, то с Польшей, а то и с двумя государствами одновременно. Война шла непрерывно. Она складывалась из мелких и крупных стычек, засад, отступлений и погонь. Обе стороны действовали одинаково. Собиралось войско числом от нескольких десятков до нескольких тысяч воинов и вторгалось на вражескую территорию. Целью был захват одного или нескольких замков и грабеж окрестностей. Выигрывал тот, кто сумел неожиданно ударить и уйти с добычей и пленными, пока противник не организовал отпор. Еще в 1326 году первый орденский хронист Петр из Дусбурга писал в своей «Хронике земли Прусской»: «Закончилась прусская война, началась война литовская».

ВЕЛИКАЯ ВОЙНА 1409-1411 г.

Наконец орден заявил о своем праве на управление Великим княжеством Литовским, ссылаясь на фальшивую (а может быть, и правдивую) дарственную грамоту Миндовга. Согласно ей великий князь завещал свое государство ордену в том случае, если останется без наследников. Последним из трех сыновей Миндовга погиб старший сын Войшелк в декабре 1268 г. И вот через 16 лет после его смерти орден выставил свои требования. Главным объектом притязаний крестоносцев была Жамойтия (область в западной части современной Литвы). Опираясь на замки, возведенные на побережье Балтики, орденские начальники всех уровней устраивали против жамойтов один поход за другим. Восставшие жамойты обратились с письмом к европейским правителям: «Выслушайте нас, угнетенных и измученных. Орден не ищет наших душ для бога, он ищет наших земель для себя; он довел нас до того, что мы должны или пойти по миру, или разбойничать, чтобы было чем жить». Но правители феодальной Европы были глухи и слепы к населению Жмуди, доведенному до полного разорения, обнищания и стоявшему на грани истребления рыцарями ордена. Когда 31 мая 1409 года в Жамойтии вспыхнуло очередное восстание, Витовт неофициально поддержал его, прислав отряд конников. Помощь восставшим жамойтам стала одной из причин Великой войны 1409-1411 гг.

К этому моменту великий князь литовский Витовт и король польский Ягайло смогли отбросить давние обиды, что было непросто, особенно для Витовта (по приказу Ягайло был убит его отец – великий князь Кейстут). Двоюродные братья объединились перед лицом грозной опасности, и когда в конфликте ордена и ВКЛ Польша поддержала Великое княжество Литовское («Противников Литвы мы врагами своими считать будем»), великий магистр Ульрих фон Юнгинген объявил Ягайло войну. Произошло это 6 августа 1409 года. В декабре этого года в Бресте состоялась тайная встреча Витовта и Ягайло, на которой был разработан детальный план военной кампании, который предусматривал поход союзных войск на Мариенбург (совр. Мальборк в Польше) – столицу ордена и генеральное сражение на орденской территории.

ГРЮНВАЛЬДСКАЯ БИТВА

Таким сражением и стала Грюнвальдская битва 15 июля 1410 года. «Поднялся такой шум и грохот от ломающихся копий и ударов о доспехи, как будто рушилось какое-то огромное строение, и такой резкий лязг мечей, что его отчетливо слышали люди на расстоянии даже нескольких миль. Нога наступала на ногу, доспехи ударялись о доспехи, и острия копий направлялись в лицо врагов; когда же хоругви сошлись, то нельзя было отличить робкого от отважного, мужественного от труса, так как те и другие сгрудились в какой-то клубок, и было даже невозможно ни переменить места, ни продвинуться на шаг, пока победитель, сбросив с коня или убив противника, не занимал место побежденного». Так об этой битве писал польский хронист Ян Длугош. Это сражение стало началом конца Тевтонского ордена. Длился бой с 12 до 18 часов. До заката солнца продолжалась погоня за беглецами. Всю ночь с 15 на 16 июля войска Великого княжества и Польши возвращались из погони, вели пленных, везли захваченные хоругви (знамена) и добычу, собирали раненых, искали тела убитых...

Только утром выяснились масштабы трагедии, постигшей Тевтонский орден. Погибли великий магистр Ульрих фон Юнгинген, великий маршал Фридрих фон Валенрод, великий комтур Конрад фон Лихтенштейн, великий казначей Томас фон Мергейм, а также 14 комтуров и 15 войтов. «Хотя трудно, я думаю, – писал Ян Длугош, – точно подсчитать, сколько пало врагов, но известно, что дорога на протяжении нескольких миль была устлана телами павших, земля пропитана кровью убитых, а воздух оглашался стонами и воплями умирающих». Всего же, как полагают нынешние историки, орденское войско потеряло убитыми максимум 13 тыс. человек, вероятно, примерно столько же попало в плен. Неподалеку от поля битвы под слово чести Витовт и Ягайло отпустили тех пленных, которые не принадлежали к ордену. Захвачены были все знамена тевтонских рыцарей, их «гостей» и союзников. Хоругви (воинские подразделения) Великого княжества Литовского потеряли убитыми и умершими от ран около 10 тысяч, тогда как общие потери союзников составили до 20 тысяч человек.

Об этом сражении написано множество работ. Историки спорят о численности войск противников, о ходе сражения, о том, чье войско внесло больший вклад в победу. Анатолий Тарас в книге «Грюнвальд 15 июля 1410 г.» пишет: «Ягайло и Витовт имели в своем распоряжении 32 тыс. воинов против 27 тыс. воинов Тевтонского ордена». На основе новых исследований А.Тарас приводит состав союзной армии: «Объединенное войско Польского королевства и Великого княжества Литовского включало 91 хоругвь и 2 татарских чамбула. Всего – 93 тактических подразделения. Среди них польских – 38, литвинских (белорусских) – 31, украинских – 14, жамойтских – 3, чешско-силезско-моравских – 3, татарских – 2, Великого Новгорода – 1, смешанное (литовско-польское) – 1».

Воины из Кобрина сражались на Грюнвальдском поле в составе хоругви, которую возглавлял наместник Витовта Ян Гаштольд. Бесспорно, нам есть чем гордиться! Не стоит преуменьшать вклад наших предков в эту победу и отдавать ее нашим соседям, которые не так безразлично относятся к своей истории!

«ЧЕСТЬ И ХВАЛА ТЕБЕ.., ЖЕРТВЕННАЯ КРОВЬ!»

Огромно и значение этой победы для судьбы нашего народа. Поражение в Грюнвальдском сражении разрушило фундамент здания Тевтонского ордена и положило начало его упадку. Начиная со дня битвы в 1410-м году и вплоть до кайзеровской оккупации весной 1915-го, в течение 505 лет на белорусские земли ни разу не ступала нога вооруженного немца. Одержав победу над крестоносцами, наши предки отстояли свое право на жизнь!

После Грюнвальда Великое княжество Литовское обрело статус европейского государства. К концу правления великого князя Витовта оно занимало огромную территорию (от границы с Псковской республикой на севере до Крыма на юге, от Галиции на западе до Оки и Угры на востоке) и доминировало в Восточной Европе. Грюнвальдская победа – одна из самых героических страниц в истории белорусского народа. Она оказала огромное влияние на его формирование: ничто не объединяет людей так, как победа!

Объединяет людей и память о победе: 25-27 июня в Новогрудок – первую столицу Великого княжества Литовского на фестиваль средневековой культуры, посвященный 600-летию этой славной победы, съехались люди со всех концов Беларуси! Рыцарские турниры и состязания лучников, прекрасные дамы и закованные в латы воины, музыканты и танцоры – все это было. А еще было чувство огромной гордости за героическое прошлое нашего народа. Отдавая честь героизму наших предков на Грюнвальдском поле, нельзя не вспомнить слова Генрика Сенкевича из его романа «Крестоносцы»: «Честь и хвала тебе во веки веков, великое, священное прошлое, и тебе, жертвенная кровь!»
 

Ольга Денисюк,
научный сотрудник Кобринского военно-исторического музея им. А.В.Суворова


Названия статей

Поиск по сайту



Наши партнеры

Познай Кобрин