Roads of Orthodoxy

Sacred and Lukinsky church

* Sacred and Lukinsky church

We continue travel on shrines of our Kobrin district. Last time we visited Sacred and Troitsk Kozishchensky church. After a release of article to edition many words of gratitude arrived. Inspired with your support, we went to a way again. This time to Luk's village that settled down in 30 kilometers from the downtown. Than there lives the belief orthodox?

… In foggy morning the temple silhouette, and here before us – Sacred and Lukinsky church appeared. Church service began, and we hurried to join a prayer of parishioners. It seemed that even the clicks of a lock of the camera which suddenly rushed into the temple not in forces to disturb this trembling reverential spirit. And the way of inhabitants of Luka to the temple was and is long and difficult.

According to old residents of the village, several hundreds years ago the church in Luka nevertheless was. Yes to remember about it and very few people can confirm. Generation behind generation grew and only some were brought up already out of the temple, overcoming difficulties, paved the way, looking for the nearest church in the neighboring villages.

- I am connected with this place very close, – the parishioner Zoya Bykovich remembers. – Was born in the neighboring village of Zosino, and here from Luka my husband. The temple was not here therefore who went to Detkovichi of Drogichinsky district, who to Revyatichi. My mother sang 16 years on a choir in Malech.

In 1994 residents of the village had a hope for the, Lukinsky temple. And on June 2, 1999 the archbishop Konstantin put the first stone in a subfoundation of the new temple and consecrated a site in honor of the Saint blessed prince Alexander Nevsky. Huge work on preparation of construction was undertaken by the director of a stud farm of that time "Friendship" Alexander Yurenya. Various support was given also by the deputy of the House of Representatives of National assembly of Republic of Belarus Victor Kuchinsky.

So it developed that after a while construction of the temple was suspended, and it was resumed only in 2004 when the priest to arrival directed Vladimir Matskevich. Thanks to financial and technical support of the director of a stud farm Ivan Kuzhko and the director of JSC Kobrin Creamery Vera Slepukhina, and also enthusiasm of future parishioners work on further construction of church "began to boil".

- The temple was under construction in the eyes, work was done by the whole world, – Raisa Petrukovich, the director of GUO "Luksky SSh" remembers. – The question of the temporary room where church services began to be carried out was in a short space of time solved. All parishioners perfectly understood what funds for construction is required much and what depends on our joint efforts how soon the temple will crown domes.

It is finally constructed and consecrated (already by the Bishop of Brest and Kobrin Ioann) it was on October 31, 2007. - For us, parishioners, it was the happiest day in life. What we waited long and diligent for came true, – Raisa Semyonovna shares with us.

Behind difficult years of construction, reminiscence of the experienced difficulties and pleasures. - And once the construction woods fell in the temple, – the parishioner Raisa Davidovich remembers. – They fall on the person, and we stand, all have a silence. Then the parishioner had no scratch!

Remember how money all village was raised as temporarily church services in the cold building of KBO were carried out as the fence around church was painted. And all this with the father Vladimir. It was hard to leave the father. In 2011 it was directed to other arrival.

- There is such expression that when we come to God, He carries us on hands, and then releases on legs that further independently went, – Zoya Bykovich tells us. – And the father Vladimir "carried" us on hands. As to the first teacher, we very much got used to him.

And here the threshold of the temple was crossed by the new prior – Valery Rogovoy. - Having met him, we then decided all to go together on life. Each other helping with everything, supporting in word and deed, – Raisa Petrukovich continues. – And was. But in a year to us there arrived the new pastor – young and vigorous Alexander Yasyuchenya. And on December 26, 2013 we already met our present father – Oleg Legan. The temple became for us a home. Our parishioners with big love and awe treat this sacred place which from far away is seen domes, attracting with warmth and a cosiness. Every year more and more parishioners find the way to truth.

The father Oleg who arrived to Kobrin district from Molodechno had the way to Lukinsky church also. The civil engineer with a 27-year experience dreamed to serve at least once at the God's throne. Everything occurred immediately. When it arrived to Brest to the lord Ioann, he was imposed and sent to this temple.

- In September of last year I did not know that on October 27 I will be imposed. The Lord took by hand, and I could make nothing with it any more, – the father shares with us. He also told us about feature of Lukinsky church. Here not one patron, and at once two.

- Initially the temple was planned to be consecrated in honor of the Saint blessed prince Alexander Nevsky, – the father Oleg tells. – Consecration of the temple in honor of the apostle and Luke the Evangelist was accepted the lord Ioann at the last minute. Perhaps, it was promoted by the name of the settlement – Onions, and also the fact that on the architectural concept the temple is built in apostolic type: in the middle the dome is Lord Jesus, and four domes on the parties are 4 apostles-evangelists. But we think also of Saint Luka especially much, and of blessed Alexander Nevsky.

In spite of the fact that the long-awaited temple appeared, the church did not become native arrival for many villagers yet. As the father told, among parishioners there are constants, and is also to "zakhozhena", there are those which come to the temple for ritual reasons, and many do not go to the temple at all, even the heads in its party do not turn. Painfully "hardy" were ceremonies and superstitions absorbed long years. And the prayer in the temple has a greater effect.

- There was a case – gave a note about one patient. It had a huge tumor, and he only endured difficult operation after which doctors even for the next year could not give any forecasts, – Oleg Legan remembers. – In the temple we prayed for it. After a cathedral prayer to evening of the same day he started talking. A cathedral prayer – very strong. It is such column which comes from the temple directly on heaven. It is difficult to overestimate importance of a prayer.

Perhaps, the special grace of the temple was felt even by bees. The father Oleg told an amusing story how annually, in May, to the temple the huge swarm of bees flies. They spend the night in church, and in the morning, with sunrise, depart.

Except the main church services, on Fridays reading the acathist to the Virgin's icon was fallen in love to parishioners. As the father speaks, Bolshevist expansion departed, passed also uplift. Now it is necessary to pray, and much heavier to pray. Here it is necessary to apply work, and this work is big.

- I arrived to Luka to the daughter in 2007, since then I do not miss any church service. Both in the evening, and in the morning always in the temple, – 87-year-old Olga Poleshchuk, the most senior parishioner says. – I ikonostasik have houses. I read much, I always try to pray diligent. As tears will pour down from eyes, so prayed correctly.

Olga Poleshchuk goes to good weather straight, in bad – the road. And all this, leaning on two sticks. Gradually it overcomes 16 steps to the temple again and again, finding forces and health. Is not afraid distances and Zoya Bykovich's family from Baranovichi. Together with the husband and the son they began to revive the mother's house and almost in Sunday, and even more often come from the city to Luka.

- I fly here as on wings, – Zoya Alekseevna says. – The father tries to appeal to soul of everyone, and souls of parishioners reveal. The temple is filled with new faces. I have a wide pilgrim experience, but as pray here on a prayer – I saw in few places … The soul rejoices when you see such boring.

- At us was teachers much, and everyone introduced something, – the parishioner Anna Lisyuk shares reflections. – Very many do not go to church yet. It is possible to bring into the temple on once, but so that the person votserkovitsya, – it is necessary time. And I think that at our diligent prayer it surely will occur.

From foundation of the temple the foundation of sunday school for children was laid. Here and during our conversation slowly to the shelf of young parishioners arrived. The father is sure that any arrival of the child to the temple is always the benefit, such arrival will never be in vain. A faithful companion on life and in the temple for the father Oleg is his spouse – the mother Larisa. The musician by training, it with children prepares for Christmas performance now.

- The most important that the person had a desire, the God's appeal, – the mother says. – That the soul was eager to come to God, to pray. And the belief that was. Belief, hope and love. Anastasia Ptushko is 13 years old, she attends sunday school not the first year. The girl noticed that she began to understand more parents, to care for the family, became kinder. It would like that also her schoolmates came to the temple.

Sacred and Lukinsky church it is visible from far away. On once desert place the source of a consolation and pleasure was born works and efforts of people. Can enjoy from it everyone. The way to this source temple is thorny, but, having felt its reviver, understand that the more difficult, the more with pleasure and dolgozhdanny there is such meeting …

Author of material and photo: Irina Lesik




Search in the website

Our partners

Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Дорогами православия

Свято-Лукинская церковь

* Свято-Лукинская церковь

Мы продолжаем путешествие по святыням нашей Кобринщины. В прошлый раз мы посетили Свято-Троицкую Козищенскую церковь. После выхода статьи в адрес редакции поступило немало слов благодарности. Воодушевлённые вашей поддержкой, мы снова отправились в путь. На этот раз в деревню Лука, что расположилась в 30-ти километрах от центра города. Чем же здесь живёт вера православная?

…В туманном утре вырисовался силуэт храма, и вот перед нами – Свято-Лукинская церковь. Богослужение началось, и мы поспешили присоединиться к молитве прихожан. Казалось, что даже внезапно ворвавшиеся в храм щелчки затвора фотоаппарата не в силах потревожить этот трепетный благоговейный настрой. А ведь путь жителей Луки к храму был и есть долгим и непростым.

Со слов сторожилов деревни, несколько сотен лет назад церковь в Луке всё же была. Да припомнить об этом и подтвердить мало кто может. Поколение за поколением росли и воспитывались уже вне храма, лишь некоторые, превозмогая трудности, прокладывали свою дорогу, ища в соседних сёлах ближайшую церковь.

- Я связана с этим местом очень близко, – вспоминает прихожанка Зоя Быкович. – Родилась в соседней деревне Зосино, а вот из Луки мой муж. Храма здесь не было, поэтому кто ходил в Детковичи Дрогичинского района, кто в Ревятичи. Моя мама 16 лет пела на клиросе в д. Малеч.

В 1994 году у жителей деревни появилась надежда на свой, Лукинский храм. И вот 2 июня 1999 года архиепископ Константин заложил первый камень в основании фундамента нового храма и освятил место строительства в честь святого благоверного князя Александра Невского. Огромную работу по подготовке строительства взял на себя тогдашний директор племзавода «Дружба» Александр Юреня. Всевозможную поддержку оказал и депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Виктор Кучинский.

Так сложилось, что через некоторое время строительство храма было приостановлено, и возобновилось оно только в 2004 году, когда священником на приход был направлен Владимир Мацкевич. Благодаря финансовой и технической поддержке директора племзавода Ивана Кужко и директора ОАО «Кобринский маслосырзавод» Веры Слепухиной, а также энтузиазму будущих прихожан «закипела» работа над дальнейшим строительством церкви.

- Храм строился на глазах, работу делали всем миром, – вспоминает Раиса Петрукович, директор ГУО «Лукская СШ». – В короткий срок был решён вопрос о временном помещении, где стали проводиться богослужения. Все прихожане прекрасно понимали, что средств на строительство понадобится немало и что от наших совместных усилий зависит, как скоро увенчается куполами храм.

Окончательно построен и освящён (уже епископом Брестским и Кобринским Иоанном) он был 31 октября 2007 года. - Для нас, прихожан, это был самый счастливый день в жизни. Свершилось то, чего мы ждали долго и усердно, – делится с нами Раиса Семёновна.

Позади непростые годы строительства, воспоминания о пережитых трудностях и радостях. - А однажды строительные леса в храме упали, – вспоминает прихожанка Раиса Давидович. – Они падают на человека, а мы стоим, у всех молчание. Ни одной царапины тогда у прихожанина-то не было!

Помнят, как деньги всем селом собирали, как временно богослужения в холодном здании КБО проводились, как забор вокруг церкви красили. И всё это с отцом Владимиром. Нелегко было расставаться с батюшкой. В 2011 году его направили на другой приход.

- Есть такое выражение, что когда мы приходим к Богу, то Он носит нас на руках, а потом отпускает на ножки, чтобы дальше самостоятельно шли, – рассказывает нам Зоя Быкович. – Так и отец Владимир нас «носил» на руках. Как к первому учителю, мы к нему очень привыкли.

И вот порог храма переступил новый настоятель – Валерий Роговой. - Встретив его, мы тогда решили все вместе идти по жизни. Во всём друг другу помогая, поддерживая словом и делом, – продолжает Раиса Петрукович. – Так и было. Но через год к нам приехал новый пастырь – молодой и энергичный Александр Ясюченя. А 26 декабря 2013 года мы уже встречали нашего теперешнего батюшку – Олега Легана. Храм стал для нас родным домом. Наши прихожане с большой любовью и благоговением относятся к этому священному месту, которое издалека виднеется куполами, привлекая теплотой и уютом. С каждым годом всё больше прихожан находят свою дорогу к храму.

Свой путь к Лукинской церкви был и у отца Олега, который приехал на Кобринщину из Молодечно. Инженер-строитель с 27-летним стажем мечтал хотя бы раз послужить у престола Божия. Всё произошло молниеносно. Когда он приехал в Брест к владыке Иоанну, его рукоположили и направили в этот храм.

- Ещё в сентябре прошлого года я не знал, что 27 октября меня рукоположат. Господь взял за руку, и я уже ничего не смог с этим сделать, – делится с нами батюшка. Он же нам и рассказал об особенности Лукинской церкви. Ведь здесь не один покровитель, а сразу два.

- Изначально храм планировали освятить в честь святого благоверного князя Александра Невского, – рассказывает отец Олег. – Освящение храма в честь апостола и евангелиста Луки было принято владыкой Иоанном в последний момент. Возможно, этому поспособствовало название населённого пункта – Лука, а также то, что по своему архитектурному решению храм построен в апостольском типе: в середине купол – это Господь Иисус Христос, а четыре купола по сторонам – это 4 апостола-евангелиста. Но мы особо трепетно относимся и к святому Луке, и к благоверному Александру Невскому.

Несмотря на то, что долгожданный храм появился, церковь ещё не стала родным приходом для многих сельчан. Как рассказал батюшка, среди прихожан есть постоянные, а есть и «захожане», есть те, которые приходят в храм из обрядных соображений, а многие и вовсе в храм не ходят, даже головы в его сторону не поворачивают. Уж больно «живучими» оказались впитанные долгими годами обряды и суеверия. А ведь молитва в храме имеет большую силу.

- Был случай – подали записочку об одном больном. У него была огромная опухоль, и он только пережил сложную операцию, после которой врачи даже на ближайший год не могли давать никаких прогнозов, – вспоминает Олег Леган. – В храме мы помолились о нём. После соборной молитвы к вечеру того же дня он заговорил. Соборная молитва – очень сильная. Это такой столб, который исходит из храма прямо на небеса. Важность молитвы сложно переоценить.

Возможно, особую благодать храма почувствовали даже пчёлы. Отец Олег рассказал забавную историю о том, как ежегодно, в мае месяце, в храм залетает огромный рой пчёл. Они ночуют в церкви, а утречком, с восходом солнца, улетают.

Кроме основных богослужений, по пятницам полюбилось прихожанам чтение акафиста иконе Богородицы. Как говорит батюшка, отошла большевистская экспансия, прошёл и духовный подъём. Сейчас надо молиться, а молиться намного тяжелее. Здесь надо прилагать труд, а этот труд велик.

- Я приехала в Луку к дочке в 2007 году, с тех пор не пропускаю ни одного богослужения. И вечером, и утром всегда в храме, – говорит 87-летняя Ольга Полещук, самая старшая прихожанка. – Дома у меня иконостасик есть. Я много читаю, всегда стараюсь усердно помолиться. Как слёзы сами польются из глаз, значит, помолилась правильно.

В хорошую погоду Ольга Полещук ходит напрямик, в плохую – дорогой. И всё это, опираясь на две палочки. Потихонечку она снова и снова преодолевает 16 ступенек к храму, находя силы и здравие. Не боится расстояния и семья Зои Быкович из г. Барановичи. Вместе с мужем и сыном они стали возрождать мамин дом и почти через воскресенье, а то и чаще приезжают из города в Луку.

- Лечу сюда, как на крыльях, – говорит Зоя Алексеевна.– Батюшка старается воззвать к душе каждого, и души прихожан раскрываются. Храм наполняется новыми лицами. У меня большой паломнический опыт, но как молятся здесь на молебне – я мало где видела… Душа радуется, когда видишь такие росточки.

- У нас много было учителей, и каждый что-то привнёс, – делится размышлениями прихожанка Анна Лисюк. – Очень многие ещё не ходят в церковь. Привести в храм на один раз можно, но так, чтобы человек воцерковился, – это нужно время. И я думаю, что при нашей усердной молитве это обязательно произойдёт.

С самого основания храма было положено начало воскресной школы для детей. Вот и во время нашей беседы потихоньку в полку юных прихожан прибывало. Батюшка уверен, что любой приход ребёнка в храм – это всегда благо, такой приход никогда не пройдёт даром. Верной спутницей по жизни и в храме для отца Олега является его супруга – матушка Лариса. Музыкант по образованию, она с детками теперь готовится к рождественскому выступлению.

- Самое главное, чтобы у человека было желание, призыв Божий, – говорит матушка. – Чтобы душа жаждала прийти к Богу, помолиться. И вера чтобы была. Вера, надежда и любовь. Анастасии Птушко 13 лет, воскресную школу она посещает уже не первый год. Девочка заметила, что стала больше понимать родителей, заботиться о родных и близких, стала добрее. Ей бы хотелось, чтобы и её одноклассники пришли в храм.

Свято-Лукинскую церковь видно издалека. На некогда пустынном месте трудами и усилиями людей родился источник утешения и радости. Испить из него может каждый. Тернист путь к этому источнику-храму, но, ощутив его живительную влагу, понимаешь, что чем сложнее, тем слаще и долгожданнее становится такая встреча…

Автор материала и фото: Ирина Лесик

Источник: vkobrine.by

Навигация

Поиск по сайту


Наши партнеры

У нас широкий ассортимент различных украшений для зала и автомобилей, а также большой опыт по подготовке и монтажу видеоматериалов.