Kobrin district

Fauna

BIG OAK MAN WITH A BIG MOUSTACHE

Class: INSECTS (INSECTA)
Group: COLEOPTEROUS (COLEOPTERA)
Family: MEN WITH A BIG MOUSTACHE (CERAMBYCIDAE)

Look: CERAMBYX CERDO LINNAEUS, 1758
          VUSACH VYALIKI DUBOVY

Category of protection: III CATEGORY

International importance:
It is protected in Europe (The appendix II of the Bern convention). It is included in the MSOP Red List (VU, ver. 2.3, 1994); in Red Lists of Lithuania and Ukraine.



Rasprostraniyeniye:
In the south of Belarus the western subspecies live (C. c. cerdo L.), which is widespread in Western Europe, on the North - to the southern part of Sweden, and on the East - to Kharkiv in Ukraine. Within the last 20-30 years it is found only in inundated oak groves on coast of the river Pripyat. One copy was found in the late nineties in surrounding of Cancers. It is noted in Bialowieza Forest. Russia: South of the European part, Caucasus; Moldova, Transcaucasia; Sowing. Africa, Europe, Middle East, Iran.

This look is divided now into a number of subspecies from which the Caucasian S. cerdo klinzigi Pod., according to a number of authors, it is most isolated morphologically.

The damaged (fodder) wood plants. Mainly oak. Can occupy also other breeds among which: willow, walnut, chestnut, beech, hornbeam, ilm, fruit, hawthorn, almonds, ash-tree, white acacia, maple, sometimes linden.

Nature of damages and biological features. Larvae do considerable physiological harm, and from second year — and technical. It is specified as the dangerous wrecker in oak groves of Krasnodar Krai, Ukraine, Georgia. Occupies the tolstomerny growing and weakened trees, in particular, suddenly appeared on light at kulisny cabins. Prefers thick trunks. But can occupy also relatively young trees, even thin trunks and stubs. It is easy to find populated trees on nateka of dark juice, congestions of boring flour, and later and to existence of flight openings. Generation 2 — 3-year-old.

The larva originally gnaws the course under bark, for the second summer passes into a sapwood, and then is deeper in wood. The course in wood has a characteristic structure, a form reminding a hook. Total length of the course reaches one meter and even more. Usually for the third summer in July — August the larva gnaws a cradle where it pupates. Otrodivshiysya here the bug usually also winters (Founders, 1940). Bugs leave from May to August. Are active in the afternoon, eat the juice which is emitted from wound wood. Eggs are laid on one in cracks and cracks of bark or in narrow openings in bark (the courses of other ksilofag). Fertility on average to 100 eggs.

In the last decades on part of the area the big oak man with a big mustache became rare and as esthetically attractive object and the inhabitant old, sometimes relic oak groves was brought in the Red List USSR (Lopatin, 1984). In the 80th years of the 20th century in Krasnodar Krai the question of the one who should be protected a bug or relic oak groves which it damages was discussed.

Morphology (including the diagnosis). Representatives of the sort Cerambyx L. The man with a big mustache big the large extended bugs, 17 — 60 mm long. Head and cheeks quite long. The head without sheevidny banner behind poorly developed temples. Eyes. m largely fasetirovana. Short moustaches at a female usually considerably, and at a male are much longer than a body, their 1st chlenik is strongly thickened, the 2nd. the m is short, 3 — the 5th chlenika strongly knotty. Perednespinka on sides from B. m a sharp hillock, on a disk in the rough, mostly incorrectly mixed folds. Wing sheaths are long, quite often considerably narrowed to top. Long legs, but back hips do not reach tops of wing sheaths.

Larvae white, with rare not mine shchetinka. The head yellow with a black first line. Frontal seams not clear. A first line of a forehead of a straight line, in small longitudinal grooves. There are about 3 large peepholes from each side of the head and, besides, additional eyes on a ventral and dorsalny surface of temples. Whisky in rough, deep wrinkles, strongly and widely sklerotizovana. The roller on temples if is available, then small and rather smooth. Often there are subfossalny teeth. Upper jaws outside rather smooth, with a cross vdavleniye. The Maksillyarny blade narrow, is covered with shchetinka on an internal surface. Perednegrud with bright yellow spots on a pronotuma and alarny shares. The main part of a pronotum is covered with deep longitudinal grooves. Tergit srednegrud it is divided by X - a figurative seam, and tergit zadnegrud — the wrong cross furrow. Tergit zadnegrud and sternita average and zadnegrud are distinctly largely granulated. Legs are developed rather well, consist of 5 parts. Callosities of a paunch are distinctly granulated (Mamayev, Danilevsky, 1975).

Page segao — a pitch-black, brilliant bug, which topmost part of wing sheaths red or brownish. Perednespinka in rough worm-shaped folds, wing sheaths on the basis grubomorshchinisty. Ddina of a body of 23 — 60 mm. the 2nd chlenik of short moustaches less than twice more widely than the length, the 3rd and 4th chlenika only moderately knotty at tops. The sutural corner of wing sheaths is extended in a clove.

Number and tendency of its change:
In recent years single copies are observed.

Major factors of threat:
Usykhaniye and cutting down of old oaks.

Protection measures:
The look is included in the 2nd edition of the Red List of Republic of Belarus (the II category). Preservation of sites of old-age oak groves or, at least, separate perestoyny trees in National parks "Pripyat" and "Bialowieza Forest".

Большой дубовый усач | Кобринский район | Туристический Кобрин
Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Кобринский район

Животный мир

БОЛЬШОЙ ДУБОВЫЙ УСАЧ

Класс: НАСЕКОМЫЕ (INSECTA)
Отряд: ЖЕСТКОКРЫЛЫЕ (COLEOPTERA)
Семейство: УСАЧИ (CERAMBYCIDAE)

Вид:  CERAMBYX CERDO LINNAEUS, 1758
           ВЯЛIКI ДУБОВЫ ВУСАЧ

Категория охраны: III КАТЕГОРИЯ

Международная значимость:
Охраняется в Европе (Приложение II Бернской конвенции). Включен в Красный Список МСОП (VU, ver. 2.3, 1994); в Красные книги Литвы и Украины.



Распространиение:
На юге Беларуси обитает западный подвид (C. c. cerdo L.), который распространен в Западной Европе, на север - до южной части Швеции, а на восток - до Харькова на Украине . В течение последних 20-30 лет найден только в пойменных дубравах по берегам р. Припять. Один экземпляр был обнаружен в конце 90-х годов в окр. г. Раков. Отмечен в Беловежской пуще. Россия: юг европейской части, Кавказ; Молдова, Закавказье; Сев. Африка, Европа, Ближний Восток, Иран.

Этот вид в настоящее время разделяется на ряд подвидов, из которых кавказский С. cerdo klinzigi Pod., по мнению ряда авторов, наиболее обособлен морфологически.

Повреждаемые (кормовые) древесные растения. Преимущественно дуб. Может заселять и другие породы, среди которых: ива, грецкий орех, каштан, бук, граб, ильм, плодовые, боярышник, миндаль, ясень, белая акация, клен, иногда липа.

Характер повреждений и биологические особенности. Личинки наносят значительный физиологический вред, а со второго года — и технический. Указан как опасный вредитель в дубравах Краснодарского края, Украины, Грузии. Заселяет толстомерные растущие и ослабленные деревья, в частности, внезапно оказавшиеся на свету при кулисных рубках. Предпочитает толстые стволы. Но может заселять и сравнительно молодые деревья, даже тонкие стволы и пни. Заселенные деревья легко обнаружить по натекам темного сока, скоплениям буровой муки, а позже и наличию летных отверстий. Генерация 2 — 3-летняя.

Личинка первоначально грызет ход под корой, на второе лето переходит в заболонь, а затем глубже в древесину. Ход в древесине имеет характерное строение, формой напоминающее крючок. Общая длина хода достигает одного метра и даже более. Обычно на третье лето в июле — августе личинка выгрызает колыбельку, где и окукливается. Отродившийся здесь жук обычно и зимует (Плавильщиков, 1940). Жуки выходят с мая по август. Активны днем, питаются выделяющимся из раневой древесины соком. Яйца откладывают по одному в трещины и щели коры или в узкие отверстия в коре (ходы других ксилофагов). Плодовитость в среднем до 100 яиц.

В последние десятилетия на части своего ареала большой дубовый усач стал редок и как эстетически привлекательный объект и обитатель старых, подчас реликтовых дубрав был внесен в Красную книгу СССР (Лопатин, 1984). В 80-е годы XX века в Краснодарском крае дискутировался вопрос о том, кого следует охранять, жука или реликтовые дубравы, которые он повреждает.

Морфология (включая диагноз). Представители рода Cerambyx L. Усач большой крупные удлиненные жуки, длиной 17—60 мм. Голова и щеки довольно длинные. Голова без шеевидной перетяжки позади слабо развитых висков. Глаза б. м. крупно фасетированы. Усики у самки обычно заметно, а у самца гораздо длиннее тела, их 1-й членик сильно утолщен, 2-й б. м. короткий, 3 — 5-й членики сильно узловатые. Переднеспинка на боках с б.м. острым бугорком, на диске в грубых, большей частью неправильно перепутанных складках. Надкрылья длинные, нередко заметно суженные к вершине. Ноги длинные, но задние бедра не достигают вершин надкрылий.

Личинки белые, с редкими неминными щетинками. Голова желтая с черным передним краем. Лобные швы неявственные. Передний край лба прямой, в мелких продольных бороздках. Имеется по 3 крупных глазка с каждой стороны головы и, кроме того, дополнительные глазки на вентральной и дорсальной поверхности висков. Виски в грубых, глубоких морщинках, сильно и широко склеротизованы. Валик на висках если имеется, то маленький и сравнительно гладкий. Часто имеются субфоссальные зубцы. Мандибулы снаружи сравнительно гладкие, с поперечным вдавлением. Максиллярная лопасть узкая, покрыта щетинками на внутренней поверхности. Переднегрудь с яркими желтыми пятнами на пронотуме и аларных долях. Основная часть пронотума покрыта глубокими продольными бороздками. Тергит среднегруди разделен Х - образным швом, а тергит заднегруди — неправильной поперечной бороздой. Тергит заднегруди и стерниты средне- и заднегруди отчетливо крупно гранулированы. Ноги развиты сравнительно хорошо, состоят из 5 частей. Мозоли брюшка отчетливо гранулированы (Мамаев, Данилевский, 1975).

С. сегао — смоляно-черный, блестящий жук, вершинная часть надкрылий которого рыжая или буроватая. Переднеспинка в грубых червеобразных складках, надкрылья на основании грубоморщинистые. Ддина тела 23 — 60 мм. 2-й членик усиков менее чем вдвое шире своей длины, 3-й и 4-й членики лишь умеренно узловатые на вершинах. Шовный угол надкрылий вытянут в зубчик.

Численность и тенденция ее изменения:
В последние годы наблюдаются единичные экземпляры.

Основные факторы угрозы:
Усыхание и вырубка старых дубов.

Меры охраны:
Вид включен во 2-е издание Красной книги Республики Беларусь (II категория). Сохранение участков старовозрастных дубрав или, по крайней мере, отдельных перестойных деревьев в Национальных парках «Припятский» и «Беловежская пуща».