Kobrin district: Minerals


Phosphorites - sedimentary rocks, it is more than for 50% put by phosphatic minerals. Phosphorites are important mineral as raw materials for production of mineral fertilizers. Phosphorites are put by the calcic phosphates relating to group of apatite, more precisely than a ftorapatit. Mineralogical phosphorites are rather monotonous therefore their main classification - structural.

Origin of phosphorites. There is no uniform mechanism of an origin of phosphorites, they are formed of different sources, different ways and in various situations. The main source of phosphorus are live organisms - phosphorus is a biogenous element. Also significant amount (however it is many times less, than in organisms) is dissolved in sea waters. The ratio of annual receipt to the ocean at demolition from continents and from a hydroterm is not established, but already rough calculation shows sharp prevalence of a role of demolition though the question demands additional studying and the accounting of an endogenous source of phosphorus.

The mechanical way of accumulation of phosphorites is rather obvious (however it is secondary): for all detrital and oolitic differences. Even if signs of an okatyvaniye do not develop, mechanical process of accumulation is demonstrated by the combination of material indicating condensation of tumors, oolites, koprolit, sinks and other large grains as a result of a peremyv of rainfall with scattered large fragments. Process of condensation plays a major role in formation of ore layers of phosphorite. Primary accumulation of phosphates can happen in the biological or chemical way.

The biological form of primary accumulation of phosphates easily is established for rakushnyakovy phosphorites (brakhiopodovy, ammonitovy, etc.) and bone phosphorites. At dying off and death of the organisms which saved up phosphatic connections in the skeletons, their remains collect and create primary fosforitovy layer. However the main stores of biogenous phosphates are microbic communities of bacteria and cyanobionts (Mikhaylova, 2006) whose activity produces intensive sedimentation from water of fosfatosoderzhashchy connections. Besides, in many mesozoic fosforitovy concretions concretions numerous ammonites and clams are buried. These organisms after their death became the centers of crystallization of phosphates as phosphorus sources at their decomposition by bacteria. So in a section at the village of Glebovo on the bank of the Rybinsk reservoir in the Yaroslavl region in sand and sandstones of the zone Epivirgatites nikitini (top Yura, Volga regioyarus) the concretions of phosphorite disseminated in a layer mark places of burial of the remains of mollusks (Kiselyov, etc., 2003). Black color of concretions testifies to a large amount of organic carbon in them.

However the most part of phosphorites is deprived of visible fossils, or is poor in them. The Hemogenny hypothesis of formation of phosphorites was offered by A.V. Kazakov in 1939. The author proceeded from the facts established by that time: exclusive poverty phosphorus (5-10 mg/m3) of a surface water because of its vigorous extraction by plankton and other organisms and repeated (in tens and hundreds of times) increases of maintenance of P2O5 with depth (to 300 mg/m3 and more) where phosphorus is released from the settling dead of plankton. The high pressure and low temperatures at a depth lead also to sharp increase of maintenance of CO2 and solubility of carbonates. At dissolution of carbonate sinks phosphorus is released from them that increases their concentration at a depth even more. If these waters in the course of an upwelling rise to a surface where pressure many times over decreases and temperature of waters, then CO2 and other dissolved gases increases will begin to be allocated vigorously in the atmosphere, and the salts withheld by them in solution to be besieged from peresyshchenny solutions. Together with them also the phosphates enriching carbonate clay and alevritovy facies of the shelf and the top part of a continental slope are besieged. However by means of Kazakov's mechanism only the phosphorites disseminated in other breeds which are not forming fields collect.

G. I. Bushinsky still in 40-x began to develop years the diagenetichesky theory of formation of phosphorites because in silt waters of rainfall the maintenance of P2O5 dostirayet 2500 mg/m3. These waters which are contained in a friable deposit are a source of formation of microconcretions - oolites and other sferoagregat. The remains of organisms which are constantly besieged from thickness of water are a source of phosphorus. At their decomposition is released and moves on draft to certain centers with the lowered pH (for example, to the decaying fossils) and concentrates in the form of larger educations there. It occurs as in the conditions of open system, i.e. in a syngenesis stage (for example, vodoroslevy mats fosfatizirutsya), and is slightly deeper, at diagenesis, but is rather close to a deposit surface. Therefore often such rainfall is washed up and condensed.

Also (very seldom) gidrotermalno-hemogenny phosphorites, for example meter layer in effusive suite of Mtavari (the top chalk, Georgia) meet. Thus, the majority of phosphorites is formed biogenous hemogennym in the way, and the main source of phosphorus are the remains of organisms. Rather often formed phosphorites are washed up and condensed.

Application. Are applied mainly to production of phosphoric fertilizers. Application of phosphatic connections as fertilizers was begun in 200 years BC. Since then and to the middle of the 19th century as the main source of raw materials for phosphoric fertilizers served bones of animals and fishes, and also guano. In 1857 it was established that natural phosphates can be transferred by means of acid processing to forms, soluble, readily available for plants, and to use then as fertilizer. Five years later, in 1862, in England annually made already 200 thousand tons of the phosphoric fertilizers received mainly as a result of dissolution in acids of phosphatic breeds. From now on extraction of phosphorites steadily increased, and in 1963 in the world over 40 million t of phosphatic raw materials were already extracted.

60% of the phosphatic breeds got in the USA are used for production of agricultural fertilizers. About 25% go for receiving elementary phosphorus on the basis of which organic and inorganic chemical compounds are created. The remained 15% are exported mainly to other countries where from them fertilizers are besides made.

Fields near villages: Lelikovo, Divin.


Search in the website

Our partners

Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Кобринский район: Полезные ископаемые

Фосфориты

Фосфориты - осадочные горные породы, больше чем на 50% сложенные фосфатными минералами. Фосфориты являются важным полезным ископаемым, как сырье для производства минеральных удобрений. Фосфориты сложены кальциевыми фосфатами, относящимися к группе апатита, точнее фторапатита. Минералогически фосфориты достаточно однообразны, поэтому основная их классификация - структурная.

Происхождение фосфоритов. Единого механизма происхождения фосфоритов нет, они образуются из разных источников, разными способами и в различных обстановках. Основным источником фосфора являются живые организмы - фосфор является биогенным элементом. Также значительное количество (однако во много раз меньше, чем в организмах) растворено в морских водах. Соотношение ежегодного поступления в океан при сносе с континентов и из гидротерм не установлено, но уже грубый подсчет показывает резкое преобладание роли сноса, хотя вопрос требует дополнительного изучения и учета эндогенного источника фосфора.

Достаточно очевиден механический способ накопления фосфоритов (однако он является вторичным): для всех обломочных и оолитовых разностей. Если даже признаки окатывания не развиваются, о механическом процессе накопления свидетельствует смешанность материала, указывающая на конденсацию желваков, оолитов, копролитов, раковин и других крупных зерен в результате перемыва осадков с рассеянными крупными фрагментами. Процесс конденсации играет главную роль в образовании рудных пластов фосфорита. Первичное накопление фосфатов может происходить биологическим или химическим способом.

Биологическая форма первичного накопления фосфатов легко устанавливается для ракушняковых фосфоритов (брахиоподовых, аммонитовых и др.) и костяных фосфоритах. При отмирании и гибели организмов, накопивших в своих скелетах фосфатные соединения, их остатки накапливаются и создают первичный фосфоритовый пласт. Однако основными накопителями биогенных фосфатов являются микробные сообщества бактерий и цианобионтов (Михайлова, 2006), чья деятельность продуцирует интенсивное осаждение из воды фосфатосодержащих соединений. Кроме того, во многих мезозойских фосфоритовых конкрециях конкрециях захоронены многочисленные аммониты и двустворчатые моллюски. Эти организмы после их гибели стали центрами кристаллизации фосфатов как источники фосфора при их разложении бактериями. Так в разрезе у села Глебово на берегу Рыбинского водохранилища в Ярославской области в песках и песчаниках зоны Epivirgatites nikitini (верхняя юра, волжский региоярус) рассеянные в слое конкреции фосфорита маркируют места захоронения остатков моллюсков (Киселев и др., 2003). Черный цвет конкреций свидетельствует о большом количестве органического углерода в них.

Однако большая часть фосфоритов лишена видимых органических остатков, или бедна ими. Хемогенная гипотеза образования фосфоритов была предложена А.В. Казаковым в 1939 году. Автор исходил из установленных к тому вpeмени фактов: исключительной бедности фосфором (5-10 мг/м3) поверхностных вод из-за энергичного eгo извлечения планктоном и другими организмами и мнoгoкpaтнoгo (в десятки и сотни раз) возрастания содержания Р2O5 с глубиной (до 300 мг/м3 и более), где фосфор освобождается из оседающего мертвого планктона. Высокое давление и низкие температуры на глубине приводят также к резкому возрастанию содержания CO2 и растворимости карбонатов. При растворении карбонатных раковин фосфор высвобождается из них, что еще больше повышает их концентрацию на глубине. Если эти воды в процессе апвеллинга поднимаются к поверхности, где во много раз уменьшается давление и повышается температура вод, то CO2 и другие растворенные газы начнут энергично выделяться в атмосферу, а удерживаемые ими в растворе соли осаждаться из пересыщенных растворов. Вместе с ними осаждаются и фосфаты, обогащающие карбонатную, глинистую и алевритовую фации шельфа и верхней части континентального склона. Однако с помощью механизма Казакова накапливаются только рассеянные в других породах фосфориты, не образующие месторождений.

Г.И. Бушинский еще в 40-x годах начал разрабатывать диагенетическую теорию образования фосфоритов, ибо в иловых водах осадков содержание Р2O5 достиrает 2500 мг/м3. Эти воды, содержащиеся в рыхлом осадке, являются источником формирования микроконкреций - оолитов и других сфероагрегатов. Источником фосфора служат остатки организмов, постоянно осаждающиеся из толщи воды. При их разложении высвобождается и перемещается по осадку к определенным центрам с пониженным pH (например, к разлагающимися органическими остатками) и концентрируется там в виде более крупных образований. Это происходит как в условиях открытой системы, т. е. в стадию сингенеза (например, фосфатизируются водорослевые маты), так и несколько глубже, при диагенезе, но достаточно близко к поверхности осадка. Поэтому часто такие осадки перемываются и конденсируются.

Встречаются также (очень редко) гидротермально-хемогенные фосфориты, например метровый пласт в эффузивной свите Мтавари (верхний мел, Грузия). Таким образом, большинство фосфоритов образуется биогенно-хемогенным путем, причем основным источником фосфора являются остатки организмов. Достаточно часто образовавшиеся фосфориты перемываются и конденсируются.

Применение. Применяются главным образом для производства фосфорных удобрений. Применение фосфатных соединений в качестве удобрений было начато еще за 200 лет до н. э. С тех пор и до середины XIX в. основным источником сырья для фосфорных удобрений служили кости животных и рыб, а также гуано. В 1857 г. было установлено, что природные фосфаты можно при помощи кислотной обработки перевести в растворимые, легкодоступные для растений формы и использовать затем как удобрение. Пятью годами позже, в 1862 г., в Англии ежегодно производилось уже 200 тыс. т фосфорных удобрений, получаемых главным образом в результате растворения в кислотах фосфатных пород. С этого времени добыча фосфоритов неуклонно увеличивалась, и в 1963 г. в мире уже добывалось свыше 40 млн. т фосфатного сырья.

60% добываемых в США фосфатных пород используется для производства сельскохозяйственных удобрений. Приблизительно 25% идет на получение элементарного фосфора, на основе которого создаются органические и неорганические химические соединения. Оставшиеся 15% экспортируются главным образом в другие страны, где из них опять-таки производятся удобрения.

Месторождения в районе деревень: Леликово, Дивин.

Навигация

Поиск по сайту

Наши партнеры

Животный мир Кобринщины, Кобрин, Беларусь