Kobrin district


Tag cloud

Our partners


Red squirrel
Length of a body of a squirrel fluctuates from 16 to 27 cm. Slender body. Standing, quite large ears, being unbent forward, close eyes. Width of ears is equal in the middle 0.75 of their heights. On the rounded-off tips of ears the brushes of hair which are strongly expanding in the winter grow. Shorter and weak forepaws with four long, mobile fingers, are armed with the long, squeezed from sides, bent claws. The thumb is underdeveloped and presented by a small hillock with the flattened claw. Hind legs are longer, with five fingers. Claws of hinder legs are less bent well than lobbies. Soles in the summer partially naked, for the winter acquire dense fur. On stupnyakh forepaws there are five naked callosities, on back — four. The tail exceeds a half of length of a body, is densely covered with wool. Hair on each side of a tail reach considerable length, in 30 — 60 mm why the tail has the flattened form.

The lower cutters are strongly squeezed from sides; in the top jaw of adult small animals five molars (together with lozhnokorenny), but the first lozhnokorenny tooth is underdeveloped and has an appearance of a thin stick.

Coloring of squirrels is very changeable, and the seasonal dimorphism at them is strongly expressed. The prevailing coloring of summer fur at the small animals inhabiting the European part of the former USSR except the Carpathians, and Western Siberia, red, and at small animals from the Carpathians, Eastern Siberia and from the Far East — mainly brown or almost black. In the winter in coloring of the European and West Siberian squirrels prevail gray and silvery tone, with brown shades, and the ridge happens quite often red or as pushnik speak, "gorbolysy". At small animals from Eastern Siberia and from the Far East in winter coloring of top prevail dark-brown and dark gray tone. A body bottom from a chin and almost to the tail basis, and also internal surfaces of legs during the whole year remain white.

On variability of coloring of fur of a squirrel from the same area can be reduced to three the most often found types: 1) krasnokhvostka, 2) burokhvostka and 3) chernokhvostka. In steppe pine forests on the plain of Western Siberia the serokhvosty form of squirrels meets. Among squirrels the general pobeleniye of fur (full or partial albinism) is sometimes observed, but also — emergence of white spots that leads to skewbald coloring.

The squirrel fades two times a year, except for the tail fading only once in a year. The spring molt proceeds mainly in March and April, and autumn — in September and October. The first molt begins now after rutting, but its terms strongly hesitate and stretch depending on fodder and weather conditions of this year. In days of good harvests of forages begins and comes to an end earlier, and in bad strongly is late and stretches. At females passes quicker and comes to an end by the time of the birth of young people, at males begins a little earlier and drags on till July. The molt begins with the head, in eyes and a nape, and then extends to cheeks and a forehead. Goes down from a nape on a neck to the area of shovels and a back, extending along ridge. The inner side on linny places becomes lead-black or blue, with strong impurity of the red tones depending on yellow dye (pigment), skoplyayushchegosya in hair bags. Later covers sides and legs. On the head long remain not faded a nose and ears. The last the trunk site at a root of a tail and the tail from the basis to top fades. Tail hair begin to drop out very much early (at Moscow region squirrels long before the beginning of the general molt — at the end of December), and only to the middle of summer the molt of a tail comes to an end, and almost all underfur, considerable part of an awn instead of which a little new grows drops out; the tail becomes very rare. Soon after that growth of new fur begins.

After the termination of a spring molt begins autumn which proceeds in strictly return order — from a tail root to the head. Growth of a new winter hair begins with the middle of summer. Males begin to fade at the end of the last autumn techka. Females fade after autumn childbirth, and those from them which had no second dung, fade earlier. Young small animals fade in the fall, a little later old males, almost along with yalovy autumn females.

On snow of protein leaves prints of all four paws: ahead two smaller lobbies which are strongly pulled together imprint two big back, behind. The trace of back pads is pulled together by heels, and lobbies — fingers. Total length of a trace is about 11 cm, width — about 7 cm.

The squirrel jumps moves, and poles of its traces last on snowdrifts under trees and bushes and with hemp on penek. Where protein is a lot of, sometimes their traces merge in the real tracks. The squirrel often digs out snow, getting on the earth mushrooms, berries and cones and nuts which fell or dumped by crossbills and woodpeckers. Except a characteristic trace on snow, it is easy to notice presence of a squirrel at the wood on the cones and the sheared trailer escapes of coniferous trees which are eaten around by a small animal. In days of a crop failure of wood seeds of protein often digs the earth, digging out mushrooms — cervine truffles which are known at hunters under the name of "parg", sometimes stocks from mushrooms on branches of trees. She chews tips of fir-tree branches, eats away flower kidneys, and throws branches on the earth, covering with them the soil or snow under a tree. Husks ripe cones of coniferous trees entirely, tearing off scales and absolutely clearing a core whereas at cones, rasklevanny woodpeckers and crossbills, scales remain on a core and are only moved apart and broken.

The area of a red squirrel as inhabitants of the woods covers all northern forest spaces of Russia from wood border to steppe areas in the south in the north: she lives in all woods of the European part of the country, and also in all woods of Siberia, the Far East and Kamchatka

On huge space of the area the red squirrel forms a row of the geographical races or subspecies differing mainly in coloring of fur and insignificant deviations in sizes.

The squirrel is one of typical wood inhabitants, especially coniferous forest. The small animal carries out the most part of life on trees. In the north at the removements the squirrel quite often reaches the forest-tundra and tries to arrange nests for the winter among a light forest, but perishes from a beskormitsa, frosts and predators.

In the wood of the place of its dwelling are very different and change by years and seasons of one year, mainly depending on a harvest of forages. In the spring and in the summer the squirrel adheres to a long-boled, dense and many-tier, damp coniferous forest, with a good underbrush, in a remote taiga, on valleys of streams and small rivers where the soil is usually a little boggy. During other seasons of year, depending on a harvest of seeds of coniferous trees, mushrooms and partly berries, the small animal keeps that in cedar forests and fir groves, in deciduous young growths or plantings of a fir. At an identical harvest of seeds the squirrel prefers the cedar and listvennichny woods. In pineries it meets less often; there it is attracted not so much by cones how many a harvest of mushrooms. The exception is made by the teleduck and other southern squirrels living all the time in pineries or the deciduous woods.

All warmer part of year of protein it is very active and the whole days runs on branches or on the ground, collecting a forage. Only in the middle of winter the deep snow covering the earth and friable snow hung on branches complicate movements of a small animal, and in hard frosts squirrels get into nests and spend some time in a semi-drowsy state there. At the end of January or the beginning of February of snow on branches happens less, the sun warms stronger, and the squirrel starts active life over again. Small animals day by day depart from a nest further and further, at males testicles, and in February — March, depending on weather conditions and fatness of small animals strongly bulk up, the techka begins. During a techka about one female gathers five or six males; small animals quickly run one after another on trees and on the ground, lift fuss and fights. The marriage period borrows about two or three weeks, and pairing of certain squirrels happens usually within 1 — 2 days, at the end of a techka. Days for 20 before childbirth the female begins to build one, two or three nests are more often, choosing dense plantings of coniferous trees.

The squirrel suits a nest or in hollows of trees, training wood lichens, a grass, a mochala, dry leaves and other soft laying there, or, more often, builds it of dry branches, a moss, trailing lichens, a lime mochala, etc., in a fork of a tree or among dense boughs, usually from the South and southeast side of a trunk, at the height from 7 to 15 m. Such spherical nest is called "gayno". Males, as a rule, do not build new nests, and borrow and correct thrown by a female or complete nests of thrushes, forty, hawks-perepelyatnikov, crows.

For a conclusion of children the female builds gayno more accurately and the big sizes, spending for construction usually from 4 to 5 days. The squirrel begins to build it from the basis, stacking and weaving thicker branches; then builds sides and a roof, leaving one or two exits. Inside the small animal covers a nest a soft laying. In hard frosts gayno well holds heat as the squirrel stops up with soft lichens all exits. The sizes of the internal room of a gayn fluctuate from 12 to 16 cm, and width of entrances from 5 — 6 to 8 cm.

For the 35th day after pairing at a squirrel, depending on age and fatness, 3 — 10 naked blind baby squirrels will be born, about 8 g everyone is powerful. Baby squirrels quickly enough grow, being put on weight on average on 1,5 g a day. From the eighth day of life skin at them begins to become blue and gradually becomes covered by hair; weeks through three are cut cutters, and approximately for the 30th day eyes open. By the same time baby squirrels begin to climb. At the age of about two months young people pass to independent food with wood seeds, nuts and berries and then leave a female. On the fifth month of life at baby squirrels change of young teeth comes to an end, and small animals become almost adult individuals. Having brought up the first dung, the female is a little fattened and usually again copulates. Thus, the squirrel usually brings two dung a year, and sometimes even three. Sometimes the last dung of a squirrel strongly is late, and the baby squirrels who were born late fall or even in the winter freeze.

The food of a squirrel is very different, and her players are changed by years and seasons. The bulk of food of a small animal is made by seeds and nuts of coniferous trees: a cedar, a larch, a fir-tree, a fir and a pine which the squirrel eats all year. In the summer to this forage berries and mushrooms increase. In more southern areas where the oak woods with an underbrush from a filbert grow, the squirrel eats acorns and hazelnuts. Besides, she eats insects, bird's eggs and baby birds, getting them in nests. In days of a crop failure of coniferous seeds, berries, nuts and mushrooms of protein passes to food with young escapes and buds of trees, bark, a bass and spongy wood mushrooms. In bumper-crop years of protein stocks nuts and cones, training them in hollows or burying among roots, and also dries mushrooms, hanging out them here and there, on branches of trees and bushes. The warehouses the small animal, povidimy, quickly forgets and finds them in the winter incidentally, examining all suitable places.

In ancient Russian records there are instructions on big removements or migrations of squirrels. They are observed almost in all parts of the country where the squirrel lives. Sometimes summer migrations are caused by a drought and wildfires, especially in the central and Eastern Siberia, but is more often a crop failure of its main forages — seeds of coniferous trees and nuts. Removements of squirrels present or short transitions from planting of one breed to planting another, from one forest area in another, or long and distant resettlements on hundreds of kilometers; the last are, povidimy, only in the woods of plains, extensive and monotonous on structure. The wandering squirrel can pass long distances; absolutely exact data on transitions to 250 — 300 km are known, but probably it passes considerably big spaces. There are with a speed of a step of the person, 3 — 4 km/h, but as long can move so — it is unknown. During migrations often comes out of the wood on open spaces of the tundra, steppes, on the opened fields, goes through naked tops of mountains, through the cities and villages, tries to cross the wide rivers as Northern Dvina, Ob, Yenisei, Amur, floats through the Gulf of Finland, Mezensky gulf, Taz Bay, Lake Baikal, Strait of Tartary. At the same time small animals in hundreds and in thousands sink, perish for hunger and freeze in the winter on open spaces.

Migration begins usually with the movement of certain small animals and then carries away all squirrels living in this area.

There is a squirrel the wide front one by one, but in one direction, without forming considerable solid packs. It Skoplyatsya only about big obstacles: on coast of the big rivers, gulfs, before steppes. During migration loses almost any care and does not pay attention to presence of people, dogs and to unusual noise of plants and big cities. Submitting to old habits, small animals during the course gather mushrooms and hang up them on a branch to dry, hide nuts and cones in hollows and among roots. Removements continue sometimes during one — two months, the whole summer and fall, to deep snow and hard frosts are sometimes observed, and occasionally happen within several years in a row to breaks in the winter. From the area with adverse conditions (a crop failure of forages, a drought, extensive wildfires) of protein spreads extensively, but the movement on the North is more often noticed. In this direction usually there are squirrels who bred in a forest zone. Having reached the forest-tundra and the tundra, they perish; reverse motion from the forest-tundra was not observed.

Irrespective of migrations the quantity of squirrels in the same area does not remain to constants from year to year and is subject to fluctuations which are connected with a harvest of seeds of coniferous trees. In more southern and western regions of the country where harvests of these seeds repeat more often and more evenly, according to a thicket the number of a squirrel, sometimes very strongly increases. Increase in quantity of squirrels, or, on the contrary, sharp reduction cover them quite often huge spaces in hundreds of thousands of square kilometers whereas migrations give only some regrouping of herd of squirrels on rather small sites, on the area no more than several hundred kilometers. The crop failure of a squirrel depends on the suppressed, reduced reproduction and on development of general diseases, the epizooty connected with starvation of small animals owing to a crop failure of the main forages.

Epizooty usually arises at the end of fall and most develops in the spring, and the reduced reproduction and small number of squirrels are observed usually in a year after a crop failure of forages, i.e. during the next trade season, and quite often fall on a year rich with sterns.

As a rule, sharp rise in number of squirrels is also late for one year after a year, fruitful on forages. The cones which are brought down on the earth by wind and crossbills serve as a rich forage to proteins all winter, spring and even the summer following after bumper-crop year. Provided with a plentiful stock of forages, squirrels well and quickly breed, bringing many young people in each dung. Very often squirrel harvest is necessary for a year with a crop failure of forages again, and proteins perish masses again or otkochevyvat to areas with a forage harvest. What diseases ruin protein in the conditions of an autumn and winter beskormitsa, it is not found out yet.

Squirrels, just as chipmunks, gophers, water rats, muskrats and other rodents, are subject to diseases of a tulyaremiya. Cases of death of squirrels from an infectious disease — a hemorrhagic septitsemiya were observed, and her diseases of a piroplasmosis widespread among pets and small rodents are possible. Adult squirrels and especially baby squirrels in nests suffer from ticks and fleas.

The squirrel is a valuable fur animal, one of the main objects of fur trade in Russia. It is got generally in a taiga zone of the European part, the Urals and Siberia. The bulk of squirrels arrives from Siberia, Yakutia and from the Far East. At the time of the Soviet Union, by the number of preparations this small animal conceded only to a sable, but now reception of skins was practically reduced to zero. In 2009 at the main Russian fur auctions it was not put up for sale.

Обыкновенная белка | Кобринский район | Туристический Кобрин
Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Кобринский район

Животный мир

Обыкновенная белка
Длина тела белки колеблется от 16 до 27 см. Тело стройное. Стоячие, довольно большие уши, будучи отогнуты вперед, закрывают глаза. Ширина ушей в середине равна 0.75 их высоты. На закругленных кончиках ушей растут кисточки волос, сильно разрастающиеся зимой. Более короткие и слабые передние лапы с четырьмя длинными, подвижными пальцами, вооружены длинными, сжатыми с боков, загнутыми когтями. Большой палец недоразвит и представлен маленьким бугорком с уплощенным когтем. Задние ноги длиннее, с пятью пальцами. Когти задних лап менее изогнуты и короче передних. Подошвы летом частично голые, на зиму обрастают густым мехом. На ступнях передних лап имеется пять голых мозолей, на задних — четыре. Хвост превышает половину длины тела, густо покрыт шерстью. Волосы по бокам хвоста достигают значительной длины, в 30—60 мм, отчего хвост имеет уплощенную форму.



Нижние резцы сильно сдавлены с боков; в верхней челюсти взрослых зверьков пять коренных зубов (вместе с ложнокоренными), но первый ложнокоренной зуб недоразвит и имеет вид тонкой палочки.

Окраска белок очень изменчива, и сезонный диморфизм у них сильно выражен. Преобладающая окраска летнего меха у зверьков, населяющих европейскую часть бывшего СССР, кроме Карпат, и Западную Сибирь, рыжая, а у зверьков из Карпат, Восточной Сибири и с Дальнего Востока — преимущественно бурая или почти черная. Зимой в окраске европейских и западносибирских белок преобладают серые и серебристые тона, с бурыми оттенками, причем хребет бывает нередко рыжий или, как говорят пушники, «горболысый». У зверьков же из Восточной Сибири и с Дальнего Востока в зимней окраске верха преобладают темнобурые и темносерые тона. Низ тела от подбородка и почти до основания хвоста, а также внутренние поверхности ног в течение всего года остаются белыми.

По изменчивости окраски меха белки из одного и того же района могут быть сведены к трем наиболее часто встречающимся типам: 1) краснохвостка, 2) бурохвостка и 3) чернохвостка. В степных борах на равнине Западной Сибири встречается серохвостая форма белок. Среди белок иногда наблюдается общее побеление меха (полный или частичный альбинизм), а кроме того — появление белых пятен, что ведет к пегой окраске.

Белка линяет два раза в год, за исключением хвоста, линяющего всего один раз в год. Весенняя линька протекает главным образом в марте и апреле, а осенняя — в сентябре и октябре. Первая линька начинается сейчас же после гона, но ее сроки сильно колеблются и растягиваются в зависимости от кормовых и метеорологических условий данного года. В годы хороших урожаев кормов начинается и заканчивается раньше, а в плохие сильно задерживается и растягивается. У самок проходит быстрее и заканчивается к моменту рождения молодых, у самцов начинается немного раньше и затягивается до июля. Линька начинается с головы, в области глаз и затылка, а затем распространяется на щеки и лоб. С затылка спускается по шее в область лопаток и спины, распространяясь вдоль хребта. Мездра на линных местах становится свинцово-черной или синей, с сильной примесью рыжих тонов, зависящих от желтого красящего вещества (пигмента), скопляющегося в волосяных сумках. Позднее охватывает бока и ноги. На голове долго остаются невылинявшими нос и уши. Последним линяет участок туловища у корня хвоста и самый хвост от основания к вершине. Волосы на хвосте начинают выпадать очень рано (у подмосковных белок задолго до начала общей линьки — в конце декабря), и только к середине лета линька хвоста заканчивается, причем выпадает почти весь подшерсток, значительная часть ости, взамен которой вырастает очень немного новой; хвост становится очень редким. Вскоре после этого начинается отрастание нового меха.

Вслед за окончанием весенней линьки начинается осенняя, которая протекает в строго обратном порядке — от корня хвоста к голове. Рост нового зимнего волоса начинается с середины лета. Самцы начинают линять в конце последней осенней течки. Самки линяют после осенних родов, причем те из них, которые не имели второго помета, линяют раньше. Молодые зверьки линяют осенью, немного позже старых самцов, почти одновременно с яловыми осенними самками.

На снегу белка оставляет отпечатки всех четырех лап: впереди отпечатываются две большие задние, сзади две меньшие передние, сильно сближенные. След задних лапок сближен пятками, а передних — пальцами. Общая длина следа около 11 см, ширина — около 7 см.

Передвигается белка прыжками, и ямки ее следов тянутся по сугробам под деревьями и кустарниками и с пенька на пенек. Там, где белок много, иногда следы их сливаются в настоящие тропы. Белка часто раскапывает снег, добывая на земле грибы, ягоды и упавшие или сброшенные клестами и дятлами шишки и орехи. Кроме характерного следа на снегу, присутствие белки в лесу легко заметить по объеденным зверьком шишкам и состриженным концевым побегам хвойных деревьев. В годы неурожая древесных семян белка часто роет землю, выкапывая грибы — оленьи трюфели, которые известны у охотников под именем «парги», иногда делает запасы из грибов на ветвях деревьев. Она сгрызает кончики еловых ветвей, выедает цветочные почки, а веточки бросает на землю, устилая ими почву или снег под деревом. Спелые шишки хвойных деревьев лущит целиком, отрывая чешуйки и совершенно очищая стержень, тогда как у шишек, расклеванных дятлами и клестами, чешуйки остаются на стержне и бывают только раздвинуты и поломаны.

Ареал обыкновенной белки как обитательницы лесов охватывает все северные лесные пространства России от границы леса на севере до степных районов на юге: она живет во всех лесах европейской части страны, а также во всех лесах Сибири, Дальнего Востока и Камчатки

На огромном пространстве своего ареала обыкновенная белка образует ряд географических рас или подвидов, отличающихся главным образом окраской меха и незначительными отклонениями в размерах.

Белка является одним из типичных древесных обитателей, особенно хвойного леса. Большую часть жизни зверек проводит на деревьях. На Севере при своих перекочевках белка нередко доходит до лесотундры и пытается устраивать гнезда на зиму среди редколесья, но гибнет от бескормицы, морозов и хищников.

В лесу места ее обитания очень разнообразны и меняются по годам и сезонам одного года, главным образом в зависимости от урожая кормов. Весной и летом белка придерживается высокоствольного, густого и многоярусного, влажного хвойного леса, с хорошим подлеском, в глухой тайге, по долинам ручьев и речек, где почва обычно немного заболочена. В другие сезоны года, в зависимости от урожая семян хвойных деревьев, грибов и отчасти ягод, зверек держится то в кедровниках и ельниках, то в лиственных молодняках или насаждениях пихты. При одинаковом урожае семян белка предпочитает кедровые и лиственничные леса. В сосновых борах она встречается реже; туда ее привлекают не столько шишки, сколько урожай грибов. Исключение составляют телеутка и другие южные белки, живущие все время в сосновых борах или лиственных лесах.

Всю более теплую часть года белка очень деятельна и целые дни бегает по ветвям или по земле, собирая корм. Только в разгар зимы глубокий снег, покрывающий землю, и рыхлая снежная навись на ветвях затрудняют передвижения зверька, а в сильные морозы белки забираются в гнезда и проводят там некоторое время в полудремотном состоянии. В конце января или начале февраля снега на ветвях бывает меньше, солнце сильнее пригревает, и белка снова начинает деятельную жизнь. Зверьки день ото дня все дальше отходят от гнезда, у самцов сильно набухают семенники, и в феврале — марте, в зависимости от метеорологических условий и упитанности зверьков, начинается течка. Во время течки около одной самки собирается пять или шесть самцов; зверьки проворно бегают друг за другом по деревьям и по земле, поднимают возню и драки. Брачный период занимает около двух или трех недель, а спаривание отдельных белок происходит обычно в течение 1—2 дней, в конце течки. Дней за 20 до родов самка начинает строить одно, чаще два или три гнезда, выбирая густые насаждения хвойных деревьев.

Гнездо белка устраивает или в дуплах деревьев, натаскивая туда древесных лишайников, травы, мочалы, сухих листьев и другой мягкой подстилки, или же, чаще, строит его из сухих веточек, мха, висячих лишайников, липовой мочалы и т. п., в развилине дерева или среди густых сучьев, обычно с южной и юго-восточной стороны ствола, на высоте от 7 до 15 м. Такое шарообразное гнездо называется «гайно». Самцы, как правило, новых гнезд не строят, а занимают и поправляют брошенное самкой или же достраивают гнезда дроздов, сорок, ястребов-перепелятников, ворон.

Для вывода детей самка строит гайно аккуратнее и больших размеров, затрачивая на постройку обычно от 4 до 5 дней. Белка начинает строить его с основания, укладывая и сплетая более толстые веточки; затем строит бока и крышу, оставляя один или два выхода. Внутри зверек выстилает гнездо мягкой подстилкой. В сильные морозы гайно хорошо держит тепло, так как белка затыкает мягкими лишайниками все выходы. Размеры внутреннего помещения гайна колеблются от 12 до 16 см, а ширина входов от 5—6 до 8 см.

На 35-й день после спаривания у белки, в зависимости от возраста и упитанности, родятся 3—10 голых слепых бельчат, около 8 г весом каждый. Бельчата довольно быстро растут, прибавляясь в весе в среднем по 1,5 г в день. С восьмого дня жизни кожа у них начинает синеть и постепенно покрывается волосами; недели через три прорезаются резцы, и примерно на 30-й день открываются глаза. К этому же времени бельчата начинают лазать. В возрасте около двух месяцев молодые переходят на самостоятельное питание древесными семенами, орехами и ягодами и затем оставляют самку. На пятом месяце жизни у бельчат заканчивается смена молодых зубов, и зверьки становятся почти взрослыми особями. Выкормив первый помет, самка несколько откармливается и обычно снова спаривается. Таким образом, белка обычно приносит два помета в год, а иногда даже три. Иногда последние пометы белки сильно запаздывают, и родившиеся поздней осенью или даже зимой бельчата замерзают.

Пища белки очень разнообразна, и ее состав меняется по годам и сезонам. Основную массу пищи зверька составляют семена и орехи хвойных деревьев: кедра, лиственницы, ели, пихты и сосны, которыми белка питается весь год. Летом к этому корму прибавляются ягоды и грибы. В более южных районах, где растут дубовые леса с подлеском из лещины, белка питается жолудями и лесными орехами. Кроме того, она поедает насекомых, птичьи яйца и птенцов, добывая их в гнездах. В годы неурожая хвойных семян, ягод, орехов и грибов белка переходит на питание молодыми побегами и почками деревьев, корой, лубом и губчатыми древесными грибами. В урожайные годы белка делает запасы орехов и шишек, натаскивая их в дупла или зарывая среди корней, а также сушит грибы, развешивая их здесь и там, на ветках деревьев и кустарников. Свои склады зверек, повидимому, быстро забывает и находит их зимой случайно, осматривая все подходящие места.

Еще в древних русских летописях имеются указания на большие перекочевки или миграции белок. Они наблюдаются почти во всех частях страны, где обитает белка. Иногда летние миграции вызываются засухой и лесными пожарами, особенно в центральной и Восточной Сибири, но чаще неурожаем основных ее кормов — семян хвойных деревьев и орехов. Перекочевки белок представляют или короткие переходы из насаждения одной породы в насаждение другой, из одного лесного массива в другой, или длительные и дальние переселения на сотни километров; последние бывают, повидимому, только в обширных и однообразных по составу лесах равнин. Кочующая белка может проходить большие расстояния; известны совершенно точные данные о переходах в 250—300 км, но, вероятно, она проходит значительно большие пространства. Идет со скоростью шага человека, 3—4 км в час, но как долго может так двигаться— неизвестно. Во время миграций часто выходит из леса на открытые пространства тундры, степей, на распаханные поля, идет через голые вершины гор, через города и села, пытается переплывать широкие реки, как Северная Двина, Обь, Енисей, Амур, плывет через Финский залив, Мезенский залив, Тазовскую губу, оз. Байкал, Татарский пролив. При этом зверьки сотнями и тысячами тонут, гибнут от голода и замерзают зимой на открытых пространствах.

Миграция начинается обычно с движения отдельных зверьков и затем увлекает всех обитающих в данном районе белок.

Идет белка широким фронтом поодиночке, но в одном направлении, не образуя значительных сплоченных стай. Скопляется только около больших препятствий: по берегам больших рек, заливов, перед степями. Во время миграции теряет почти всякую осторожность и не обращает внимания на присутствие людей, собак и на непривычный шум заводов и больших городов. Подчиняясь старым привычкам, зверьки во время хода собирают грибы и вешают их на ветви сушиться, прячут орехи и шишки в дупла и среди корней. Перекочевки продолжаются иногда в течение одного — двух месяцев, иногда наблюдаются все лето и осень, до глубокого снега и сильных морозов, а изредка происходят в течение нескольких лет подряд с перерывами зимой. Из района с неблагоприятными условиями (неурожай кормов, засуха, обширные лесные пожары) белка растекается во все стороны, но чаще замечается движение на север. В этом направлении обычно идут белки, размножившиеся в лесной зоне. Дойдя до лесотундры и тундры, они гибнут; обратного хода из лесотундры не наблюдалось.

Независимо от миграций количество белок в одном и том же районе не остается постоянным из года в год и подвержено колебаниям, которые связаны с урожаем семян хвойных деревьев. В более южных и западных районах страны, где урожаи этих семян повторяются чаще и равномернее, соответственно чаще увеличивается численность белки, иногда очень сильно. Увеличение количества белок, или, наоборот, резкое уменьшение их охватывают нередко огромные пространства в сотни тысяч квадратных километров, тогда как миграции дают лишь некоторую перегруппировку стада белок на сравнительно небольших участках, на площади не более нескольких сотен километров. Неурожай белки зависит от подавленного, сокращенного размножения и от развития повальных заболеваний, эпизоотии, связанных с голоданием зверьков вследствие неурожая основных кормов.

Эпизоотии обычно возникают в конце осени и наиболее развиваются весною, а сокращенное размножение и малочисленность белок наблюдаются обычно через год после неурожая кормов, т.е. в следующий промысловый сезон, и нередко приходятся на богатый кормами год.

Как правило, резкий подъем численности белок также запаздывает на один год после урожайного на корма года. Шишки, сбитые на землю ветром и клестами, служат богатым кормом белкам всю зиму, весну и даже лето, следующее за урожайным годом. Обеспеченные обильным запасом кормов, белки хорошо и быстро размножаются, принося в каждом помете много молодых. Очень часто беличий урожай приходится снова на год с неурожаем кормов, и белки снова гибнут массами или откочевывают в районы с урожаем корма. Какие болезни губят белок в условиях осенней и зимней бескормицы, еще не выяснено.

Белки, так же как бурундуки, суслики, водяные крысы, ондатры и другие грызуны, подвержены заболеваниям туляремией. Наблюдались случаи гибели белок от заразной болезни — геморрагической септицемии, и возможны ее заболевания пироплазмозом, распространенным у домашних животных и мелких грызунов. Взрослые белки и особенно бельчата в гнездах страдают от клещей и блох.

Белка является ценным пушным зверем, одним из основных объектов пушного промысла в России. Добывается в основном в таёжной зоне Европейской части, Урала и Сибири. Основная масса белок поступает из Сибири, Якутии и с Дальнего Востока. Во времена Советского Союза, по количеству заготовок этот зверек уступал лишь соболю, но в настоящее время прием шкурок практически свелся к нулю. В 2009 году на основных Российских пушных аукционах она не выставлялась на торги.


>